Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев.«Зима недаром злится...», «Как веселгрохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль-ной. ». А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);И. С. Ни-китин.«Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок);
А. Н. Майков.«Ласточки»;И. 3. Суриков.«Зима»(от-рывок). А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чте-ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча-щихся)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро-ения
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин.Краткий рассказ о писате-ле (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое иэтическое в рассказе. Кровное родство героев с бес-крайними просторами Русской земли, душевным скла-дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко.Краткий рас-сказ о писателе (детство и начало литературной деятель-ности)
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч-ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со-страдание героев повести Образ серого, сонного горо-да Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек. Маруся. Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге-роев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони-мание — основа отношений в семье.
Т е о р и я | л и т е р а т у р ы . Портрет (развитие пред- |
ставлений) | Композиция литературного произведения |
(начальные | понятия), |
Сергей Александрович Есенин.Краткий рассказ опоэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтиче-ское изображение родной природы. Образы малой ро-дины, родных людей как изначальный исток образа Ро-дины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов.Краткий рассказ о писате-ле (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастикав сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та-лант главного героя. Стремление к совершенному мас-терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона-ции сказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз-личное).
Константин Георгиевич Паустовский.Краткий рас-сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро-та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак.Краткий рассказ о пи-сателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положи-тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художест-венные особенности пьесы-сказки.
Т е о р и я л и т е р а т у ры. Драма как род литературы
(начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов.Краткий рассказ описателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска-за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими-стическое восприятие окружающего мира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фантастика в литератур-ном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о пи-сателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовьк природе и ее понимание, находчивость в экстремаль-
ных обстоятельствах, Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы-тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Автобиографичность лите-ратурного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотиче-ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла-фете...»] А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героиче-ская тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе И.Бунин.«Помню — долгий зимний вечер...»-,
А. Прокофьев.«Аленушка»;Д. Кедрин.«Аленушка»;
Н. Рубцов.«Родная деревня»,Дон-Аминадо.«Городаи годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя-тия окружающего мира и осмысление собственного ми-роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари-совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти-хотворениях.
Писателиулыбаются
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Ро-бинзон». Образы и сюжеты литературной классики как
темы произведений для детей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон.Краткий рассказ о пи-
сателе. | |
«Вересковый мед». Подвиг героя | во имя сохране- |
ния традиций предков. | |
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Баллада | (развитие пред- |
ставлений). |
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю-
чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже-ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. • • fyyi »
Ханс Кристиан Андерсен.Краткий рассказ о писа-теле.
«Снежная королева». Символический смысл фанта-стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер-да — противопоставление красоты внутренней и внеш-ней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы».Спор героевопрекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружбамальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи-вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше-ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си-туаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окру-жающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении под-
ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар-ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст-венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ШЕСТОЙ КЛАСС
Введение
Художественное произведение. Содержание и фор-ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.