Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье 3 страница
Секулярный тренд— высокие темпы акселерации, наблюдавшиеся на протяжении XX в.
Скрытая агрессия— способ поведения, когда субъект не может выразить свою враждебность в открытой форме и прибегает к злословию, остракизму, иронии и сарказму, игнорированию собеседника.
Скрытая гендерная программа— набор установок, взглядов, ценностей и предубеждений, связанных с отношением к своему и противоположному полу, которые проявляются в поведении и не всегда осознаются их носителем.
Сомнение и отрицание— речевые паттерны «поддерживающего» поведения, когда говорящий после высказанной мысли пытается смягчить воздействие на собеседника, выражая неуверенность в своей правоте, к примеру: «Наверное, это неправильно».
344 Глоссарии
Социальная память— память, проявляющаяся в общении с другими людьми: на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни.
Социальная самооценка— оценка своей способности выполнять социальные роли, общаться и взаимодействовать с окружающими.
Социальная тревожность— беспокойство и страх, проявляющиеся во взаимодействии и общении с людьми.
Социальное безделье— феномен групповой жизни, который проявляется, когда в присутствии людей, активно действующих в достижении групповой цели, человек снижает свое участие в этой деятельности, перекладывая ответственность на других.
Социальные стимулы— раздражители, характеризующие человека и общение с ним:лицо, голос, речевые высказывания, невербальные проявления.
Спонтанное речевое поведение— характерные для неформального общения незапланированные и непроизвольные высказывания, восклицания, мимика, жесты.
«Стеклянный потолок»— метафора, характеризующая ситуацию в обществе по отношению к женщинам, делающим карьеру: на их пути выдвигаются реальные, но невидимые барьеры; поскольку они неявны, их труднее преодолевать (к примеру, лишение женщин необходимой деловой информации, о котором можно только догадываться).
Сторге— любовный стиль, основанный на дружбе.
Стратификация полов— неравное положение полов в обществе, проявляющееся в преимуществах одного пола перед другим в виде привилегий, возможностей для развития.
Структурирующий лидерский стиль— действия лидера и руководителя, направленные на организацию деятельности последователей и подчиненных.
Токен— «символ»; неполноправный член группы, который по определенному признаку (пол, раса, этническая принадлежность и т. п.) представляет ее меньшинство и служит для большинства образцом всех носителей данного признака.
Третичная пропорция полов— соотношение лиц женского и мужского пола в отдельных возрастных группах.
Успешное прерывание партнера— удачная попытка перебить собеседника, приводящая к тому, что он замолкает и перебивший продолжает говорить.
Уточняющие вопросы— образец речевого «поддерживающего» поведения, с помощью которого собеседнику демонстрируют, что его активно слушают, либо дают понять, что он компетентен что-то разъяснить, рассказать.
Фальшивая уникальность— преувеличение своей неповторимости, непохожести на других, оригинальности.
Фантазия грандиозности— одно из проявлений патологического нарциссизма, которое выражается в чрезмерном преувеличении своей личности, достоинств, достижений, переживаний, страданий, а по отношению к окружающим — в высокомерии и обесценивании их.
Фейсизм(от англ. face — лицо) — тенденция, заключающаяся в том, что по телевидению при показе мужчин демонстрируются преимущественно голова, лицо, а женщин — фигура, что приводит к ассоциированию мужчин с интеллектом и духовностью, а женщин — с низменными инстинктами.
Глоссарии 345
Фемининность— совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. п.
Физическая агрессия— враждебное поведение по отношению кокружающим, которое выражается в нанесении им ударов, толчков, пинков.
Эгалитарные взгляды— представление о равенстве полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии) как естественном принципе построения человеческих отношений в обществе, как ценности.
Эгоистическая доминантность— стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для своей пользы (бегать по личным поручениям, например).
Экспрессивная гендерная роль— обычно требуемое от женщины поведение, демонстрирующее теплоту и заботу об окружающих (в семье — так называемое хранение очага).
Экстернальный локус контроля— особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».
Экстратенсивность— показатель моторики по методике Мира-и-Лопеца; проявляется в рисовании линии с отклонениями вовне от эталонной.
Эктоморфный тип телосложения— тип телосложения по Шелдону, характеризующийся удлиненностью тела и его частей.
Эмоционально-когнитивный диссонанс— механизм формирования гендерных установок в России (по В. Е. Кагану): рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу.
Эмоциональный компонент эмпатии— способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.
Эндоморфный тип телосложения— тип телосложения по Шелдону, характеризующийся тучностью.
Эргографический индекс— показатель, демонстрирующий мышечную выносливость испытуемого и отражающий всю механическую работу, произведенную рядом сокращений мышц до наступления утомления.
Эрос— любовный стиль, основанный на чувственности, сексуальном влечении.
ЭффектSEM (от английской аббревиатуры SEM: self-evaluation maintenance) — сохранение самооценки, которое проявляется, когда человек добивается больших успехов, чем другие, и испытывает при этом положительные эмоции, особенно если он сравнивает себя с близкими людьми и в области, значимой для его самоопределения.
Эффект само-референтности— наибольшая'значимость для испытуемого информации о себе (проявляется, к примеру, в том, что он лучше запоминает информацию о себе, чем о других); более ярко его демонстрируют лица с высокой самооценкой.
ЛИТЕРАТУРА
Агеев В. С Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.
Акапде А. Психологические последствия безработицы у женщин Южной Африки // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 127-136.
Акинщикова Г. И. Антропология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965.
Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
Али-Заде А. А. Опыт изучения социометрического статуса юношей и девушек // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977. С. 24-25.
Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
Амундсен К. Женщины и американская демократия: Большинство, которое заставляют молчать. М., 1976..
Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
Антология гендерной теории / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмано-вой. Минск, 2000.
Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.
Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1993. № 4. С. 25-34.
Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. М., 1927.
Аркин Е. А. Экономика человеческого организма. 2-е изд. М.; Л., 1927.
Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. М., 1899.
Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1899.
Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.
Баррьер М. Вечная загадка Дон Жуана, или Секреты эротического успеха. Тал
линн, 1991. •
Бендас Т. В. Вожаком может быть каждый // Директор школы. 1999. № 8. С. 48-52.
Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.
Литература 347
Бендас Т. В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей // Вестник Оренбургского университета. 2001. № 1. С. 19-23.
Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95.
Бендас Т. В. Жизненный путь студенческих лидеров // Учебная, научно-исследовательская и инновационная деятельность высшей школы в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 2001. С. 142-143.
Бендас Т. В. Изучение представлений о лидере у профессиональных психологов к неспециалистов // Психологические проблемы социализации личности. Ал-маты, 1999. С. 18-23.
Бендас Т. В. Изучение стихийного лидерства в лабораторном эксперименте // Проблемы этнокультуры в евразийском пространстве. Караганда, 1998. С. 167-173.
Бендас Т. В. Исследование лабильности-ригидности общения лидеров и «отверженных» в студенческих группах разного уровня организованности'// Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу. Ч. И. М., 1981. С. 317-318.
Бендас Т. В. История изучения лидерства в американской социальной психологии // Вестник Карагандинского университета. Серия гуманитарных наук. 1999. № 2 (14). С. 79-86.
Бендас Т. В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определенной культуре // Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 6. Оренбург, 2000. С. 134-139.
Бендас Т. В. Оценка успешности вузовских руководителей: гендерный подход // Роль женщин в развитии высшего образования в XXI веке: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 87.
Бендас Т. В. Психология лидерства: Гендерный и этнический аспекты. СПб., 2002.
Бендас Т. В. Работа практического психолога по коррекции и развитию личности женщины-лидера // Развитие и саморазвитие ученика и учителя: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. Оренбург. 2001. С. 253-257.
Бендас Т. В. Социально-психологическая характеристика организованности студенческих групп разного уровня развития // Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 70. Ярославль, 1984. С. 30-39.
Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Сравнительный анализ лидерского поведения в семьях разных культур // Человек и общество: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. Оренбург, 2001а. С. 12-14.
Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Факторы, определяющие своеобразие взглядов на лидерство в семьях разных культур // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции. Ставрополь, 20016. С. 75.
348 Литература
Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп). Л., 1981.
Бендас Т. В. Усвоение понятия лидерства как элемент социально-психологической подготовки студентов при дистанционном обучении // Современные информационные технологии в области образования, медицины, экономики, коммерции и телематики. Международная конференция «Eurasia Informtech-99». Астана, 1999. С. 4-5.
Бендас Т. В., Соловьева С. В. Об изучении студенческих лидеров мужских и женских групп // Молодые ученые — развитию научно-технического прогресса: Тезисы докладов научно-практической конференции. Гуманитарные и естественные науки. Караганда, 1987. С. 44-45.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990.
Бехтерев В. М. Значение полового влечения в жизнедеятельности организма. М., 1928.
Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа. Т. 1. М., 1984.
Блонский П. П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1. С. 202-276.
Бойко В. В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты. М., 1985.
Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М., 1984.
Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59-68.
Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 110-118.
Буракова Н. В. К вопросу об исследовании невербальных паттернов феминности и маскулинности // Методы психологии. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д, 1997. С. 36-38.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. С. 355-356.
Буунк Б. П. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С. 372-397.
Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург, 2002.
Вызова В. М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в юношеском возрасте. Л., 1985.
Вызова В. М. Психология этнических различий: Проблемы менталитета, отношений, понимания. СПб., 1998.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.
Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 9: Психология размножения и ее эволюция. Л., 1929.
Введение в гендерные исследования. Харьков; СПб., 2001.
Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М., 1991.
Веселоеский А. Женщины и старинные теории любви. М., 1990.
\
Литература 349
Вику липа М. А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старшего дошкольного возраста). Нижний Новгород, 1997.
Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: Роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63-71.
Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989.
Гейманс Г. Психология женщины. СПб., 1911.
Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: Сборник материалов международной летней школы. Иваново, 2002.
Геодакяи В, А. Два пола: Зачем и почему? СПб., 1992.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.
Гримм Г. Основы конституционной биологии и антропометрии. М., 1967.
Трошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 38-49.
ГуревичА. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Гуськов В. С, Мягков И. Ф. Таблицы для экспериментально-психологических исследований. Пермь, 1982.
Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., 1998.
Дворяшина М. Д. О соотношении успеваемости и динамики интеллектуального развития студентов в процессе их обучения в вузе // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1974.
Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.
Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.
Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М., 1983.
Донцов А. И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 38-49.
Епикополов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 100-115.
Естественное движение населения Оренбургской области: Статистический сборник за 2001 год. Оренбург, 2002.
ЖеллиЖ. «Я, Клер...»: Общественное положение женщин во Франции. М., 1981.
Женщины и мужчины Оренбургской области: Краткий статистический сборник. Оренбург, 2000.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптапова Т. Г. Половое воспитание подростков: Ценностное отношение к здоровью // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 33-40.
Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
Знаков В. В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 59-70.
Знаков В. В. Половые различия в понимании неправды, лжи/обмана // Психологический журнал. 1997. № 1. С. 38-49.
350 Литература
Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 49-57.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-69.
Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53-62.
Калинина Е. И. Женщина и управление: Формула успеха. СПб., 2000.
Карпинская Р. С, Никольский С. А. Социобиология: критический анализ. М., 1988.
Кешми Г. Ф. Основы современной сексологии. СПб., 2000.
Кюшаев-Смык Л. А. Психология стресса. М, 1983.
Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
Кжеиина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998.
Кчецина И. С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. С. 61-78.
Кчецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд: Международный альманах гендерных исследований. 2001. Март. С. 18-21.
Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. №4. С. 110-118.
Козлова Т. 3. Исследование зависимости между самооценкой и оценкой прожитой жизни у пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 135-145.
Каллонтай А. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.
Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.
Кони А. Ф. Психология и свидетельские показания // Новые идеи в философии: Сборник № 9. СПб., 1913. С. 67-102.
Короленко Ц. П. Мифология пола. Канск, 1994.
Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.
Кочеткова Л. П. Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей. М., 1915.
Краснова О. В. Сравнительный анализ результатов опроса пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 4. С. 85-108.
Кречмер Э. Строение тела и характер. М.; Л., 1930.
Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 476-510.
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001. С. 438-450.
Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
Леви-Стросс К. Печальные тропики. М, 1984. >
Литвак М. Е. Секс в семье и на работе. Ростов н/Д, 2001.
Литература 351
Логвинов И. Н. Лидерство в учебных группах в регионах «чернобыльского следа». Курск, 1996.
Лопухова О. Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 73-79.
Лоренц К. Агрессия. М., 1994.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988.
Мир в цифрах: Статистический сборник. М., 1992.
Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68-86.
Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983.
Нагаев В. В., Бендас Т. В. Психология акселерации: Учебное пособие. Пермь, 1979.
Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994.
Население России—2000: Восьмой ежегодный демографический доклад. М., 2001.
НаэмДж. Психология и психиатрия в США. М., 1984.
Нго Тхи Туан Зунг. Роль социально-психологических факторов в стабилизации молодой семьи во Вьетнаме // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 90-92.
Нечаев А. Характер человека. М; Л., 1929. С. 91-94.
Обозов Н. Н. Мужчина + женщина - ?! СПб., 1995.
Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е. Г. Луковицкая. Новгород Великий, 2002.
Ожигова Л. Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии. Краснодар, 2000.
Панферов В. Н. Социально-психологическая характеристика ролевой структуры общения в студенческих учебных группах // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. С. 144-152.
Пашипа А. X. Взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 98-105.
Попова Л. В. Проблема самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. №2. С. 31-41.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб., 2003.
Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977.
Психология женщины: Хрестоматия / Составитель А. А. Криулина. Курск, 1992.
Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3-18.
Реан А. А., Коломииский Я. Л. Социально-педагогическаяпсихология. СПб., 1999.
Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970.
Свядощ А. М. Женская сексопатология. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1988.
Семенов В. Е. Социальная психология искусства. Л., 1988.
352 Литература
Семенова Л. Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 23-31.
Сенько Т. В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте. СПб., 1992.
Сенько Т. В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1991. № 4.
Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М, 1929.
Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
Соколова Е. Т., Бурлакова Н. С, Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологиче-ского изучения расстройства гендерной идентичности // Вопросы психологии. 2001.№ 6. С. 3-16.
Сокаюва Е. Т., Бурлакова Н. С, Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной гендерной идентичности с когнитивным стилем личности // Вопросы психологии. 2002.№3. С. 41-51.
Соловьева С. В., Бендас Т. В. Об исследовании социально-психологического климата предприятия швейной промышленности // Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Караганда, 1986. С. 106.
Социология и общество: Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000.
Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.
Сюллеро Э. История и социология женского труда. М., 1973.
Тащева А. И. Эмпирическое исследование возрастной динамики смысложизнен-ных представлений от юности к пожилому возрасту // Психология зрелости и старения. 2002. № 2. С. 84-109.
Тимофеев В. И.. Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. 3-е изд. СПб., 1999.
Тинберген Н. Поведение животных. М, 1978.
Тих Н. А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л., 1970.
Токарева М. Ю., Донцов А. И. Меньшинство как источник социального влияния // Вопросы психологин. 1996. № 1. С. 50-61.
Усачева Н. А. Женщина: Ее статус, судьба и образ в мировой культуре. Алматы, 1994.
Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. М., 1975.
Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001.
Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-36.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Фрейд 3. Жепсттзеттостъ. Сновидения: Избранные лекции. М., 199\.
Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, двадцать восьмой президент США: Психологическое исследование. М., 1992.
Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этодогии и сравнительной психологии. М., 1975.
Литература 353
Хапджнал Дж. Европейский тип брачности в ретроспективе // Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979. С. 14-70.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2001.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. СПб., 2003.
Ходырева Н. В. Женщины в менеджменте // Психология менеджмента. СПб., 1997.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.
Человек в длительном космическом полете. М., 1974.
Чирикова А. Женщина во главе фирмы: Стратегии успеха // Эко. 1997. № 6. С. 183-191.
Чугунова Э. С. Опыт построения модели личности членов инженерного коллектива // Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования. Л., 1979. С. 252-260.
Чугунова Э. С., Панферов В. Н., Михеева С. М. Моделирование социально значимых качеств личности инженера различного должностного статуса // Партийные и общественные организации в вузе. Каунас, 1975.
Шахназарян Н. В. Социально-психологические личностные характеристики лидеров студенческих групп. Л., 1984.
Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Эллис Г. Мужчина и женщина: Этюд о вторичных половых признаках у человека. СПб., 1898.
Abraham W. Т., Cramer R. E., Fernandez A. M., Mahler E. Infidelity, race and gender: an evolutionary perspective on asymmetries in subjective distress to violations-of-trust // Current Psychology. Winter 2001-2002. Vol. 20. No 4. P. 337-348.
Adams J., Rice R. W., Instone D. Follower attitudes toward women and judgments concerning performance by female and male leaders // Academy of management journal. 1984. Vol. 27. № 3. P. 636-643.
Antonopoulou Ch. Sexual attitudes of politicians and attitudes toward violence against women // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 388.
Apfelbaum E. The role of popular culture in women's ways of overcoming socio-cultural demands // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 278.
Armstrong T. G., Heideman G., Fischer В., Hedina K. L„ Ichafer I. Disagreement about the occurrence of male-to-female intimate partner violence: a qualitative study // Family and community health. Vol. 24. No 1. P. 55-75.
Athanasiadou С Postgraduate women talk about family and career: the discursive reproduction of gender difference // Feminism and psychology. 1997. Vol. 7. № 3. P. 321-327.
Athenstaedt U. The bidimensional multifaceted structure of gender role identity // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 394.
12 Зак. 288
354 Литература
Aycart Z, Eskin M. Psychological well-being and work performance of dual-career couples with 0-6 year-old child(ren) // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 382.