Писатели и поэты о родной природе

Для чтения и изучения

Ф.И.ТютчевТворческий путь поэта. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Весенняя гроза».

Природа как средство постижения родной Земли, ее красоты. Поэтически одухотворенное изображение осени, весны. Изобразительно-выразительные средства языка.

С.А.Есенин «Весенний вечер», «Пороша», «С добрым утром».

Для чтения и обсуждения (по выбору учителя и учащихся).

Ф.И.Тютчев«Зима не даром злится…», «День вечереет, ночь близка…», «Осенней позднею порою…»

А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…», «Летний вечер тих и ясен…».

А.Н.Майков «Весна» («Уходи, зима седая!…», «Весна! Выставляется первая рама», «Пейзаж», «Ласточки», «Осень») (отрывок).

Для чтения и изучения.

Любовь к природе.

М.М.ПришвинКрасота родной Земли в творчестве писателя.

«Старый гриб». Глубокое знание писателем родной природы, бережное отношение к ней.

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка, художественные средства выражения.

Р.Х.Фархади Слово о поэте. «У змеиного ручья», «Пожелание», «Утренний садовник». Любовь поэта к родному краю, его истории, обычаям. Тонкий лиризм стихотворений. Восточные образы в произведениях.

Теория литературы. Поэтическая речь. Тропы.

Для чтения и обсуждения.

Мирмухсин. «Весной», «Ручеек», «Чинара».

Для самостоятельного чтения

В.В.Бианки-«Лесная газета на каждый год»; К.Г.Паустовский- «Мещерская сторона», «Летние дни», «Корзина с еловыми шишками», Э.Сетон-Томпсон- «Рассказы о животных».

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Для чтения и изучения

И.С.Туренев Биографические сведения о писателе.

«Муму». История создания рассказа. Тема, идеи, проблемы. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Авторское отношение к героям. Любовь Герасима ко всему живому. Причины его решительного поступка. Портрет в рассказе. Художественно-выразительные средства описания природы.

Теория литературы. Портрет. Сравнение.

А.П.Чехов Биографические сведения.

«Мальчики». Система образов детей. Психологизм в изображении героев.

Особенности композиции рассказа Чехова. Рассказ как эпический жанр.

Для чтения и изучения

А.И.Куприн

«Белый пудель». Специфика конфликта в рассказе. Противопоставление верности, отваги и эгоизма, своеволия. Средства изображения героев в рассказе (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев.

Айбек. «Детство» (главы из повести)

Теория литературы. Автопортрет писателя в биографических произведениях.

А.Г.Алексин. Мир детей и взрослых в произведениях писателя. «Самый счастливый день», «Как ваше здоровье?»

Раскрытие понятия «нравственный поступок» в рассказах.

Для чтения и обсуждения

А.Чехов. «Ванька», «Детвора»

А.Куприн. «Чудесный доктор»

Для самостоятельного чтения

А.Н. Толстой. «Детство Никиты»

Л.Т.атьяничева. «Белая лебедь и ее друзья»

А.Т.Алексин . «Звоните и приезжайте»

В.Ю.Драгунский. Рассказы

Авторы по мере возможности включили в учебник- хрестоматию 94% материала календарно-тематического планирования, но за учителем остается право на самостоятельное планирование на основе программы, т. к. учитель и режиссер, и сценарист, и актер на своем уроке, он лучше, чем кто – либо знает потенциальные возможности учащихся. Поэтому данное пособие нужно учителю рассматривать как советчика в своей работе .

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССОВ ШКОЛ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМЫ Кол. Час.
Проблема личности в художественной литературе или литературе как искусство слова
Устное народное творчество. Сказки народов мира
3=4 Русская народная сказка «Марья Моревна»
Финская сказка «Гвоздь из родного дома»
Шведская сказка « Мудрый крестьянин»
Узбекские сказки «Арбузное зернышко»
«Бей, дубинка»
9-12 Внеклассное чтение
Сказки о животных. Бытовые сказки
СОКР-1
Загадки
Пословицы и поговорки
17. Литературные сказки.
18. А.С.Пушкин.
19.-21. А.С.Пушкин. Сказки А.С.Пушкина.
22. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (вступление)
23. СОКР-2 «Сказка о царе Салтане»
24-26 К. Жуковский «Спящая царевна»
27- 31 Н.Ершов «Конек- горбунок »
32.-36 Т.Х.Андерсен «Русалочка»
37-38 Т.К.Гаипов « Кадыр-музыкант», «Как лежебока стал прилежным»
39-40 Х.Тухтабоев «Волшебная шапка»
41. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».Повторение
42-43 В.Носов «Приключения Незнайки на Луне».Самостоятельное чтение
СОКР-3
45. И.Крылов – биографический очерк.
46. И.Крылов «Квартет». Самостоятельное чтение
«Кукушка и петух»
48. «Зеркало и обезьяна», «Лжец», «Соловей»
49. Теория литературы. Басня. Аллегория. Олицетворение. Диалог в баснях.
50. СОКР - 4
51-53 В жизни всегда есть место подвигам М.Ю.Лермонтов «Бородино»
«О подвиге Мангуберди»
55-58 Л.Толстой (глава из романа «Война и мир») «Петя Ростов»
59-60 Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»
СОКР-5.
62. Рассказ
63-64 Поэты и писатели о природе Ф.И.Тютчев « Весенние воды», «Есть в осени первоначальной» Метафора.  
65. А.С.Пушкин. Волшебница зима. Эпитет.
65-66 С.Есенин«Белая береза» .
69=70 А.А.Фет .Самостоятельное чтение.
А.Н.Майков «Весна», «Осень»Самостоятельное чтение.
72-73 М.М.Пришвин «Старый гриб»
Р.Х.Фархади «У змеиного ручья»
«Пожелание»
СОКР-6
Теория литературы Поэтическая речь. Тропы.
78-79 Мирмухсин «Весной», «Ручеёк», «Чинара».Самостоятельное чтение.
80-81 Внеклассное чтение
СОКР - 7
83-86 И.С.Тургенев «Муму»
Портрет. Сравнение.
88-90 Л.П.Чехов «Мальчики»
91-92 А.И.Куприн «Белый пудель»
93-96 Айбек «Детство
97-98 СОКР – 8
99-101 А.Г.Алексин. Рассказы о детях
102-103 СОКР-9
А.И.Куприн «Чудесный доктор»

ТАБЛИЦА ПОДСЧЕТА СТАНДАРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

СОКРЫ СОКР -1 СОКР –2
Время проведения 14 - урок 20 -урок
Форма проведения Лит. диктант Выразит. Чтение
Время выполнения 40мин 40 мин.
Количество ЗУН
Стандартный балл

СОКР -1

Тема . Устное народное творчество

Цель : Проверить знания учащихся по теме «Устное народное творчество»

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1. Понятие- народная сказка(З)

2.Виды сказок.(З)

3.Структура сказок.(З)

4.Умение обобщать и делать выводы (У), (Н)

5. Орфографическая и пунктуационная грамотность.(З)

Литературный диктант

1.Что такое сказка ?

2.На какие виды подразделяются сказки?

3.Дайте характеристику сказкам о животных

4.Назовите основные эпизоды сказки « Три арбузных зернышка» 5.Какие элементы сказки являются постоянными?

6.Чем заканчивается шведская сказка «Мудрый крестьянин»?

7.Что такое зачин?

8. Почему гвоздь из родного дома помогал мальчику?

9.Ваше отношение к сказкам?

10. Какую из видов сказок вы выбрали бы для своего сочинения? Почему?

СОКР –2.

Тема: Выразительное чтение наизусть отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель : Проверка развития устной речи, памяти, эмоциональной выразительности.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1.Точность и полное знание текста.(З)

2.Выразительное чтение отрывка (У)

3.Соблюдение орфоэпических норм (Н)

4. Артистичность (У)

5. Четкость произношения (У)

ТАБЛИЦА ПОСЧЕТА СТАНДАРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ЗА П ЧЕТВЕРТЬ

СОКРЫ СОКР- 3 СОКР- 4
Время проведения 43- урок 51-52 урок
Форма проведения тестирование Сочинение
Время выполнения 40 мин 1 час 20 мин
Количество ЗУН
Количество СРБ

СОКР -3

Тема « Устное народное творчество».Литературные сказки.

Цель: Проверить усвоение учащимися понятия «устное народное творчество» и « литературные сказки»

Вид работы Тестирование.

ТЕСТЫ:

1.Укажите, что относится к устному народному творчеству?

А.Песни, сказки.

В.Легенды, пословицы.

С.Сказки, загадки, пословицы.

2. «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь и было у него три сына» - это…

А.Присказка.

В.Зачин.

С.Концовка.

3. На какие виды делятся сказки?

А.Волшебные, сказки о животных.

В.Социально- бытовые, фантастические.

С. Волшебные, социально-бытовые, сказки о животных.

4. Какие сказки начинаются со слов « в некотором царстве, в тридесятом государстве»?

А.Социально- бытовые

В. Сказки о животных.

С. Волшебные сказки.

5. «Что за прелесть эти сказки!» Кто так сказал о народных сказках?

А. К.Жуковский

В.Н.Ершов

С.А.Пушкин

Остальные тесты составляются учителем.

СОКР – 4

Вид работы Сочинение

Тема: «За что мне нравятся басни»

Цель: Проверка уровня усвоения жанра басни.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1.Тема раскрыта полностью (У)

2.Умение анализировать (У)

3.Умение выражать свои мысли на письме литературным языком. (У)

4.Орфографическая и пунктуационная грамотность. (З)

ТАБЛИЦА ПОДСЧЕТА СТАНДАРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ЗА Ш ЧЕТВЕРТЬ.

СОКРЫ СОКР - 5 СОКР- 6
Время проведения 63 -урок 76 – урок
Форма проведения сочинение Чтение наизусть
Время проведения 40 мин 40 мин
Количество ЗУН
Количество СРБ

СОКР – 5

Вид работы Сочинение

Тема «Можно ли Васе присвоить титул рыцаря?»

Цель: Проверить письменную речь учащихся, глубину усвоения произведения, умение анализировать произведение

Элементы ЗУН. подлежащие проверке :

1. Раскрытие темы сочинения. (У)

2. Умение анализировать (У)

3. Обоснованность и самостоятельность суждений (З)

4. Стилевое единство. (Н)

5. Речевые и орфографические ошибки.(З)

СОКР – 6

Вид работы Чтение наизусть.

Тема: Природа в лирике русских поэтов.

Цель: Знание содержания произведения, выразительное чтение, эмоциональное восприятие.

Элементы ЗУН. подлежащие проверке:

1.Полное знание текста.(З)

2.Выразительное чтение (У)

3.Соблюдение орфоэпических норм. (Н)

4.Артистизм. (У)

5. Владение аудиторией (У)

ТАБЛИЦА ПОДСЧЕТА СТАНДАРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ЗА 1У ЧЕТВЕРТЬ.

СОКРЫ СОКР-7 СОКР -8
Время проведения 72- урок 87-88 урок
Форма проведения Сочинение Тестирование
Время проведения 40 мин 1 час 20 мин
Количество ЗУН
Количество СРБ

СОКР – 7

Вид работы Сочинение

Тема «Дети в произведениях Н.Некрасова, А. Чехова, А.Куприна»

Цель: Проверка письменной речи учащихся, умение анализировать произведение.

Элементы ЗУН, подлежащие проверке:

1.Тема сочинения раскрыта полно (У)

2.Раскрыта основная мысль (Н)

3.Умение анализировать произведение (У)

4.Речевые и стилистические ошибки отсутствуют (З)

6. Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки (З)

СОКР- 8

Вид работы Тестирование.

Тема Итоговое тестирование.

Цель: Проверка знаний учащихся за курс литературы 5 класса.

Примерные тесты:

1.Жанром устного народного творчества являются?

А. Повесть Б.Рассказ В.Сказка

2. Какая сказка относится к волшебным ?

А. «Василиса Прекрасная» Б. «Лисица и Волк»

В. «Мудрый крестьянин»

3.Из какой басни эти строчки?

«Чем кумушка считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.»

А. «Волк и Ягненок» Б. «Зеркало и Обезьяна» В. «Лжец»

4.Назовите персонаж, которому принадлежат эти слова в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

«Да, были люди в наше время …»

А.Старый солдат.

Б. Полковник

В.Молодой солдат.

5.Из какого стихотворения Тютчева эти строки?

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят …

А. «Весенняя гроза» Б. «Весенние воды» В. «Летний вечер»

Остальные 15 тестов на усмотрение учителя.

Наши рекомендации