Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки

Научное познание – это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи. Основная цель научного познания – получение новых, более глубоких знаний,обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания, мышления.

Науч. познание вкл-ет в себя 2 уровня постижения действ-ности–эмпирич-й и теорет-й. Ведущ. стороной в эмпир. познании явл-ся чувственность (чувствен.опыт, чувствен. отражение мира); для теорет. уровня глав-м явл-сярационал. постижение мира с помощью разума, мышления.

Эмпир. исследование выявляет и фиксирует относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание. Эмпир. исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений.

На эмпир.уровне исследования выполняются следующие задачи: осуществляется подготовка самого эмпирического исследования; получение исходных данных; формирование фактов науки; первичная рациональная обработка фактов с целью установления эмпирических зависимостей.

Эмпирич. исследование баз-тся на непосред. практич. взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает наблюдения и эксперим. деят-сть. Поэтому средства эмпир. исследования вкл-ют в себя приборы, установки и др. ср-ва реал.наблюдения и эксперимента. В эмпир. исследовании кроме средств, кот.непосредственно связаны с организацией экспериментов и наблюдений, примен-ся и понятийные ср-ва–эмпир. язык науки. В нем взаимодействуют эмпир. термины и категории теор. языка.

Смыслом эмпир. терминов явл-ся особые абстракции, т.е. эмпир. объекты. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпир. объекты – это абстракции, выделяющие в действ-сти лишь некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков, он неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

К основным методам эмпир. иссл-ния относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естест. виде. Наблюдение опирается не только на работу органов чувств, но и на вырабатываемую наукой способность истолковывать чувствен.данные. Только теория, указывал А. Эйнштейн, может определить, что и как наблюдать. Разл-ют наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (наблюдатель выступает участником изучаемого процесса).

Измерение –совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Эксперимент– активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого процесса, изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. Виды экспериментов разнообразны. По своим функциям выделяют исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие эксперименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т. п. Существуют эксперименты качественные и количественные.

Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и то же объекта), т. е. их тождество и различия.

Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Результатом эмпирического исследования являются: данные наблюдения; эмпирические факты; эмпирические зависимости.

Научный факт – результат достаточно непростого познавательного процесса, предполагающего выявление определенного инварианта множества наблюдений или экспериментальных процедур с учетом тех теоретических представлений концептуального характера, которые находятся в распоряжении исследователей.

Эмпирические факты имеют несколько значений:

1) некоторый фрагмент действительности, объективные события, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания («факты сознания»);

2) высказывание ученых об этих явлениях.

Наши рекомендации