Динамика характера в процессе личностного роста.
1. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982. – 128 с.
2. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.: Всесоюзный центр перевода, 1992. – С. 10 – 360.
3. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2002. – С. 115-155.
Физиогномические корреляты характера.
1. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика Пресс, 1995. – С. 334-427, 440-556.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача № 1.
Из числа нижеприведённых положений выберите те, которые раскрывают понятие «характер»:
1. Определяет отношения личности к различным сторонам действительности.
2. Проявляется одинаковым образом везде и во всём, в новых обстоятельствах и условиях.
3. Проявляется лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.
4. Определяет динамику психической деятельности.
5. Определяет индивидуально-своеобразные свойства человека.
6. Определяет социально-типичные свойства человека.
7. Определяет социально-значимые свойства.
8. Имеет структуру, включающую в себя стержневые свойства, выражающие отношение к людям, к деятельности, к себе.
9. Является врождённым и наследуется.
10. Вырабатывается в течение жизни.
Задача № 2.
В каком из следующих соотношений находятся понятия: личность (А) и характер (Б); характер (А) и темперамент (Б); воля (А) и характер (Б)?
Задача № 3.
Какие суждения относительно характера верны и почему?
1. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,— все равно в чем,— в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
2. Характер человека присущ ему от рождения, он не зависит ни от воздействий социальной среды, ни от желаний самого человека, он устойчив и никакими усилиями его нельзя изменить или исправить.
3. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы изменить и переделать... Каждый человек ответственен за все проявления своего характера, и каждый человек в состоянии заняться самовоспитанием.
´Вопросы для самопроверки
1. Раскройте суть понятия «характер».
2. Какое место занимает характер в общей структуре личности?
3. В чём заключается сходство характера и темперамента?
4. В чём заключается отличие характера и темперамента?
5. В чём проявляется взаимосвязь темперамента и характера?
6. Раскройте основные подходы к выделению структурных компонентов характера.
7. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К.Леонгардом и А.Е. Личко.
8. Расскажите о типологии, рассматривающей взаимосвязь между типом телосложения человека и его характером. Приведите аргументы за и против данной концепции.
9. Какие социальные типы характеров были выделены Э. Фроммом?
10. В чём проявляется трансформация характера в течение жизни?
11. Какие факторы будут влиять на процесс формирования характера?
Тема 18. Способности
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:закрепить понятие способностей, их виды и структуру, соотношение задатков и способностей, условий формирования способностей.
Ключевые понятия:способности, задатки, структура способностей, одаренность.
План:
1. Понятие о способностях. Структура способностей.
2. Количественная и качественная характеристика способностей.
3. Задатки и способности.
4. Различные подходы к проблеме возникновения и развития способностей.
5. Проблема одаренности в отечественной и зарубежной психологии.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 535-553.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 443-446.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 475-494.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь: ПГПУ, 1990. - С. 27-58.
2. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. – 200 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. – С.7-15, 54-75, 138-154, 211-242. (Серия «Мастера психологии»)
4. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 98-107.
5. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - С. 7-21.
4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):