Основные свойства восприятия. 8. Активность (избирательность)
1. Предметность.
2. Целостность.
3. Структурность.
4. Константность.
5. Апперцепция.
6. Иллюзия.
7. Осмысленность.
8. Активность (избирательность).
1.Предметность восприятия– это способность отражать объекты и явления
реального мира в форме отдельных предметов.
Возникновение и совершенствование предметности восприятия происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.
2. Целостность восприятия – это способностьвоспринимать окружающую
действительность в виде целостных образов предметов, которые складыва-
ются на основе обобщения информации (об отдельных свойствах и качест-
вах предмета), получаемой в виде различных ощущений.
3. Структурность восприятия. Восприятие доводит до нашего сознания
структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном ми-
ре.
4.Константность восприятия – относительное постоянство некоторых
свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.
5. Апперцепция восприятия– зависимость восприятия от общего содержания
психической жизни человека.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика, поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
6.Иллюзия восприятия– явление ошибочного или искаженного восприятия.
Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями.
7. Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет – это
значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу,
связать его с определенным словом. В этом выражается связь мышления и
восприятия.
8. Активность (избирательность). В любой момент времени человек вос-
принимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то вре-
мя как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е.
не отражаются в сознании человека.
ВНИМАНИЕ. ПАМЯТЬ
Внимание– это сосредоточенность сознания на определенном объекте, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [1].
Внимание не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности, оно проявляется внутри восприятия, мышления.
Внимание – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена.
Условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражителей.
Объектами внимания могут выступать: предметы внешнего мира, на которые направлен акт познания, психическая деятельность человека, или предметы внутреннего мира: мысли, анализ действий и поступков, переживания человека.
За вниманием всегда стоятинтересы и потребности, установки и направленность личности.
Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению [3].
Потребность– состояние нужды организма, индивида, личности в чём-либо, необходимом для их нормального существования.
Установка– готовность, предрасположенность к определённым действиям или реакциям на конкретные стимулы [3].
Направленность– выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений [1].
Виды внимания
По активности человека в организации внимания выделяют его следующие основные виды: непроизвольное; произвольное; послепроизвольное.
1) непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в си-
лу особенности этого объекта как раздражителя.
2)произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое
внимание, в котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно
направляется.
3)послепроизвольное внимание –сосредоточение сознания на значимом и
ценном для личности объекте.