Часть 2 Развитие зрительно-пространственного
Восприятия, пространственных представлений и образного мышления
- развитие пространственной ориентации; развитие пространственных представлений и воображения; развитие графических навыков;
- освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур) и соответствующих словесных обозначений.
Упражнение 1
Цели:
развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.
Материалы:
специальных материалов не требуется.
Необходимое время: 10 минут.
Процедура проведения
Инструкция ведущего: «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а вы должны подумать и назвать как можно больше реальных предметов, похожих на эту фигуру. Например: какие вещи похожи на треугольник?» Чтобы стимулировать мышление и воображение учащихся, ведущему нужно задавать стимулирующие вопросы: «А что еще похоже на треугольник?» — добиваясь, чтобы дети вышли за рамки стандартных ответов, и поощрять ответы оригинальные.
Например, «крыша дома» —ответ стандартный, традиционный. «Морковка-, «шляпка гриба», «ухо овчарки», «клюв птицы», «зонт» — ответы менее традиционные, результат мысленного поиска в более широком пространстве, выходящем за рамки повседневного опыта городских детей.
Упражнение 2. «Догадайся, что на
Цели:
- те же, что в упражнении 1.
Материалы:
- специальных материалов не требуется.
Необходимое время: 10-15 минут.
Процедура проведения
Ведущий описывает детям рисунок (какое-либо простое изображение) следующим образом: «Я сейчас расскажу вам о том. что нарисовал художник, а вы постарайтесь догадаться, что это.
1. "Художник нарисовал большой квадрат, внутри него — квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?"
2. "Художник нарисовал овал, вокруг этого овала он нарисовал несколько овалов длиннее, чем первый. От овала, который в центре, провел длинную черту вниз, от этой линии вправо и влево провел по одной короткой линии и пририсовал к ним небольшие треугольники с двумя закругленными углами и одним острым. Острый конец треугольников находится дальше от длинной линии, чем их закругленные углы. Что нарисовал художник?"»
Таким образом, ведущий предлагает участникам 3-4 описания простых рисунков. Если дети легко справляются с заданием, можно предложить им самостоятельно загадать изображение любого предмета и описать его остальным, с тем чтобы другие участники догадались, о каком предмете идет речь.
Упражнение 3. «Внимательно слушай и рисуй»
Цели:
- развитие пространственной ориентации, графических навыков; автоматизация навыков пользования сенсорными эталонами (геометрическими формами).
Материалы;
- рабочие тетради, простой и цветные карандаши.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Упражнение выполняется в двух вариантах.
А) Инструкция ведущего: «Сейчас мы с вами откроем тетради на чистой странице и немного порисуем. Я буду говорить, что надо нарисовать и где — в каком месте листа, а вы должны безошибочно выполнять команды. Рисовать будем простым карандашом. Готовы?
Нарисуйте в правом верхнем углу квадрат.
Слева от него — круг.
Теперь в центре листа — треугольник.
Под ним — прямоугольник», — и т.д.
Ведущему необходимо использовать все пространство листа. Формулировки команд должны содержать наречия и предлоги, с помощью которых описывается расположение предметов в пространстве.
Б) «Строимузор». Ведущий предлагает открыть чистую страницу в тетради и построить узор, нарисовать ковер, орнамент и т.д. Упражнение выполняется аналогично варианту А учащиеся выполняют команды взрослого, — однако рисунок должен получиться симметричным, красиво расположенным на листе. После того как рисунок будет готов, детям предлагается раскрасить его по своему усмотрению цветными карандашами.
Комментарии к занятию
Это занятие в значительной степени опирается на воображение участников, поэтому проходит обычно легко, не вызывая усталости и сопротивления со стороны детей. Активность участников группы во многом зависит от способности исключить из взаимодействия с детьми оценочный, «учительский» компонент: дети не должны стесняться своих неправильных или неинтересных ответов.
В упражнении 1 рабочая атмосфера во многом напоминает ситуацию «мозгового штурма», где присутствует запрет на критику и поощрение свободного, абсурдного поиска различных ответов.
Использование цветных карандашей в упражнении 3 позволяет снять усталость, если последнее имеет место. Дети с удовольствием заканчивают работу. развитие пространственных представлений и воображения; развитие зрительной памяти;
развитие графических навыков (мелкой моторики); закрепление умения использовать сенсорные эталоны (геометрические фигуры) и соответствующие словесные обозначения.
Упражнение 1
Цели:
- развитие зрительной памяти; развитие графических навыков;
- освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур).
Материалы:
- специальные карточки с изображением рисунков из сочетаний геометрических фигур (Приложение, рис. 4), часы, рабочие тетради участников, простые карандаши.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Инструкция участникам: «Сейчас я покажу вам карточку с рисунком из геометрических фигур. Постарайтесь как можно лучше запомнить рисунок и точно нарисовать его у себя в тетради».
Ведущий демонстрирует первую карточку в течение 10 секунд; после того как карточка убрана, участники должны воспроизвести сочетание геометрических фигур у себя в тетрадях. Когда они закончат рисовать, вновь демонстрируется карточка, уточняются неточности воспроизведения и, попросив быть внимательнее, ведущий демонстрирует вторую карточку.
Если дети легко справляются с заданием, можно попробовать демонстрировать сразу две карточки.
Упражнение 2
Цели:
- развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.
Материалы:
- рабочие тетради, простые карандаши, линейки-лекала с шаблонами различной формы по числу участников группы.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Участникам раздаются линейки-лекала и предлагается, используя различные шаблоны линейки, придумать и нарисовать в тетради предметы и образы: животных, растений, машин и т.п.
Творчество участников не ограничивается. Ведущий должен проявлять интерес к рисункам в ходе выполнения задания, уточнять непонятные ему изображения. Самые интересные из них следует показать и обсудить со всеми учащимися. •
Комментарии к занятию
Основным и наиболее сложным в этом занятии является упражнение 1. При неудовлетворительном выполнении проб на запоминание целесообразно включать аналогичные задания в последующие занятия, подготовив новые карточки, подобные предложенным в Приложении (рис. 4).
Занятие 9
Цели
- развитие пространственных представлений и воображения;
- развитие пространственного мышления, навыков трансформации зрительных образов;
- развитие зрительной памяти;
- развитие графических навыков (мелкой моторики);
- автоматизация пользования сенсорными эталонами (геометрическими фигурами).
Упражнение 1. «Закон и рисунок»
Цель:
- развитие пространственных представлений и воображения, графических навыков.
Материалы:
- незаконченные изображения (Приложение, рис. 5), рабочие тетради, простые карандаши.
Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения
Ведущий воспроизводит на доске (или на специальных карточках) незаконченные изображения (набор предлагаемых рисунков может быть дополнен ведущим на его усмотрение).
Учащимся предлагается дорисовать, закончить рисунок до какого-либо целостного образа. Если на один стимульный вариант у детей возникает несколько ассоциативных образов — необходимо попросить ребенка изобразить все варианты.
Инструкция ведущего: «Перед вами незаконченные рисунки. Ваша задача; посмотреть на них внимательно, понять, на что это может быть похоже, и дорисовать до законченного образа. Может быть, вы увидите в этой изогнутой линии какое-то животное, или какой-либо предмет, или что-то еще. Если сможете на основе одного незаконченного рисунка придумать несколько законченных изображений — это будет очень хорошо.
Рисуйте в тетради начальный вариант и рядом — все, что придумаете на его основе. Когда все сделают эту работу, мы посмотрим варианты и вместе решим, какие из них самые интересные».
После выполнения задания ведущий проводит общее обсуждение, обращая внимание детей на самые интересные, оригинальные решения.
Упражнение 2. «Собрать фигуру»
Цели:
- развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.
Материалы:
комплекты разрезных геометрических фигур (Приложение, рис. 6) по числу участников.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения
Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.
Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному упражнению.
Комментарии к занятию
Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать.
Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго упражнения необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся которые в этом нуждаются.
При подготовке технического материала для упражнения 2 лучше использовать для каждой геометрической фигуры отдельный цвет, чтобы детям легче было находить детали конкретной геометрической формы. Это позволит сэкономить рабочее время.
Занятие 10
Цели
- развитие зрительно-пространственного восприятия;
- развитие зрительной памяти и внимания.
Упражнение 1. «Кто больше увидит»
Цель:
- развитие зрительно-пространственного восприятия, способности выделять фигуру из фона.
Материалы:
специальные «зашумленные» картинки, где затруднено выделение фигур из общего фона, двойные изображения (Приложение, рис. 7—32).
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Упражнение проводится индивидуально с каждым в участником. Во время работы с одним из учеников остальным можно предложить одно из заданий предыдущих занятий, вызвавшее у них интерес (например, рисунки с помощью линейки-лекала или завершение незаконченных рисунков).
Ведущий показывает первую картинку и просит ученика назвать и показать (обвести) то, что он видит на ней. При правильном решении задачи демонстрируется следующая картинка. При демонстрации карточек (рис. 7—18) первой показывается левая карточка (А) из пары — с более зашумленным, заштрихованным фоном. Правая карточка (Б) — это подсказка, которую при первом показе необходимо закрыть листом бумаги. Она используется, если ребенок не видит основного изображения на правой картинке, что является свидетельством недостаточности зрительного восприятия пространства.
Упражнение 2. «Что изменилось?»
Цель:
- развитие внимания и зрительной памяти.
Материал:
- окружающие предметы, спички.
Необходимое время: 25 минут.
Процедура проведения
Упражнение выполняется в виде игры и имеет несколько вариантов.
А) Дети садятся полукругом. Один из участников становится водящим (в этой роли должны побывать все участники). Остальным участникам игры предлагается занять определенные позы по их желанию и запомнить, как они сидят. Водящий должен постараться запомнить позу каждого участника. После чего водящий отворачивается, участники меняют что-либо в своей позе, — и водящий должен восстановить первоначальные позы каждого из участников. Ошибки водящего участники исправляют после того, как он закончит «восстановление» поз всех участников. Установив истину и указав водящему его промахи, участники меняются ролями.
Б) При успешном выполнении варианта А можно к изменению поз добавить какие-либо изменения в одежде участников. Следует обратить внимание детей на то, что изменения в одежде должны быть незначительными: развязанный — завязанный бантик, расстегнутая — застегнутая верхняя пуговичка рубашки или кофточки, — тогда их труднее заметить и интереснее играть.
В) Используются небольшие предметы — от 5 до 9, разложенные определенным образом на столе. Водящий должен запомнить, как расположены предметы, после чего он отворачивается, а взрослый производит 2-3 изменения. Водящий должен восстановить первоначальное расположение предметов. Остальные участники следят за правильностью действий водящего. Подсказки и помощь с их стороны разрешены только после того, как водящий закончит свою работу. Взрослый организует игру по правилам.
Г) Вместо предметов можно использовать спички, из которых строится какая-либо несложная фигура. Количество используемых спичек также от 5 до 9. Сложность конфигурации определяется возможностями участников, то есть экспериментально, определяется психологом во время проведения игры. Целесообразно постепенно увеличивать сложность построений из спичек. Процедура проведения игры аналогична варианту В.
Комментарии к занятию
Упражнение 1 является во многом диагностическим. Если участники испытывают большие трудности с выполнением этого задания, рекомендуется подобрать или подготовить по аналогии дополнительные картинки и вернуться к этому упражнению на последующих занятиях, добившись положительной динамики в выполнении упражнения.
Упражнение 2, как правило, вызывает большой интерес со стороны участников группы. Главная задача ведущего в этом упражнении — организация игры, соблюдение правил игры и поведения в целом (в силу большой увлеченности могут проявиться двигательная расторможенность, повышенная эмоциональная возбудимость, снизится самоконтроль учащихся).
Занятие 11
Цели:
- развитие тактильно-пространственного восприятия и памяти; развитие зрительных представлений;
- развитие способности к сохранению и воспроизведению определенной программы действий; развитие внимания, мелкой моторики, экспрессивной речи.
Упражнение 1. «Волшебный мешочек»
Цель:
-развитие тактильно-пространственного восприятия, памяти,
-зрительных представлений и экспрессивной речи учащихся.
Материалы:
- разные мелкие предметы и игрушки в непрозрачном пакете или матерчатом мешочке.
Количество предметов — не менее 20 (из расчета, что на одного участника приходится не менее 5-6 предметов).
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Ведущий использует подготовленный заранее пакет с набором разных мелких предметов и игрушек. Пакет должен быть непрозрачным, чтобы дети не могли разглядеть, какие предметы находятся в мешке. Упражнение выполняется в двух вариантах.
А) Инструкция участникам: «Сегодня мы сыграем с вами в игру, которая называется "Волшебный мешочек". Вот в руках у меня этот мешочек, в нем разные интересные вещи. Сейчас каждый из вас не глядя—можно закрыть глаза, можно спрятать мешочек под стол — сможет достать из мешочка одну, любую, вещицу. И, так же не глядя, только на ощупь нужно определить, что за предмет у вас в руках. И потом рассказать нам об этом предмете, все еще не глядя на него, как можно подробнее: не только назвать его, но и описать как можно больше его качеств и свойств — из чего он сделан, какая у него форма, поверхность, холодный он или теплый и т.д. Посмотреть на предмет можно будет только после моего разрешения, всем все понятно?»
Ведущий предлагает первому участнику не глядя опустить руку в мешочек и выбрать любой предмет. Ребенок может ощупать вещь, которую он выбрал, после чего вслух рассказывает, что у него в руках, — по-прежнему не глядя на предмет. В случае, если предмет сразу опознан и назван, ведущий должен попросить тем не менее подробно описать свойства предмета, которые можно определить с помощью ощупывания.
Ведущий помогает выделить различные качества вещи, задавая ученику уточняющие вопросы. После того как предмет описан полностью, ведущий разрешает на него взглянуть, показать остальным и задает еще один вопрос: «Вот сейчас, когда ты увидел предмет, что ты можешь еще о нем сказать?» Если ребенок не может что-либо добавить, следует обратиться с этим вопросом к остальным детям. Таким образом осуществляется работа со всеми участниками группы, причем каждый ребенок должен описать 3-4 предмета.
Б) Ведущий использует тот же набор предметов. В этот раз участникам предлагается, достав из мешочка предмет и изучив его, загадать другим загадку — то есть описать предмет, не называя его, таким образом, чтобы другие участники игры смогли догадаться, о каком предмете идет речь.
Обязательное условие игры: не должно упоминаться функциональное назначение предмета (например, «им открывают дверь» — следовательно, «ключ»). Должны называться только те свойства, которые определяются с помощью ощупывания. Тот же ключ можно описать следующим образом: «Продолговатый предмет, холодный, железный, на одном конце колечко, от него идет круглый стержень, который заканчивается двумя выступами & виде ступенек, они находятся только с одной стороны стержня».
Ведущий организует обратную связь работающего участника с группой: помогает ему, задавая наводящие вопросы, так построить свою речь, чтобы описание предмета было полным и точным, и остальные участники смогли отгадать, какой предмет подразумевается. Также ведущий должен позаботиться о том, чтобы все участники занятия активно работали в этом упражнении. Если в группе определяется явный лидер — наиболее сообразительный учащийся, необходимо попросить его дать возможность и другим детям отгадать загадку.
Упражнение 2
Цель:
- развитие зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.
Материалы:
- рабочие тетради и простые карандаши.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения
На чистой странице в тетрадях под диктовку ведущего участники самостоятельно рисуют бланки для корректурной пробы. Для маленьких детей лучше на доске задать образцы изображения предметов — оно должно быть достаточно схематично, чтобы рисование (подготовка бланка) не заняло слишком много времени. Нужно подготовить 7-10 строк, не менее 10 изображений на строке.
Инструкция ведущего: «Я буду называть предметы: елочка, грибок, мяч. А вы под мою диктовку будете рисовать их в строчку в своих тетрадях. Начинаете с верхней строки листа и рисуете до конца строки, после чего переходите на следующую строку. Предметы нужно рисовать небольшие (ведущий может показать какие — около 1 см), рядом друг с другом, изображать их нужно условно, без большого количества деталей. Готовы?»
Ведущий называет предметы в случайном порядке, контролируя выполнение рисунков участниками. После того как бланк готов, дается инструкция: «А теперь будем работать следующим образом. В течение двух минут — я засекаю время по часам — вы, начиная с верхней строки, просматриваете строчку за строчкой, вычеркивая одной вертикальной чертой мячи и подчеркивая одной чертой каждую елочку. Ваша задача: не пропустить ни одной фигуры и не ошибиться, что мы подчеркиваем, а что вычеркиваем. Постарайтесь работать как можно быстрее».
Прежде чем давать команду "Начали, ведущий должен убедиться, что все дети поняли, что нужно делать. Если это необходимо, можно изобразить подчеркивания на доске, но нельзя оставлять заданные образцы исключения предметов перед глазами учеников на время выполнения упражнения — дети должны удерживать их в памяти.
Задание может быть усложнено, исходя из конкретных возможностей участников: заданы не два. а три варианта вычеркивания, то есть включены в работу все три изображения. Также при подготовке бланка можно увеличить число изображаемых предметов, например, добавить к названным выше треугольник и квадрат.
После выполнения пробы ведущий просит детей поставить большую вертикальную черту в том месте, где они остановились, и самостоятельно проверить и подсчитать количество допущенных ошибочных подчеркиваний и пропусков фигур. Результаты проверки записываются на полях каждой строки.
В ходе самопроверки учащихся (один из ее вариантов — предложить попарно обменяться тетрадями и проверить друг друга) взрослый осуществляет текущий контроль. В конце занятия определяется, кто из участников лучше всех выполнил задание.
Комментарии к занятию
Первое упражнение часто возбуждает участников, поэтому ведущему важно следить за групповой динамикой и поведением учеников. При наличии явного лидера в группе необходимо продумать приемы, обеспечивающие активность остальных учеников. Один из возможных вариантов — предложить лидеру группы выполнять во время игры роль ведущего, то есть осуществлять контролирующую и организующую функции.
Второе упражнение позволит нейтрализовать повышенное возбуждение учащихся. В случае если дети медленно рисуют предметы и упражнение окажется незаконченным, можно с него начать следующее занятие.
Уровень сложности в этом упражнении в значительной мере определяется возрастом участников. Поэтому важно дифференцировать сложность задаваемой задачи для первых и четвертых классов.
После занятия психологу лучите перепроверить проведенные подсчеты и зафиксировать в учебных тетрадях количество допущенных ошибок, поскольку данное упражнение одновременно является диагностической методикой и фиксация результатов и даты позволит, при повторном проведении корректурной пробы отслеживать динамику в развитии работоспособности и внимания учащихся.
Занятие 12
Цели:
- развитие тактильного и зрительного восприятия пространства;
- развитие зрительной памяти;
- развитие изобразительно-графических навыков, зрительно-моторной координации;
- развитие пространственного мышления.
Упражнение 1. «Волшебный мешочек»
Цель:
- развитие тактильного и зрительного восприятия пространства, изобразительно-графических навыков, зрительно-моторной координации.
Материалы:
геометрические фигуры различной формы (Приложение, рис. 33-34) из картона, сложенные в непрозрачный пакет или матерчатый мешочек, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
Необходимое время: 25 минут.
Процедура проведения
Инструкция участникам: «Сегодня мы вновь поиграем в "Волшебный мешочек", но в несколько измененном варианте. Сейчас в мешочке содержатся не предметы, а разные геометрические фигуры из картона. Вы так же, как в прошлый раз, не глядя опускаете руку в пакет и вытаскиваете какую-либо фигуру. После этого, все так же не глядя на нее, ее ощупываете — изучаете руками ее конфигурацию — и, поняв, какой формы фигура, зарисовываете ее в своей тетради. Сам образец нужно на это время положить где-то под столом так, чтобы вы его не видели. Посмотреть на фигуру можно будет только после того, как вы ее нарисуете в тетради! Подсматривать нельзя, я буду за этим следить. Всем понятно, что мы сейчас будем делать? Постарайтесь рисовать фигуры как можно точнее».
Разъяснив инструкцию, ведущий раздает участникам первые фигуры. Следует вовремя пресечь соблазн подсмотреть, какой формы фигура, и помочь детям найти потайное место для образца на время рисования. Важно донести до участников, что необходимо максимально точно воспроизвести образец, вплоть до его размеров.
После того как фигурки нарисованы, ведущий предлагает достать образцы и сравнить, насколько точно нарисована фигура. Для этого образец накладывается на рисунок и обводится каким-либо цветным карандашом. Ведущий обращает внимание детей на допущенные неточности, собирает фигуры и кладет их обратно в пакет. Процедура раздачи фигур повторяется. Необходимо только попросить детей не доставать из пакета фигуры, которые они уже рисовали, а брать новые.
В конце выполнения упражнения ведущий обсуждает с детьми точность выполнения задания.
Упражнение 2. «Выложи фигуры из спичек»
Цель:
- развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления.
Материалы:
спички либо счетные палочки — 5-8 штук.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Инструкция участникам: «Сейчас я буду показывать вам различные конструкции из спичек, выложенные на столе. Один из вас должен запомнить эту конфигурацию и, после того как я смешаю спички, построить ее вновь. Остальные также запоминают фигуру и потом следят за правильностью построения этой фигуры. Все поочередно будут в роли основного исполнителя». Выбирается первый водящий, ведущий строит фигуру из спичек, дает время для ее запоминания — 10-15 секунд, разрушает конструкцию и предлагает ее восстановить. Все участники поочередно выступают в роли водящего. При ошибочном воспроизведении взрослый предлагает другим участникам исправить ошибки водящего.
Сложность построений из спичек определяется возможностями участников, однако лучше не использовать трехмерные построения, предлагать только плоскостные.
Комментарии к занятию
Данное занятие достаточно сложное и емкое по объему работы для детей. Поэтому от ведущего требуется умение четко организовать работу учащихся и вовремя снимать усталость, если она появляется. Небольшая разрядка, шутка, интересный комментарий вполне достаточны, чтобы нивелировать снижение работоспособности.
Первое упражнение, как правило, выполняется с большим интересом. Однако повышенное возбуждение после первого задания негативно сказывается на выполнении второго. Психолог должен суметь нормализовать поведение учащихся, создать атмосферу, в которой запоминание и воспроизведение фигур из спичек окажутся продуктивными.
Занятие 13
Цели
- развитие внимания и самоконтроля, сомато-пространственной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие пространственного мышления, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.
Упражнение 1. «Запрещенное движение»
Цель:
развитие внимания и самоконтроля, сомато- пространственной координации.
Материалы:
упражнение выполняется с опорой на «схему тела».
Необходимое время: 10-15 минут.
Процедура проведения
Инструкция ведущего: «Сейчас мы поиграем в игру "Запрещенное движение". Я буду показывать разные физические движения, вы должны точно их повторить, но какое-то одно движение — я его позже покажу, — повторять за мной будет запрещено. Например, нельзя будет повторять движение "руки вверх". Будем играть на выбывание: кто ошибается — выбывает из игры. Сейчас давайте попробуем. Станьте удобно, чтобы не мешать друг другу. Нельзя поднимать руки вверх. Все запомнили? Начали».
После проведения пробного варианта, в течение которого ведущий убеждается, что все дети поняли инструкцию, начинается игра. Запрещенное движение лучше поменять.
В зависимости от возраста учащихся движения, которые показывает взрослый, могут быть более или менее сложными. В любом случае обязательно использование асимметричных движений. Для старших ребят оно может выступить и запрещенным.
Упражнение 2. «Узнай, что изображено»
Цель:
- развитие пространственных представлений.
Материалы:
карты (Приложение, рис. 35-41) с незаконченными изображениями предметов.
Необходимое время: 10 минут.
Процедура проведения
Упражнение выполняется индивидуально с каждым участником. Изображения следует вырезать и предъявлять ребенку поочередно, предлагая ему догадаться, какой предмет изображен. При затруднениях взрослому следует сказать: «Посмотри внимательно, на что это похоже?»
Если ребенок все же не узнает предмет, следует отказаться от дальнейших попыток, не называя предмет.
Во время работы с одним учеником остальным участникам можно предложить рисование фигур по заданным изображениям (занятие 9, упражнение 1), придумав новые образцы незавершенных рисунков.
Упражнение 3. «Разрезные картинки»
Цель:
- развитие пространственных представлений, пространственного мышления, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.
Материалы:
- разрезные картинки (почтовые открытки) из расчета 3-4 для одного участника, подготовленные ведущим самостоятельно. Сложность линий разреза должна выбираться с учетом возраста учащихся и быть различной в одном комплекте, рассчитанном на одного участника.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Каждому участнику предлагается разрезная картинка, которую необходимо собрать. Картинки не должны повторяться, при необходимости учащимся предлагается обменяться картинками.
При успешности выполнения упражнения задание можно усложнить: раздать каждому ученику 2-4 разрезных картинки, смешанных между собой, которые необходимо собрать. В этом случае перед участником стоит дополнительная задача идентифицировать части определенной картинки, прежде чем ее собрать.
Комментарии к занятию
Занятие 13 разнопланово, что позволяет избежать повышенной утомляемости участников. Упражнение 2, как правило, не вызывает затруднений. Это сделано преднамеренно — для подкрепления положительной мотивации, успешности деятельности. Третье упражнение является основным и самым сложным в этом занятии. Необходимо, чтобы дети подошли к нему достаточно «разогретыми» и увлеченными работой. В то же время, если у ведущего будет такая возможность, упражнение 2 можно дополнить новыми незаконченными изображениями предметов, подготовленными самостоятельно.
Занятие 14
Цели:
- развитие внимания и самоконтроля;
- развитие пространственного мышления.
Упражнение 1. «Кодирование движений»
Цель:
- развитие внимания и самоконтроля.
Материалы:
- специальных материалов не требуется.
Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения
Инструкция участникам: «Сейчас мы будем делать зарядку, но не совсем обычную. У нас будет "шифрованная" зарядка. Каждое движение мы закодируем определенной цифрой. Этот код вы должны запомнить. Я буду называть только цифру, а вы должны безошибочно выполнить то движение, которое закодировано этой цифрой. Например, движение "руки в стороны" обозначим цифрой 1. Когда я говорю: "Один", — вы должны поднять руки в стороны. Понятно?»
Далее ведущий в устной форме предлагает коды простых физических движений. Например:
«1»— «руки вверх», «2» — «руки в стороны», «3» — «правая рука верх», «4» — «левая рука вперед».
Сложность кодируемых движений определяется возможностями учащихся. Число кодируемых движений не должно превышать четырех-пяти.
После пробного выполнения задания проводится игра на выбывание. Игра повторяется несколько раз.
Упражнение 2
Цель:
- развитие пространственного мышления.
Материалы:
- разрезные квадраты («Сложи квадрат») Б.П. Никитина (Приложение, рис. 42). Количество комплектов должно соответствовать числу участников группы.
Необходимое время: 25 минут.