Защищать собственные границы
Понятно, что упражнения, предназначенные для коррекции подобных нарушений, должны тем или иным способом моделировать ситуации нарушения границ клиента и предоставлять ему возможности для осознания собственных привычных паттернов взаимодействия с чужой агрессией и для моделирования новых, конструктивных вариантов поведения. Из уже известных упражнений в этих целях можно использовать «РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА», «РЫЧАЛКИ» и «ЗООПАРК». Кроме того, подойдут следующие упражнения:
Упражнение «БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ»
Упражнение может использоваться как в индивидуальной психотерапии, так и в групповом режиме при работе в парах.
Процедура выполнения. Партнеры становятся лицом друг к другу на расстоянии примерно одной вытянутой руки. Один из них будет исследователем, а другой, как всегда в таких случаях, - помощником. Их руки соприкасаются ладонями. Исследователь на вдохе с закрытыми глазами начинает отодвигать от себя руки помощника, тот, в свою очередь, слегка сопротивляется (фото 102). Обратите внимание: слегка, только чтобы помочь исследователю чуть лучше ощутить движение собственных рук. Впрочем, иногда можно позволить себе и пофантазировать – но так, чтобы исследователю было все-таки не слишком трудно преодолевать сопротивление помощника. На выдохе руки исследователя возвращаются в исходное положение. Так продолжается четыре-пять минут, в течение которых исследователь полностью сосредоточен на своих переживаниях и ощущениях, а помощник внимателен и к своим внутренним событиям, и к внешним проявлениям партнера.
Потом партнерам стоит обсудить происходившее: было ли исследователю трудно делать все так, как он хотел, какие у него при этом возникали чувства, воспоминания соображения, что заметил помощник необычного и интересного в его движениях и выражении лица и т.д.
Вторая часть этого упражнения, в сущности, является повторением первой, только на этот раз исследователь отодвигает руки помощника на выдохе, возвращая их на вдохе в исходное положение.
Упражнение «СТОП-СИГНАЛ»
Упражнение в основном применимо в индивидуальной работе, потому что при использовании в групповом формате потребуется довольно много пространства. Если это условие может быть выполнено, в групповой работе дает великолепный эффект.
Инструкция для группы. Разбейтесь на пары. Один участник пары будет выступать в роли исследователя, а другой – его помощника в исследовании собственных границ. Помощник отходит от исследователя на максимально возможное расстояние, а затем начинает очень медленно, крохотными шажками приближаться, внимательно наблюдая за его реакцией. Не менее внимателен к собственным переживаниям и сам исследователь. Его задача – почувствовать момент, когда помощник входит в ту зону, куда его пускать не хочется, и ОСТАНОВИТЬ его. Средства для остановки – на усмотрение исследователя. Помощник же при этом верен исключительно своим ощущениям – если попытка исследователя остановить его оказывается для него неубедительной, он продолжает движение и останавливается лишь тогда, когда не может этого не сделать. Это и будет та граница, которую исследователь действительно умеет защищать.
Имеет смысл обсудить друг с другом, сколь далеко эта «защищаемая» граница расположена от тех рубежей, которые исследователь ощущает своими – иначе говоря, какое расстояние удалось пройти «нарушителю границы» с того момента, когда исследователь впервые это нарушение почувствовал. Может быть, партнерам удастся найти жизненные подтверждения тому, что они выяснили в совместном исследовании. Возможно, обратная связь партнера подскажет каждому кое-что важное о том, как он защищает свои границы в повседневной жизни.
Затем исследователь должен будет опробовать новые, эффективные способы защиты своих границ. После этого партнеры поменяются ролями.
Упражнение «КОНЕЦ ТЕРПЕНИЮ»
Упражнение может выполняться в обоих психотерапевтических форматах, но в обоих случаях необходимо позаботиться о физической безопасности участников. Если работа проводится в группе, то для нее требуется достаточное количество пространства, свободного от всяких посторонних, способных стать опасными, предметов, в том числе и мебели. Кроме того, важно, чтобы маты или коврики, на которых обычно работает телесно-ориентированная психотерапевтическая группа, не скользили по полу. Стоит проследить также и за тем, чтобы ноги тех, кто выполняет упражнение, были полностью босыми – во избежание поскальзывания на полу.
Следует учесть и еще одно: в ходе выполнения упражнения падение его участников весьма вероятно. Это, естественно, провоцирует у того, кто стал «виновником» падения, массу привычных для него чувств – вины, тревоги, стыда и т.д. С точки зрения последующего обсуждения это, конечно, очень продуктивно, но все же имеет смысл заранее четко обозначить для участников группы, что при выполнении упражнения каждый сам заботится о собственной безопасности. Если кто-то не уверен в том, что сможет в достаточной степени о себе позаботиться, он может просто отказаться от участия, и сам по себе этот факт может стать темой отдельного конструктивного разговора.
В случае же использования этого упражнения в индивидуальном формате для психотерапевта станет особенно важным не дать клиенту почвы для самообвинений. Даже если позаботиться о своей безопасности в должной мере он не сможет и упадет – все его болезненные ощущения никоим образом не должны стать заметными клиенту.
Инструкция для клиента. Вы ложитесь на пол на спину и поднимаете полусогнутые ноги вверх, уперев ступни в живот стоящему над вами партнеру. Партнер, надежно стоя на ногах, весь свой вес переносит на ваши ноги. А дальше терпите, сколько сможете – или сколько захотите. Когда ваше терпение закончится – у вас есть только одна попытка, чтобы отбросить от себя то, что мешает вам сейчас жить. Причем бросок должен быть совершен с криком, в полную силу, так, чтобы партнер не сумел бы удержаться за ваши ступни (фото 103).
Тем не менее, весьма вероятно, что с первого раза у вас не получится по-настоящему избавиться от тяжелой обузы. Пробуйте до тех пор, пока не получится – но не забывайте о крике.
При обсуждении обратите внимание и на то, как вы повели себя в момент первой попытки. Сколько, например, вы терпели? Может, вам вообще было в удовольствие держать этот груз на себе, и вы готовы были отказаться от возможности свободного дыхания и свободного движения? Не так ли вы ведете себя в обычной жизни? Каким был ваш первый (если он не был единственным) бросок? Может быть, вы жалко пискнули и легонько отпихнули партнера? Или вообще начали уговаривать его слезть самому? Или бросались партнером молча, изо всех сил стиснув зубы?
Важно, чтобы в результате обсуждения и необходимого количеств повторных попыток каждый из партнеров действительно осознал и осмыслил свои привычные паттерны поведения в сходных ситуациях и обязательно опробовал новые.
Упражнения для работы