Эмпирический анализ феномена деловой женщины: программа исследования
Исследование проводилось на следующих выборках1 1) женщин-предпринимателей, собственников и руководителей высшего звена управления в организации; 2) специалистов и менеджеров среднего звена; 3) наемных работниц, не выполняющих управленческих функций и не участвующих во владении предприятием. Участие в исследовании представительниц различных уровней деловой активности дало возможность выделить феномен деловой женщины на фоне феномена работающей женщины с помощью стандартизированной процедуры, опирающейся на количественные данные. Вместе с выборкой пилотажного исследования общий объем выборки составил 120 человек. Критериями отбора респон-денток служили психологические признаки предпринимательства, выделенные в теоретическом анализе: участие в собственности предприятия и его финансовых и прочих рисках, осуществление управленческих функций, выраженный карьерный рост, общественная активность, высокий профессионализм в своей области Исследование проводилось в 1994-95 и 1997-98 гг.
Основным методом исследования выступил письменный опрос, в программу которого были включены стандартизированные и проективные личностные методики, шкальные техники. Кроме того, часть респонденток прошла через глубинное интервью. Полученные данные обрабатывались с помощью математико-статисти-ческих процедур дисперсионного, факторного, кластерного, дис-криминантного анализа. Результатами исследования стали построение структуры и типологии феномена деловой женщины, формулирование новой гипотезы о направлениях его развития.
Специфика феномена выявляется прежде всего по отношению к традиционному образу женщины, не связанному с глубокой эмо-
циональной включенностью в работу, межличностным и экономическим лидерством в семье, наличием таких личностных качеств, в которых женщине отказывает традиционная мораль и т д. В то же время, по отношению к деловой активности как таковой феномен деловой женщины также обладает выраженной спецификой - связанностью с ролевой перегрузкой (деловая активность мужчин, а именно с мужским образом связаны традиционные представления о деловой активности, не предполагает глубокого участия в семейно-бытовой сфере, порождающего ролевую перегрузку), а также выдвижением на одну из определяющих позиций полоролевых установок (при конгруэнтной социальному полу бизнес-деятельности мужчин вопрос их полоролевых установок неактуален).
Рисунок 1.Факторные профили различных уровней выраженности женской деловой активности (по оси «X» - факторы, по оси «Y» - значения)
Названные характеристики феномена деловой женщины были выделены факторным анализом общего массива данных На первом этапе была построена факторная структура феномена женской деловой активности, проявляющегося на разных уровнях и в различных типах. Далее с помощью дискриминантного анализа эмпирически были выделены вышеупомянутые типы и уровни проявления феномена женской деловой активности, одним из которых является феномен деловой женщины. Основанием выделения ти-
пов явились внутренние, психологические критерии женской деловой активности, в отличие от внешних критериев, использованных нами при формировании выборок. Однако, наблюдается достаточно высокое соответствие совокупности типов составу первоначальных выборок. Мы не будем рассматривать здесь подробную процедуру выделения уровней, а также количественные и качественные характеристики низкого и среднего уровня проявления женской деловой активности, остановимся лишь на характеристиках, описывающих высокий уровень его проявления - феномен деловой женщины.
По отношению к низкому и среднему уровню выраженности женской деловой активности структуру феномена деловой женщины составляют следующие факторы: экономическая мотивация (его «вес» 0.731), экономическое лидерство в семье (0.543), предпринимательский характер деятельности (0.515), ориентация на активность (0.441), ролевая перегрузка (0.417), личностная склонность к деловой активности (0.310), самореализованность в деле (0.260). Фактически, все составляющие факторной структуры женской деловой активности в максимальной степени проявились в феномене деловой женщины. Исключение составляют общий для всех трех анализируемых уровней деловой активности фактор «ориентация на деловую включенность» (значение около нуля, а у представительниц третьего уровня деловой активности этот «вес» чуть выше) и фактор «эгалитарные полоролевые установки», который в значительной степени дифференцирует различные уровни проявления деловой активности, но у деловых женщин он не выражен («вес» 0.022)
Факторную структуру феномена деловой женщины, на основании полученных данных, можно интерпретировать следующим образом.
В наибольшей степени определяющим для феномена является экономическая заинтересованность в результатах своей деловой активности. Наличие экономической составляющей в мотивации деятельности позволяет деловым женщинам достигать значительных финансовых результатов, выполняя при этом роль экономического лидера в семье. Последнее обстоятельство демонстрирует отклонение феномена деловой женщины от полоролевых стандартов, предписывающих женщине подчиненную экономическую роль в семье; нарушая их, деловые женщины оказываются в кон-
фронтации с общественной полоролевои моралью и собственными установками на распределение ролей в семье (об этом свидетельствуют данные интервью, не обсуждаемые здесь развернуто)
Сама деятельность деловых женщин характеризуется качествами психологического предпринимательства, хотя и не всегда осуществляется в области предпринимательства. По нашему мнению, существенной характеристикой феномена деловой женщины является инвариантность, и это подтверждается тем фактом, что среди носительниц феномена не только частные предпринимательницы, но и директора государственных предприятий, общественные деятели и даже наемные работники различных предприятий, не выполняющие управленческих функций (последнюю категорию составляют лишь 2 человека, по характеристикам своего делового статуса включенных нами в выборку №2, но относящихся к деловым женщинам по внутренним, психологическим признакам). К качествам психологического предпринимательства, характеризующим профессиональную активность деловых женщин, относятся инновационность в деловых проектах, готовность к риску (что нетипично для женщин), высокая эмоциональная и физическая вовлеченность в работу и т.д. Кроме того, большинство деловых женщин принимают непосредственное участие в управлении ресурсами своих предприятий и организаций, участвуют в их рисках и несут личную ответственность за результаты деятельности
Осуществление деятельности такого плана, достижение весомых экономических результатов и высокая степень реализованно-сти в деле обусловлены личностной склонностью к деловой активности, которая обнаруживается у деловых женщин. Она проявляется в склонности к доминированию, направленности на самостоятельную бизнес-деятельность, принятии роли деловой женщины и психологической готовности к риску Фактор, названный «ориентация на активность», подразумевает наличие у деловых женщин уверенности в себе, самодостаточности, энергичности, активности в любых видах деятельности и отдыха, выдвижение ими на значимые позиции ценности «активной деятельной жизни» Нам представляется, что личностная составляющая феномена играет в нем более важную роль, чем обнаруживает полученная факторная структура, но это вопрос процедуры исследования, который нуждается в дальнейшей проработке.
Полоролевые ориентации не вносят существенного вклада в
описание феномена деловой женщины. Очевидно, при высокой самооценке, устойчивом деловом и экономическом статусе и отлаженных механизмах совмещения работы с семейно-бытовой сферой проблема соответствия или, скорее, несоответствия традиционной полоролевой морали для деловых женщин неактуальна. И обсуждаемые ниже данные дают основание предположить, что эта проблема перестает быть актуальной не сразу, а при достижении определенного статуса, выработке позитивной самооценки и налаживании механизмов совмещения сфер работы и семьи.
Таким образом, феномен деловой женщины описывается следующими характеристиками.
Крайне высокая эмоциональная и физическая вовлеченность в работу. Высокий деловой и экономический статус (управленец, собственник), экономическое лидерство в семье. Характер активности - предпринимательский, связанный с личной ответственностью, рисками и осуществлением управленческих функций. Высокий уровень образования экономического или гуманитарного профиля.
Высокая удовлетворенность работой, хотя есть стремление к более спокойной и менее напряженной работе. Загруженность работой сказывается на семейной жизни, но компенсируется способностью находить в семье поддержку своей деловой активности.
Высокая реализованность как в сфере семьи, так и в сфере работы. Адекватно высокая самооценка во всем, кроме детско-родительских отношений, с которыми связано переживание чувства вины.
Есть самоидентификация деловой женщины. Эгалитарные по-лоролевые установки. Ведущие ценности: семья, здоровье, активная жизнь, работа. Высокая социальная мобильность и инноваци-онность. Открытость, контактность, непринужденность в общении, склонность к социальному контролю и доминантности. Склонность к лидерству сохраняется с детских лет, в том числе, к лидерству в отношениях с близкими людьми.
В личностно значимых отношениях деловой потенциал искусственно приуменьшается, тогда как в деловой сфере максимально проявляются как деловые, так и женские качества Для преодоления ролевой перегрузки используются различные стратегии, чаще - стратегия, получившая название «суперженщина».