I. Выберите правильный ответ
1. Инженерная психология изучает …
а) психологические качества человека – скорость реакции, особенности
памяти, внимания, эмоций;
б) вопросы взаимного согласования возможностей человека и
современной техники в рамках единой системы «человек-машина-среда»;
в) антропометрические и физиологические требования к технике.
2. Научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу
людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном
производстве …
а) психология труда;
б) физиология труда;
в) эргономика.
3. К особенностям операторской деятельности относится …
а) функциональная напряженность;
б) социальная изоляция;
в) непосредственное восприятие управляемых объектов.
4. Интенсивность сигналов должна соответствовать________ значениям
диапазона чувствительности анализаторов …
а) средним;
б) высшим;
в) низшим.
5. Оптимальная для распознавания скорость речи составляет …
а) 180 слов в минуту;
б) 150 слов в минуту;
в) 120 слов в минуту.
6. Для деятельности человека-оператора характерно …
а) критическое мышление;
б) творческое мышление;
в) оперативное мышление.
7. Устойчивый период работоспособности занимает____ всего периода
работы …
а) 2\3;
б) 1\2;
в) 1\3.
8. После сна проходит______ до достижения максимальной силы и
скорости работы…
а) 2-3 часа;
б) 30-60 минут;
в) 10-30 минут.
9. Восприятие информации в любой форме, умение использовать
избыточную информацию характерно для …
а) машины;
б) человека;
в) комплекса технических устройств.
10. Психическое состояние, характеризующееся неприятием слишком
простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности
называется …
а) монотония;
б) напряженность;
в) пресыщение
1б, 2в. 3б, 4а, 5б, 6в, 7в, 8а, 9б, 10 в.
11. Научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных
условиях его деятельности в современном производстве, называется…
а) эргономика
б) экономика
в) психология
г) педагогика
12. Человек, основная роль которого - сенсорная регуляция, является…
а) оператором-наблюдателем
б) оператором-руководителем
в) оператором-манипулятором
г) оператором-исследователем
II. Дайте ответ на следующие вопросы
1. Психофизиология профессиональной деятельности - это наука ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.Цель и задачи психофизиология профессиональной деятельности ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3.Объект психофизиологии профессиональной деятельности
______________________________________________________________________________
4. Предмет психофизиологии профессиональной деятельности
______________________________________________________________________
5. Методы исследования в психофизиологии:
а) регистрация импульсной активности нервных клеток __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
б) регистрация электрической активности кожи ______________________________________________________________________
в) электроэнцефалография
______________________________________________________________________
г) электроокулография
______________________________________________________________________
д) электромиография
______________________________________________________________________
е) электокардиография
______________________________________________________________________
ж) магнитоэнцефалография электрической активности
__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
з) изотопный метод (позитронно-эмиссионная томография)
__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
и) ядерная магнитная резонансная томография (или интроскопия) (ЯМРИ).
__________________________________________________________________________
6. Строение и функции центральной нервной системы
________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Строение и функции периферической нервной системы
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Какую роль играет вегетативная симпатическая и парасимпатическая нервная система в процессе физиологической адаптации в стрессовых ситуациях?
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Основные положения теории функциональных состояний (П.К.Анохин). ______________________________________________________________________
10. Дайте характеристику психологическим компонентам работоспособности
____________________________________________________________________________
11. Какие методы направлены на оценку индивидуально-психологических и личностных качество человека? - Раскройте содержание понятия «психическая рефрактерность ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
12. От чего зависит способность человека к выполнению конкретной деятельности?
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
13. Какие стадии включает «кривая работоспособности»?
______________________________________________________________________
14. Раскройте содержание понятия «психофизиологическая система адаптации».
______________________________________________________________________
15. Какие психофизиологические данные помогают на практике различить состояния психической адаптации и дезадаптации?
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
16. Какие состояния являются типичными для профессиональной деятельности? Какое влияние они оказывают на трудовую деятельность? ________________________________________________________________________
17. Какие существуют механизмы и стили саморегуляции. ________________________________________________________________________
18. Разница в понятиях «эмоции» и «аффект» __________________________________________________________________________
19. Какие профессиональные предпочтения характерны для людей разных темпераментов?
____________________________________________________________________________
20. Выпишите основные коммуникативные способности и возможности (сангвиника холерика, флегматика) ______________________________________________________________________________
21. Какие характеры относятся к «стрессоустойчивым»? __________________________________________________________________________
22. Профессиональные предпочтения людей разных характеров. ______________________________________________________________________________
23. Роль памяти и внимания в профессиональной деятельности __________________________________________________________________________
24. Какие задачи решает профессиография? ________________________________________________________________________
25. Какое значение имеют психофизиологические методы для разработки режимов труда?
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________