Глава 12. Социально-психологические аспекты старости
В отношении социально-психологического статуса пожилых существует, с моей точки зрения, много неверных представлений в массовом сознании. Так, считается, что роль пожилого человека — очень неясная и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Когда человек стареет, общество и семья как общественная единица не предъявляют к нему никаких требований, отвергают его, тем самым лишая определенной роли, что деморализует пожилых. Ведь повседневная рутинная жизнь пожилых не является исполнением какой-либо роли. Полагают, что пожилой возраст — такая стадия в жизненном цикле, где происходят только систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. Утверждают, что главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, что ясно показывает пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности.
Все это действительно может иметь место, но может ли это относиться к большинству пожилых людей? Разве многие пожилые люди не продолжают выполнять свои социальные роли, будучи педагогами, врачами, деятелями науки, искусства и спорта? Разве творческие люди пожилого возраста не создают новые произведения, не делают открытия? Разве пожилые не участвуют в общественных организациях ветеранов и не занимаются патриотическим воспитанием молодежи? И разве выполнение роли бабушек и дедушек не противоречит этим имплицитным представлениям? Во многом такие представления о пожилых в массовом сознании являются следствием возрастной сегрегации, взгляде на пожилых как на «отработанный материал». Эти представления явно не адекватны реальности. Например, Б. А. Еремеев выявил, что мужчины высокой квалификации предпенсионного (56–59 лет) и пенсионного возраста (старше 60 лет) дают, работая на станках, выработку в среднем 147 %, женщины того же возраста — 108 %. А молодые рабочие (17–20 лет) не достигают выработки больше 95 % (цит. по: М. Д. Александрова, 1974). Бена с соавторами (1965) отмечают, что чем старше шоферы, тем меньше они совершают аварий. Юношеская опрометчивость и импульсивность заменяются у пожилых ответственностью и рассудительностью.
Пожилые люди и работа
Многие люди, вышедшие на пенсию, на самом деле продолжают работать (Stanger, 1979); очень многие говорят о том, что продолжили бы трудиться, если удалось бы найти подходящую работу (Gray, Morse, 1981; Hardy, 1991; Sheppard, 1981). В качестве иллюстрации приведу данные Е. Фрииза (Friis, 1966, цит. по: М. Д. Александрова, 1974) (табл. 12.1).
Таблица 12.1. Процентное соотношение мужчин, занятых на производстве, в возрасте 65 лет и старше
Для пожилых людей, которых еще нельзя назвать совсем старыми, работа, несомненно, возможна, и не только в той профессии, которой они занимались перед уходом на пенсию. Возможна смена профессиональной деятельности, требующей меньших физических и эмоциональных затрат (работа в сфере бытового обслуживания или вахтерами, сторожами и т. д.). Не случайно в нашей стране в 1959 г. 53 % людей пенсионного возраста продолжали работать. За участие пенсионеров в производительном труде выступали многие ученые (3. Г. Френкель, 1949; В. С. Лукьянов, 1954, и др.).
Однако работа пожилых рассматривается обществом не как общий случай, а как отклонение. Периодически проводятся «чистки» учреждений от лиц пенсионного возраста. «Оправдано ли это?» — ставит вопрос М. Греллер (2003). Почему, несмотря на человеческие и финансовые издержки, так много людей покидает работу в возрасте, когда они еще способны трудиться, и выгодно ли это обществу? Рассмотрим основные положения работы М. Геллер (2003).
В продолжении работы прежде всего заинтересованы многие пожилые люди. Работа помогает ощущать осмысленность жизни. Существуют свидетельства, что если пожилые люди продолжают работать, это повышает оценку ими своего здоровья, интеллектуальных функций и удовлетворенности жизнью (APS, 1993; Schaie, 1993). Это предполагает, что работа сама по себе имеет смысл для человека. К удовлетворению, получаемому от работы самой по себе, добавляются вторичные выгоды. Работа задает образец привычной деятельности и в этом смысле является источником стабильности. Рабочее место и профессия создают основу для взаимодействий с другими людьми. Со временем между сослуживцами устанавливаются связи, которые сами по себе становятся источником смысла в жизни человека. Эти потенциально положительные последствия входят в число причин, по которым для человека желательно продолжать работу (Hardy, 1991). Основанием для продолжения работы является тот факт, что многие способности, связанные с работой, сохраняются в период от 55 до 70 лет (Eichar et al., 1990; Schaie, 1993).
Экономические выгоды работы тоже могут быть важными для пожилых людей. Многие из них, имея право выйти на пенсию, обнаруживают, что не могут себе этого позволить по финансовым основаниям. Они должны работать, чтобы поддерживать тот уровень жизни, к которому привыкли (Haber, 1993). Для самооценки некоторых людей может быть важен сам факт, что они зарабатывают деньги.
Но и общество заинтересовано в работе пожилых людей. Весь индустриальный мир переживает демографические изменения (Greller, Nee, 1989; Johnston, Packer, 1987; Torrey, Kingkade, 1990). Доля населения старше 55 лет увеличивается, а доля возрастной группы от 18 до 25 лет уменьшается. Таким образом, людей в возрасте, когда обычно уходят с работы, больше, чем начинающих трудовую жизнь. Имеющийся дефицит в индустриально развитых странах молодых рабочих рук частично можно восполнить за счет иммигрантов, но поначалу их навыки не позволяют им заменить большинство пожилых работников, прекращающих трудиться. Поэтому для сохранения высококвалифицированных кадров желательно замедлить уход пожилых работников (Greller, 1990).
Меняющийся демографический баланс влияет на способность страны субсидировать выплату пенсий, расходы на пенсии становятся чрезмерными по сравнению со способностью общества их платить. В результате ограничивается рост пенсий. Если поощрять пожилых людей дольше оставаться на работе, это будет выгодно правительству, которое в противном случае должно будет выплачивать им пенсии (в большинстве стран в отличие от России работающим людям пенсионного возраста пенсии не выплачиваются).
Существует много практических причин, по которым правительство, работодатели и сами люди должны хотеть продлить трудовую жизнь граждан. Однако существуют и обстоятельства, заставляющие работников прекращать трудиться.
Наиболее важным фактором, заставляющим людей уходить с работы, является социальное старение. Хотя не существует заговора против пожилых людей, однако общественные представления, политика организаций и научные взгляды образуют силу, оказывающую на людей давление в том направлении, чтобы они заканчивали свою карьеру в назначенный момент времени. Могущество этих сил ощущается человеком как напрямую, так и косвенно, передается через отношение окружающих, через практику работодателей.
Когда организации нанимают пожилых работников, им часто предлагают должности, не имеющие прямого отношения к основной работе, порой с неполным рабочим днем или сезонные (Jessup, Greenberg, 1989). Многие люди отказываются от возможности обучаться новой профессии, потому что считают, что не успеют окупить затраты (деньги или усилия) в оставшийся, предположительно ограниченный срок. Бывает, что пожилым работникам предлагают обучение на непривлекательных для них условиях или вовсе не предлагают его проходить. Поэтому они начинают готовиться к уходу с работы (Karp, 1987).
Большинство 55–летних работников рассматривают свою карьеру как завершающуюся во многом благодаря социальному определению их роли. Окружающие спрашивают пожилого работника, собирается ли он выходить на пенсию (Daatland, 1980; Hwalek, Freestone, Hoffman, 1989). В Соединенных Штатах таких людей начинают донимать работающие с пенсионерами продавцы собственности и специалисты по финансовому планированию. Практика оплаты труда и продвижения по службе, ограничивающая возможности пожилых, также подталкивает их к выходу на пенсию.
В большинстве случаев причин принятия решения об уходе бывает много (Henretta, Chan, O’Rand, 1992): одни из них позитивны (например, желание выполнять новый круг обязанностей), другие связаны с возникающими возможностями (например, получение пенсии), третьи носят личный характер (такие, как собственное здоровье или здоровье супруга/супруги); существуют и негативные причины (взаимоотношения в трудовом коллективе, собственные возможности на работе). Организация, опираясь на социальные нормы, выдвигает целый ряд причин, по которым человек должен уйти. Этот ряд столь велик, что человек, как правило, может найти способ уйти с работы, «сохраняя лицо» (Doeringer, 1990).
Выход на пенсию
Выход пожилых людей на пенсию является одной из форм заботы государства о них. В средневековой Европе первый закон об ответственности государства перед пожилыми людьми был принят в Англии в 1601 г., а собственно пенсии были впервые введены в Германии в конце XIX в. канцлером Отто фон Бисмарком. Сегодня большинство государств имеют какую-либо форму программ социального обеспечения для граждан преклонного возраста.
…
В западной культуре существует несколько мифов о старости, которые все еще не потеряли свою силу, несмотря на ряд контрпримеров.
Первый миф сводится к тому, что старость начинается в 65 лет. При этом предполагается, что к этому возрасту ваша активная жизнь прекращается. И с этого момента начинается постепенное сползание к полной потере активности. Люди уходят на пенсию в 65 лет якобы потому, что они становятся слишком старыми, чтобы работать. На самом деле этот возраст выбран совершенно случайно. Изначально он был определен в качестве срока ухода на пенсию по политическим причинам. Германия первой в мире в 1889 г. создала государственную систему защиты социальных прав. Канцлер Бисмарк выбрал 70 лет как официальный возраст ухода на пенсию, а позднее бюрократический аппарат уменьшил его до 65. Средняя продолжительность жизни в Германии того времени составляла 45 лет. Следовательно, пенсионный возраст на 56 % превышал среднюю продолжительность жизни. Если бы в настоящее время возраст ухода на пенсию выбирался по тем же критериям, то мы становились бы пенсионерами лишь в 117 лет.
Пенсионный возраст является остатком устаревшего линейного плана жизни, согласно которому вы учились, строили свою карьеру, затем выходили на пенсию и умирали. Изменившийся характер труда и тот факт, что мы стали жить дольше, делают этот план утратившим свое значение. Почему все свободное время должно скапливаться в конце жизни, а все обучение ближе к началу? Циклический, или более гибкий, план жизни имел бы больше смысла, если бы обучение, работа и досуг сопровождали вас по очереди всю вашу жизнь.
Никогда никто не доказывал, что пожилые люди менее способны продуктивно трудиться. Проводилось множество исследований тысяч различных работников, от рабочих средней квалификации до менеджеров, которые показали, что, за исключением незначительного снижения продуктивности на той работе, которая требует значительных физических усилий, пожилые работники справляются со своей работой по крайней мере не хуже молодых. Утверждение о том, что наиболее творческая работа выполнялась людьми в возрасте до 50 лет, было связано с тем, что большинство людей не доживало до этого возраста.
Дж. О’Коннор, Я. Макдермот, 1996.
Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предыдущей. По своей значимости это может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т. п. Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношение к действительности и т. п. Человек «примеривается» к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.
Выход на пенсию рассматривается как «выход на заслуженный отдых». Пожилой человек мечтает наконец-то «пожить для себя», удовлетворить те свои интересы, которые на протяжении прошлых лет оставались на втором плане из-за невозможности их реализовать под давлением мотивов, более насущных. Поэтому здесь возможен всплеск всевозможных хобби, открытие в себе новых способностей, удовлетворение «детских» желаний и мечтаний, «испытание себя» в тех формах деятельности, которые ранее казались «закрытыми». Личность на этапе взрослости получает возможность сделать привычную жизнь новой. Однако во многих случаях этот «отдых» оказывается далеко не радостным, а приводит к еще одному жизненному кризису, именуемому «психологическим банкротством, вызванным выходом на пенсию» (Stauder, 1955). Б. Г. Ананьев (1977) писал по этому поводу: «Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности».
…
Люди, чья работа носит стрессовый характер или утомительна, счастливы, когда ее прекращают, а занятым очень интересной, приносящей удовольствие и хорошо оплачиваемой работой расставание с ней не приносит такой радости. Паркер (Parker, 1982) установил, что в Великобритании 31 % пенсионеров ощущают нехватку своих товарищей по работе, 31 % чувствует недостаток денег, 11 % скучают по самой работе, а 10 % не хватает ощущения, что они приносят кому-то пользу <…>
Многие люди выходят на пенсию из-за плохого состояние здоровья… Но верна ли обратная связь?
В некоторых лонгитюдных исследованиях выявлено очень слабое влияние, хотя среди занятых на тяжелых неквалифицированных работах, которые вызывают значительный стресс и утомление, наблюдается некоторый рост продолжительности жизни. У трудившихся на хороших местах, наоборот, отмечается небольшое ее уменьшение (Kasl, 1980). Однако недавно проведенный Россом и Мировски (Ross, Mirowsky, 1995) анализ показал, что прекращение работы (по любой причине) приводит к ухудшению здоровья в течение следующего года. Продолжительность жизни, по-видимому, зависит от того, когда человек прекращает работать: чем дольше трудится, тем дольше живет (Beehr, 1986). Сегодня это, возможно, уже не совсем так.
М. Аргайл, 2003. С. 128.
Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан прежде всего с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. Люди, воспитанные в нашем обществе, в большинстве своем трудоголики. Работа позволяет «заретушировать» очень большое количество жизненных неурядиц. Потеряв эту возможность, человек получает серьезную травму.
Выход на пенсию — это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны, человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой — окружение приспосабливается к новой социальной роли.
…
Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др. Однако для многих пожилых людей это не является особой радостью. Выход на пенсию приводит к ряду негативных последствий: падает социальная значимость, страдают престиж, самооценка и самоуважение, растет социальная изоляция, ухудшается здоровье человека. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым.
В теории освобождения от дел, или разобщения, У. Генри и Э. Камминга выход на пенсию рассматривается следующим образом. Разобщение состоит в разрыве между личностью и обществом, уменьшении ее энергии и ухудшении качества тех социальных связей, которые еще сохраняются между ней и обществом. Разобщение может проявляться как в ослаблении социальных контактов и специфическом отстранении более молодых поколений и общества в целом от пожилых людей, так и в выходе на пенсию и связанной с этим утратой социального статуса, уменьшением поступающей информации, которую обеспечивал этот статус, спаду коммуникабельности. В то же время разобщение проявляется в психологической сфере: изменяются мотивация, интересы, сужается их круг, сосредоточиваясь при этом на внутреннем мире личности.
…
Если внимательно присмотреться к ответам респондентов на вопрос о причинах их выхода на пенсию, то обнаруживается, что почти половина пенсионеров мотивируют отказ от работы возможностью переложить ответственность за свое материальное содержание на государство: «Ушел на заслуженный отдых по выслуге лет»; «Возраст — сколько еще работать?»; «Решила, что с меня хватит»; «Устал, наработался». Этот мотив служит проявлением не столько психологического ощущения старости, сколько патерналистской ориентации наших сограждан, достаточно широко распространенной среди всех возрастных групп (за исключением разве что молодежи) и среди представителей старшего поколения особенно. Мотивы, озвученные в ответах еще примерно четверти опрошенных, свидетельствуют о вынужденном, недобровольном отказе от продолжения работы после наступления пенсионного возраста: так, одни (13 %) говорят о сложностях с трудоустройством (увольнение, сокращение штатов, ликвидация предприятия, невозможность получить новую работу и т. п.), другие (7 %) — о семейных обстоятельствах, кто-то (2 %) — о слишком низкой оплате труда, а кто-то (2 %) — о переезде, смене места жительства. Вполне допустимо, что эта группа респондентов как раз предпочла бы не менять своего трудового статуса — для них переход в группу пенсионеров еще не означает перехода в группу стариков.
Фактически единственным мотивом отказа от работы, представляющим прямой коррелят с психологическим и физиологическим ощущением старости, становятся жалобы на проблемы со здоровьем — их упоминают более трети сегодняшних пенсионеров (37 %): «Руки и ноги болят, не могу работать», «По болезни и по возрасту», «В связи с получением инвалидности по здоровью». Таким образом, если в социальном плане достижение пенсионного возраста означает определенные перемены в статусе и материальном положении, то в психологическом — лишь часть российских пенсионеров может поставить знак равенства между выходом на пенсию и старостью.
Л. Преснякова, 2005.
Ю. М. Губачев отмечает, что «преждевременный физический и духовный покой — это изнуряющий ад», под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Так что термин «пенсионная болезнь» не случаен.
Большинство авторов сходятся во мнении о том, что после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что представляет собой процесс адаптации.
Р. С. Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса.
Предпенсионная фаза. Перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни, начинается задолго до фактического оставления работы, хотя выход на пенсию видится еще в достаточно отдаленном будущем. При приближении срока выхода на пенсию многие люди становятся более тревожными, теряют веру в себя. По мнению Томпсона (Tompson, 1977), подготовка к выходу на пенсию состоит из трех элементов: постепенное уменьшение количества обязанностей, планирование деятельности на пенсии и организация жизни по выходе на пенсию.
Фаза «Медового месяца» (сразу после выхода на пенсию). Эйфория от вновь обретенной свободы.
Фаза разочарования, освобождение от иллюзий. Разочарование может быть вызвано несбыточными «предпенсионными» мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.
Фаза переориентации. Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.
Фаза стабильности. Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.
Завершающая фаза. Болезнь или индивидуальность затрудняют выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.
Эти фазы не связаны с определенным календарным возрастом и сменяются не в строго определенном порядке.
В. Д. Шапиро, анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Из негативных изменений наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения.
То, как человек чувствует себя после выхода на пенсию, зависит от того, хотел он прекратить работать или это была вынужденная мера под давлением ряда обстоятельств (достижение пенсионного возраста, приход более молодого и перспективного специалиста, плохое состояние здоровья) (Reitzes et al., 1996). Многое зависит от финансовой обеспеченности уходящего на пенсию человека (Bengston, Treas, 1980; Ward, 1984). Некоторые исследователи подчеркивают, что в каждом отдельном случае имеются свои индивидуальные особенности условий ухода на пенсию (Моей, 1996; Kim, Моет, 2002; Van Solinge, Henkens, 2005). Но даже при желании человека выйти на пенсию он встречается с рядом психологических проблем: нужно найти себе новое занятие, новый круг общения, наконец, адаптироваться к потере своего социального статуса, который у него был на работе. И это его состояние отличается от того, которое бывает у человека, потерявшего работу вследствие сокращения, особенно если человек является работоголиком. Безработные люди зрелого возраста имеют перспективу продолжения трудовой деятельности. У пенсионеров уход с работы означает прекращение одного жизненного этапа и переход к новому, незнакомому этапу «безделья». Они перестают осознавать себя востребованными и начинают испытывать оторванность от жизни общества, переживать свою ненужность государству и обществу.
По данным Л. Пресняковой (2005), прекращение работы влечет за собой для большинства пенсионеров (68 %), по их же собственному признанию, существенное ухудшение материального положения (лишь 20 % говорят, что оно не изменилось, и только 5 % отмечают улучшения), причем в ответах на этот вопрос не наблюдается сколько-нибудь значимых различий, связанных с возрастом, типом населенного пункта и другими социально-демографическими показателями, — люди единодушны в том, что их материальное положение после выхода на пенсию стало хуже.
Пенсионеры в большинстве своем не могут делать накопления и тратят все деньги на текущие расходы (хотя в этом они не слишком отличаются от работающих россиян), так как у большинства пенсионеров (89 %) нет дополнительных доходов (есть они лишь у 10 %). Для таких людей это является стрессом, вследствие которого у них могут развиться психосоматические расстройства.
…
В некоторых районах США развита почти религиозная преданность людей работе. Многие люди посвящают работе столько времени и энергии, что их чувство собственной ценности и самооценка оказываются напрямую связанными с трудовыми достижениями. Многим из них свободное времяпрепровождение кажется поверхностным и лишенным смысла. В самом прямом смысле этого слова выход на пенсию для таких людей означает отступничество от их прежней жизни. Отсутствие работы особенно тягостно для тех, кто никогда не находил удовлетворения вне ее, например в хобби, чтении или участии в гражданских организациях. Проблема, как правило, усугубляется, если вышедший на пенсию человек малообразован, стеснен в средствах или слабо вовлечен в социальную или политическую деятельность. В то же время высокие профессионалы или люди, занятые в бизнесе, также могут испытывать трудности с поиском занятий, которые могли бы заполнить появившееся свободное время. В этом заключается одна из причин того, почему значительное количество людей продолжает работать хотя бы часть времени после выхода на пенсию (Quinn, Burkhauser, 1990).
Г. Крайг, Д. Бокум, 2004. С. 772.
В течение первых лет жизни на пенсии существенно меняется отношение человека к жизни. Показано (Levy, 1978), что здоровые мужчины, не желавшие выходить на пенсию, быстро перестают получать удовлетворение от жизни, отдаляются от общества, испытывают горечь и злость. Галло с соавторами (Gallo et al., 2000) установили, что вынужденный уход на пенсию оказывает значительное негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Это подтвердилось и в других исследованиях (Szinivacz, Davey, 2004). Правда, затем люди выходят из этого состояния и постепенно начинают относиться к жизни так же, как и те, кто хотел выйти на пенсию.
Все же выход на пенсию не обязательно угрожает психическому и физическому здоровью человека. Например, по данным американских исследователей, треть пенсионеров говорят об улучшении своего психического и физического состояния, а еще 50 % не заметили изменений в своем здоровье (Ekerd, 1987). Адаптация к пенсионной жизни проходит легче, если человек заранее готовится к новому этапу своей жизни.
В зависимости от уровня психической энергии У. Генри выделил три группы пожилых людей. Два энергичных типа — это те, кто либо продолжает выполнять свою прежнюю социальную роль, трудясь на производстве, либо ведет жизнь на пенсии, наполненную активным досугом, любительскими занятиями, общественной деятельностью. Пассивная группа — это люди с низким уровнем психической энергии, не занятые ни на производстве, ни вне его, а погруженные в мир своих личных забот и переживаний (В. Д. Шапиро, 1980).
Л. И. Анциферова (1996) пишет о двух личностных типах пожилых людей. Одни мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на другое интересное для них занятие, устанавливают новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Вследствие этого они испытывают удовлетворение от жизни и даже увеличивают ее продолжительность. Другие же пассивно относятся к жизни, испытывают отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдаются сужение круга интересов, снижение интеллекта, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности.
Ожидания общества в отношении пожилых можно разделить на две основные группы. Первая — «занятие собой»: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая — «помощь семье»: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу.