Учебно-методический комплекс. Часть II. Методические рекомендации

Учебной дисциплины

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, СЕМЕЙНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

0501б_нача00 - Педагогическое образование (бакалавриат)

Форма обучения очная

Общая трудоемкость 72 часа, 2 зачетные единицы

Лекции 18 часов

Практические занятия 16 часов

Самостоятельная работа 38 часов

Экзамен 5 семестр

Москва, 2012

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании общеинститутской кафедры психологии образования протокол № 1, от __ августа 2012 года.

Заведующий кафедройА.И. Савенков

Составитель О. И. Ключко

Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогический, семейный и этнический конфликт» включает в себя программу, методические рекомендации и технологическую карту учебной дисциплины. Методические рекомендации и тематический план изучения курса составлены в соответствии с учебной программой дисциплины и содержат: виды учебной работы, их трудоемкость в соответствии с учебным планом; вид контроля; тематический план курса; примерную тематику докладов, рефератов, контрольных работ; требования и примерные вопросы к экзамену; список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной); список Интернет-ресурсов по дисциплине.

Виды учебной работы, их трудоемкость.Учебный курс «Психологический, семейный и этнический конфликт» изучается во 5 семестре в объеме 72 часов (2 кредита). Из них на аудиторные занятия отводится 36 ч (18 ч лекции, 18 ч. практические занятия), на самостоятельную работу – 38 ч. Итоговая форма контроля – экзамен.

Тематический план учебной дисциплины

Номер темы   Тема занятия Лекции Практические СРС
История возникновения и развития конфликтологии. -
Источники и функции конфликтов. Типология конфликтов.
Структура и динамика развития конфликтов.
Внутриличностные конфликты.
Межличностные конфликты.
Групповые конфликты.
Социально-психологические, политические и межэтнические конфликты
Методы разрешения и урегулирования конфликтов.
Профилактика конфликтов.
  Итого

Тема 1. История возникновения и развития конфликтологии

Лекция 2 ч.

Этапы становления конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики. Концептуальные источники формирования общей теории конфликта. Ранние представления о конфликте и методах его разрешения (Гераклит, Эпикур); христианская философия (Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон); новые подходы к конфликту (В.Д. Пристли, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, Г. Спенсер, У. Сампер, Г. Зиммель и др.); марксизм и немарксистская традиция изучения конфликтов (М. Вебер, В. Паретто, Г. Моска и др.) Рассмотрение конфликтов в психоаналитической психологии. Социально-психологическая традиция изучения конфликта.

Структура научного познания о конфликте. Подходы к изучению конфликта в отечественной психологии.

Список литературы

1. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г.И. Козырев. – М.: Владос, 2007. – 176 с.

2. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами / Ю.Ф. Лукин. – Академический проект «Трикста», 2007.- 800с.

3. Мириманова, М.С. Конфликтология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова – 2-е изд., испр. – М.: изд. Центр «Академия», 2004. – 192с.

Тема 2. Источники и функции конфликтов. Типология конфликтов.

Лекция 2 ч.

Противоречия между людьми – как источники конфликтов. Функции конфликта: конструктивные (позитивные) и деструктивные (негативные). Влияние конфликта на основных участников и социальное окружение.

Типология конфликтов: критерии классификации. Виды конфликтов по движущим силам: потребностям, интересам, ценностям (А.Г. Здравомыслов). Формы конфликтов по В.Н. Амелину. Виды конфликтов с учётом мотивации (ложный, потенциальный, истинный). Типология конфликтов Р. Дарендорфа; типология И. Дойча и др.

Практическое занятие №1. – 2 ч.

Наши рекомендации