Принцип коммуникативности
3 этапа работы над усвоением лексических едениц:
1. Ознакомление-включает работу над формой, значением, употреблением слова.
- предъявление в контексте.
-знакомство с употреблением слова и его формой
-семантизация (раскрытие значения) – Переводная, с ипользованием родного языка, Безпереводная(лучше) наглядность, анализ, синонимы.
-контороль понимания значения.
2. Тренировка-формирование первичных лексических навыков. Имитация, подстановка, трансформация.
Тренировка учащихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнений. Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на:
1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;
( «Назови изображенные предметы», «Выберите из ряда слов слова по теме»
2) формирование сочетаний слов смыслового характера.
(рифмовки, песенки, соотнесите слова в колонках).
3.Применение -применение лексических единиц в различных видах речевой деятельности (условно-речевые и речевые упражнения).
Основным видом упражнений являются разнообразные группировки слов, нацеленные на будущее высказывание. После этого учащимся предлагаются упражнения в неподготовленной речи, без внешних опор. Для этого создаются ситуации, мотивирующие высказывания. Круг замыкается: учащиеся создают свой текст, направленный на решение коммуникативных задач на основе усвоенного словаря.
Схема формирования рецептивного лексического навыка:
Ознакомление с новыми лексическими единицами.
-предъявление лексических единиц (сначала устная основа- мини аудиотекст)
- сообщение учащимся в форме правила, инструкции ориентировочной основы действий для распознания производных, сложных, конвертированных слов.
- определение учащимися значения лексической единицы на слух или визуально.
2. Тренировка(формирование навыка)
- имитационные упражнения – воспроизведение учащимися лексических единиц изолированно и в связном контексте.
- выполнение учащимися языковых и условно-речевых подстановочных и трансформационных упражнений
- овладение учащимися умением выбирать в словаре нужное значение слова.
Применение лексических единиц в чтении или аудировании.
- чтение текста учащимися, включающего новые лексические единицы и контроль понимания прочитанного;
- прослушивание учащимися текста.
Обучение иноязычной грамматике.
При обучении иноязычной грамматике выделяют: активный и рецептивный (пассивный) грамматический минимум.
Активный грамматический минимум – это грамматические явления, которые учащиеся должны употреблять в процессе говорения и письменной речи.
Материал активного грамматического минимума отбирается с учетом следующих принципов:
Принцип распространенности в устной речи.
Принцип образцовости.
3. Принцип исключения синонимичных явлений.
Рецептивный (пассивный) грамматический минимум – это грамматические явления, которые учащиеся должны понимать на слух и при чтении.
Основными принципами отбора пассивной грамматики выступают:
Принцип распространенности в книжно-письменной речи.
Принцип многозначности.
Речевой грамматический навык – это автоматизированное действие по выбору модели адекватной речевой задачи данной реч. Задачи.
Основными качествами являются:
• автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций;
• единство формы и значений,
· ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.
Рецептивный грамматический навык –это автоматизированное действие по узнаванию и пониманию морфологических форм и синтаксических конструкций в письменном и устном тексте.
Выделяют 4 аподхода:
-Структурный
-Структурно-функциональный
-Функциональный
-Комуникативный
Грамматические правила делятся на:
· Вербальные- правило. Инструкция. Краткое указание. Должно отвечать требованиям:-речевой характер формулировки; -краткость и четкость;правила даются по мере выполнения упражнений; - количество определяется функциональными трудностями грамматической формы, соотношением ее с родным языкоми определяется ступенью обучения- квантование знаний.
· Схематические- правило обобщения. Разрозненные сведения о гр.явлении. Должно быть: -наглядным; конкретизированным.
Грамматический нафык формируется по нескольким стадиям:
1. Восприятие
2. Имитация
3. Подстановка
4. Трансформация
5. Репродукция
6. Комбинирование.
Пассов предлогал методический цикл по формированию грамматического навыка:
1 урок – 1, 2, 3.
2 урок - 4, 5
3 урок - 6, но перед этим еще раз 4 и 5.
Этапы обучения активной грамматике:
Введение.
1.. Презентация-в устной и письменной речи с целью демострации грам. навыка.
2.. Ознакомление- использование связного текста. Ознакомление может носить:
-практический характер (знакомство в речевом образце , понятие значения из контекста и по аналогии выполняют гр. Действие имитативно. не экономно по времени)
-теоретико-практический характер(краткое теор. объяснение, которое касается образования и употребления
3.. первичное выполнение действий.(по образцу без правил или по образцу и правилу)