Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский.«Снег»;Д. Мережковский.«Род-

ное», «Не надо звуков»-, Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»-, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро-дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок);

3. Гиппиус.«Знайте!», «Так и есть»)Дон-Аминадо.

«Бабье лето») И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об-щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир.Краткий рассказ о писателе.«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь

героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен-ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сю-жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна-

тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин-ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж-бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лириче-ской поэзии.

Жан Батист Мольер.Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от-дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности

классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль-ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече-ский смысл комедии.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (раз-витие понятий).

Джонатан Свифт.Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст-венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт.Краткий рассказ о писателе.«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан-

глия в романе. Главные герои и события. История, изоб-раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об-становки, семейных устоев и отношений.

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование по-

требности общения с искусством, возникновение и раз-витие творческой читательской самостоятельности.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно-образие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят-ника, проблема авторства. Художественные особенно-сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли-тературы последующих веков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Слово как жанр древне-русской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж-данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творче-ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите-ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве-личества государыни Императрицы Елисаветы Пет-ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, наукии просвещения в произведениях Ломоносова.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливостисильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де-кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер-тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев.Слово о писа-теле.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об-зор.) Широкое изображение российской действитель-ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен-ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента-лизма в произведении.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».

Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен-ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес-ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы , Сентиментализм (началь-ные представления).


Наши рекомендации