Сбои в системе управления организационным поведением
Анализ понятия «сбой» в организационном поведении. Характеристики двух видов сбоев: мотивационные бифуркации и мотивационные катастрофы. Факторы, вызывающие сбои в организационном поведении.
Основные виды сбоев, вытекающих из ошибок в системе мотивации трудовой деятельности: когнитивный диссонанс, конфликт мотивов, градиент цели, действие законов Йеркса-Донсона, репродуктивное торможение. Причины сбоев, формы их проявления, индивидуальная предрасположенность и профилактика появления.
Общая характеристика сбоев, вытекающих из ошибок в диагностике профессиональной пригодности персонала: стресс, неправильное разделение работ, «эффект Карпентьера», неправильный режим работы и др.
7.3. Оценка эффективности систем мотивации труда
Понятие об «оптимальной системе мотивации». Мотивационный профиль как графическое отражение несовпадения реальной и желаемой силы действия отдельных групп мотивов. Понятие о допустимых и патологических отклонениях мотивационного профиля и их влияние на поведение персонала. Общий и частные критерии оптимальности системы мотивации труда.
Правило построения мотивационного профиля и принципы его дешифровки. Формирование плана мероприятий по оптимизации мотивации трудовой деятельности персонала на основе данных, полученных при дешифровке мотивационного профиля.
Диагностическая система поиска ошибок в системе мотивации организационного поведения персонала. Правила заполнения опросных листов и алгоритм получения количественных характеристик мотивационного профиля. Компьютерная версия данной диагностической системы, ее особенности и технология работы с ней.
8. АНАЛИЗ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
Принципы анализа поведения организации. Формализованные и персонифицированные отношения. Модели управленческих ориентаций: бюрократическая, технократическая, автократическая, гуманизаторская, демократическая и инновационная. Микромодели управленческих отношений в организации. Методика конструирования организации.
Основные методы управления поведением организации и условия их эффективного применения. Организационная культура: функции и основные элементы. Создание, укрепление и изменение организационной культуры. Влияние командного подхода на поведение организации. Основные виды команд и принципы их построения.
ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ
9.1. Формы власти и влияния
Дефиниция понятий «влияние», «власть» и «лидерство». Классификация форм власти и влияния.
Особенности власти, основанной на принуждении. Формы страха, используемые менеджером. Положительные и слабые стороны власти, основанной на принуждении.
Характеристики власти, основанной на вознаграждении. Формы вознаграждений, используемых руководителем. Сильные и слабые стороны власти, основанной на вознаграждении.
Основные черты экспертной власти. Формы монополии на информацию, используемые менеджером для управления персоналом. Основные сильные и слабые стороны экспертной власти.
Особенности эталонной власти. Понятие о харизме и ее основных формах. Признаки харизматического лидера. Сильные и слабые стороны эталонной власти.
Характеристика законной власти. Формы бюрократии, применяемые менеджером в управлении персоналом. Сильные и слабые стороны законной власти.
Области эффективного управления поведением персонала путем использования влияния: через страх, положительное подкрепление, традиции, разумную веру и влияния с помощью примера.
Делегирование полномочий и его влияние на эффективность организации. Принципы делегирования. Роль руководителя в наделении сотрудников полномочиями.