Организационная культура как инструмент управления организационным поведением. Функции организационной культуры.

Организационная культура как инструмент управления организационным поведением. Функции организационной культуры.

Ее определяют как как функционирующую в рамках социальной организации систему наследуемых материальных и духовных (идеальных) факторов человеческой деятельности, которая, отражая сложившуюся в обществе и его подсистемах совокупность общественных отношений, выступает как в качестве результата социального поведения людей, так и одновременно – в качестве его регулятора, инструмента социального управления. Какова бы ни была специфика организационной культуры в конкретной организации, ей как социокультурной системе всегда присуще такое содержание, которое позволяет ей выступать в качестве инструмента управления организационным поведением и в этом качестве – составной частью общего механизма менеджмента.

Будучи взятой в более узком смысле – как способ, инструмент управления организационным поведением – организационная культура предстаёт как способ социальной координации, регулирования и контроля.

Организационная культура в качестве инструмента, способа управления выступает в двоякой роли: с одной стороны, она служит гарантом социальной преемственности, гарантом определённой стабильности системы и недопущения её разрушения в случае резких изменений, с другой стороны, становится источником изменений, катализатором и организатором преобразований.

Реализуясь в качестве особого механизма управления, организационная культура, как мы полагаем, выполняет следующие основные функции:

1) социализирующую;

2) преемственности (социального наследования);

3) интегративную;

4) стимулирующую (мотивирующую);

5) регулирующую;

6) стабилизирующую;

7) инновативную (преобразовательную).

1) Социализирующая функция оргкультуры заключается в обеспечении ''введения'' новых членов в организацию, их социальной адаптации, освоения ими социокультурного опыта и знаково-символической системы социальной организации.

2) Функция преемственности (социального наследования) тесно взаимосвязана с социализирующей функцией, поскольку в процессе социальной адаптации одновременно происходит передача новым поколениям работников предыдущего социокультурного опыта.

3) Интегративная функция состоит в достижении сплачивания, ''скрепления'' членов организации в целостность, идентификации их в качестве обособленной целевой общности.

4) Стимулирующая (мотивирующая) функция оргкультуры заключается в том, что создаются условия для реализации интересов работников, связанных с их социальными потребностями, выходящими за рамки уровня ''экономического человека''.

5) Регулирующая функция обеспечивает информирование работников организации о том, какое место они занимают в системе внутриорганизационных связей и какую роль они должны в ней выполнять, то есть каковы ожидания организации в связи с их деятельностью.

6) Стабилизирующая функция также выражает действие социального контроля – социальная система восстанавливает равновесие, относительное состояние покоя в определенном временном интервале. До определенного предела система стабильна и не подвержена разрушению.

7) Инновативная (преобразовательная) функция оргкультуры обусловлена потребностью внедрять новое, осуществлять организационные изменения. Тем самым эта функция находится в противоречии со стабилизирующей функцией и представляет собой её отрицание.

Внешняя среда организации, ее основные факторы, взаимодействие организации с ними.

Под внешней средой социальных организаций понимается вся совокупность социальных факторов, воздействующих на организацию извне - как непосредственно, так и опосредованно, косвенно.

Конституционно-правовые

1. верховенство конституции РФ и федеральных конституционных законов. Верховенство полномочий РФ в вопросах совместного ведения РФ и субъектов

2. народовластия – источник гос. власти в России народ, волю которого реализует в России закон и исполнительные органы гос. власти

3. ответственности – установление четкой ответственности должностных лиц и органов гос. управления за невыполнение или некачественное выполнение и несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий и задачи

4. обеспечения прав и свобод человека и гражданина

5. разделения властей – законодательная, исполнительная и судебная власти.

6. федерализма – обеспечение территориально-политического единства в РФ в сочетании с децентрализацией гос. власти на основе конституционного разграничения предмета ведения и полномочий м/у фед. органами и органами гос. власти субъектов федерации м/у собой и в их отношениях м/у фед. органами власти.

7. принцип демократического централизма – сочетание в г.у. демократизма (полновластия народа, его воли и инициативы, выборность органов их подотчетности населению) и централизма (приоритет институтов большинства, позволяющий осуществить единую общегосударственную политику в основных вопросах управления с ответственностью каждого гос. органа и должностного лица за порученное дело)

Содержание и основные этапы процесса принятия управленческого решения. Основные виды управленческих решений.

Выступая сквозным процессом в управлении, решения составляют сердцевину деятельности менеджера. Управленческие решения - это совокупность процессов и результатов, реализуемая управленческими субъектами при выборе целей и способов действий и их практическом осуществлений, которая обеспечивает разрешение социальных противоречии) осознаваемых как управленческие проблемы (проблемные ситуации).

Эффективность решения — это субъективная оценка его качества, оценка, с точки зрения ЛПР, полезности рассматриваемого решения для достижения цели операции. Такую оценку ЛПР выносит для себя перед ответственным моментом — перед принятием решения о том, какую из альтернатив в операции предпочесть. Именно эта оценка и является рациональной основой для осмысленного выбора. Для оценки эф-ти : - выбирается идеальн рез-т (цель) - идеальн рез-т - реальный = эф-ть.(она положительна, если она min-на, и идеальна, если = «0»). Т. О. эффективность решения — это степень соответствия ожидаемого уровня полезного эффекта для ЛПР от проведения операции желаемому (идеальному) уровню полезности.

Таким образом, эффективное управленческое решение — это целесообразное решение, путем реализации которого обеспечивается полное разрешение проблемы, разрешение выраженного в ней социального противоречия. Оптимальное решение - это, возможно, не самое эффективное решение, но это наиболее эффективное решение при данном балансе интересов. Следует иметь в виду, что оптимальное решение должно иметь не только соответствующее содержание, но и форму. Поэтому общие требования к оптимальному решению формулируются в следующих шести пунктах: 1) Обоснованность; 2) Оптимальность выбора; 3) Правомочность; 4) Краткость и ясность формулирования; 5) Конкретность во времени; 6) Адресность к исполнителям; 7) Оперативность выполнения.

Управленческие решения можно подразделить и на различные типы, в зависимости от критериев классификации.

1. По критерию рутинности, повторяемости проблем (проблемных ситуаций): Если проблема по своему содержанию носит рутинный характер (часто повторяется, имеет много прецедентов), то она относится к категории структурированных и требует программированных решений (т.е. примерно такого же рода, как при решении математических уравнений). Если же проблема представляет собой не встречавшийся ранее тип кризиса, содержит новизну, то она должна быть отнесена к неструктурированным проблемам, которые требуют непрограммированных решений.

2. По критерию оценки эффективности управленческие решения могут быть подразделены на формализуемые, критерий эффективности которых поддается количественному выражению, а обоснование решения - экономико-математическому моделированию, и на неформализуемые - т.е. подлежащие логическому анализу.

3. По критерию масштабности содержания и долговре-менности воздействия управленческие решения могут быть отнесены к следующим типам: стратегические, тактические, оперативные.

4. По такому критерию как метод окончательного выбора варианта, управленческие решения классифицируют на: 1) рациональные, основанные на большой аналитической работе; 2) эмпирические, основанные на опыте, на «здравом смысле»; 3) интуитивные, основанные на предчувствии, воображении, проницательности. На практике у квалифицированных руководителей принятое решение часто является совокупностью всех трех типов.

Великобритания.

По форме правления - конституционная монархия. По устройству политической организации она представляет собой унитарное государство, в состав которого входит 4 географических района: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Органы законодательной власти. Законодательная власть в Великобритании принадлежит монарху (королеве) и двухпалатному парламенту. Формальной главой государства является королева. Фактически власть сосредоточена в руках правительства – кабинета министров, который формируется победившей на выборах в парламент партии. Премьер-министром является лидер правящей партии. Монарх созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования. У монарха имеются прерогативные полномочия, например, право объявлять войну, право распускать парламент и др. Он также является главой государства бывших британских доминионов – Канады, Австралии и Новой Зеландии. Британский парламент состоит из 2 палат: палаты общин (нижняя) и палаты лордов (верхняя). Палата общин состоит из 650 депутатов, избираемых на 5 лет по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Верхняя палата британского парламента – палата лордов не избирается. Ее членами являются лица, имеющие дворянский титул не ниже барона. Органы исполнительной власти. Юридически номинальной главой исполнительной власти является королева, которой помогает тайный совет, или, точнее, те члены совета, с которыми она (по рекомендации своего премьер-министра) решит проконсультироватся. В Великобритании существуют понятия “правительство”, “кабинет министров” и “внутренний кабинет министров”. Численный состав правительства устанавливается премьер-министром. Число министров колеблется от 75 до 80 человек. В Правительстве полного состава выделяются 4 группы министров: министры, возглавляющие министерства, именуемые, как правило, гос секретарями; министры без портфеля, которые не являются главами министерств; гос министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств или главами крупных функциональных подразделений министерств; младшие министры, являющиеся парламентскими секретарями, которые обеспечивают связи министров с парламентом. Состав кабинета от 16 до 24 человек. В кабинет министров входит лорд-канцлер, канцлер казначейства, государственные секретари внутренних и иностранных дел, обороны, торговли. В компетенцию кабинета министров входит общее руководство исполнительным аппаратом в соответствии политикой, сформированной парламентом; координация деятельности министерств и ведомств; определение основных направлений государственной политики; участие в подготовке законопроектов для рассмотрения в парламенте, принятие актов, относящихся к компетенции кабинета; руководство системой центральных органов управления, определяет основные направления их работы, разрешает спорные вопросы между ними. При кабинете министров действуют постоянные комитеты по основным направлениям государственной политики. Могут также создаваться специальные комитеты по экстренным вопросам. Обычно действуют около 20 постоянно действующих комитетов.

Организационная культура как инструмент управления организационным поведением. Функции организационной культуры.

Ее определяют как как функционирующую в рамках социальной организации систему наследуемых материальных и духовных (идеальных) факторов человеческой деятельности, которая, отражая сложившуюся в обществе и его подсистемах совокупность общественных отношений, выступает как в качестве результата социального поведения людей, так и одновременно – в качестве его регулятора, инструмента социального управления. Какова бы ни была специфика организационной культуры в конкретной организации, ей как социокультурной системе всегда присуще такое содержание, которое позволяет ей выступать в качестве инструмента управления организационным поведением и в этом качестве – составной частью общего механизма менеджмента.

Будучи взятой в более узком смысле – как способ, инструмент управления организационным поведением – организационная культура предстаёт как способ социальной координации, регулирования и контроля.

Организационная культура в качестве инструмента, способа управления выступает в двоякой роли: с одной стороны, она служит гарантом социальной преемственности, гарантом определённой стабильности системы и недопущения её разрушения в случае резких изменений, с другой стороны, становится источником изменений, катализатором и организатором преобразований.

Реализуясь в качестве особого механизма управления, организационная культура, как мы полагаем, выполняет следующие основные функции:

1) социализирующую;

2) преемственности (социального наследования);

3) интегративную;

4) стимулирующую (мотивирующую);

5) регулирующую;

6) стабилизирующую;

7) инновативную (преобразовательную).

1) Социализирующая функция оргкультуры заключается в обеспечении ''введения'' новых членов в организацию, их социальной адаптации, освоения ими социокультурного опыта и знаково-символической системы социальной организации.

2) Функция преемственности (социального наследования) тесно взаимосвязана с социализирующей функцией, поскольку в процессе социальной адаптации одновременно происходит передача новым поколениям работников предыдущего социокультурного опыта.

3) Интегративная функция состоит в достижении сплачивания, ''скрепления'' членов организации в целостность, идентификации их в качестве обособленной целевой общности.

4) Стимулирующая (мотивирующая) функция оргкультуры заключается в том, что создаются условия для реализации интересов работников, связанных с их социальными потребностями, выходящими за рамки уровня ''экономического человека''.

5) Регулирующая функция обеспечивает информирование работников организации о том, какое место они занимают в системе внутриорганизационных связей и какую роль они должны в ней выполнять, то есть каковы ожидания организации в связи с их деятельностью.

6) Стабилизирующая функция также выражает действие социального контроля – социальная система восстанавливает равновесие, относительное состояние покоя в определенном временном интервале. До определенного предела система стабильна и не подвержена разрушению.

7) Инновативная (преобразовательная) функция оргкультуры обусловлена потребностью внедрять новое, осуществлять организационные изменения. Тем самым эта функция находится в противоречии со стабилизирующей функцией и представляет собой её отрицание.

Наши рекомендации