Текст ученического сочинения для самопроверки №5
Что такое канцелярит и какое воздействие оказывает он на нашу жизнь? Ответ на эти вопросы мы находим, читая текстН.Галь(Т).
Проблема использования в современной «живой» речи слов и выражений, которые представляют собой штампы (ПТ),является важной и значимой(КП), и особенно сегодня. Исчезают границы между сферами употребления слов общеупотребительных и специальной лексикой, словами, употребляемыми в определенной «узкой» сфере жизни: официальных текстах, деловых бумагах. Именно специальная лексика является источником появления канцеляризмов. Тогда и происходит «лексическая и стилистическая путаница». Так, например, именно канцелярит «разрешает» неуместное употребление фразы «мама поставила меня в известность» вместо другой, правильной - «мама мне сказала». Проблему, рассматриваемую автором, можно назвать социально значимой (КП), потому что она отражает болезнь общества, которая заключается в том, что многие из нас употребляют в бытовой, обыденной речи слова-клише, прочно «поселившиеся» в популярных передачах на телеэкране, радио, а также в периодической печати. А они часто искажают не только речь, но и саму мысль автора высказывания. Чтобы выглядеть наиболее эффектно, или «стильно», как сейчас принято говорить, мы разрушаем гармонию устной и письменной речи, «гармонию словоупотребления».
Автор стремится донести до читателя мысль (ПА)о том, что «канцелярит не сдается, он наступает, ширится». Н.Гальакцентирует наше внимание: «быстро разрастаются постылые штампы, которые не несут мысли, ни чувства, ни грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро". Кроме того, он делает вывод, что «канцелярит - самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи».
Я не могу не согласиться с мнением автора(СМ), который не приемлет массовое употребление лексических штампов. Существует ошибочное мнение, что употребление слов данного стиля является показателем культуры, образованности и начитанности человека. Речь, в которой участвуют речевые клише, становится пустой и стилистически безликой.
Многие русские поэты и писатели высказывали свое мнение об употреблении стандартизированных, обездушенных словосочетаний и выражений: А. С. Пушкин, В.В. Маяковский, М.М. Зощенко, М.А. Булгаков (Д1,Д2). Так, например, герои произведений М.М. Зощенко («Аристократка», «Баня») говорят на языке, «изувеченном» речевыми штампами, клише, чтобы выглядеть убедительнее, значительнее в глазах друг друга. (А1) Многие из них, как и в произведениях В.В. Маяковского, обращаются к возлюбленным, знакомым в быту, используя слово «товарищ». М.М. Зощенко удается показать абсурдность времени 20-30х годов, когда речь советских граждан была заражена подобными словами-паразитами (Ил1). Писатель вынес свой приговор времени смещения ценностей, «заштампованности» идеи и чувств. Действительно, стоит ли использовать лексико-социальные штампы, говоря о любви, о сердечных чувствах?!
Интересно мнение И.А. Бунина о языке граждан молодой Советской России, отражающем нелепые особенности бытовой, бюрократизированной жизни служащих, писателей, журналистов (А2). На вручении ему Нобелевской премии в Стокгольме он отмечал, что «советские журналисты, к сожалению, разговаривают, как горничные» (Ил2).
Итак, прочитав текст Н. Галя, я пришла к выводу о том (В), что, по возможности, необходимо ограничить использование канцеляризмов в современной речи, так как они загрязняют нашу речь, лишают ее эмоциональности, «убивают» индивидуальность пишущего или говорящего.
Задание№5.Оцените данное сочинение в соответствии с критериями проверки работы. Сделайте необходимую запись в таблице:
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы | Ваша оценка в баллах |
I.Содержание сочинения | |||
К1 | Формулировка проблем исходного текста | ||
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы нет. | |||
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста | |||
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | ||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста , в комментариях нет | |||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но в комментариях допущено не более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста | |||
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | |||
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | ||
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | |||
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | |||
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | ||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привел только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласивших с позицией автора), аргументировал его (привел один аргумент) опираясь на знания, жизненный опыт | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе | |||
II. Речевое оформление сочинения | |||
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста | |||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |||
К6 | Точность и выразительность речи | ||
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи | |||
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | |||
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | |||
III. Грамотность | |||
К7 | Соблюдение орфографических норм | ||
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | |||
допущено не более 2-х ошибок | |||
допущены 3-4 ошибки | |||
допущено более 4-х ошибок | |||
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | ||
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | |||
допущены 1-3 ошибки | |||
допущено 4-5 ошибок | |||
допущено более 5 ошибок | |||
К9 | Соблюдение языковых норм | ||
грамматических ошибок нет | |||
допущены 1-2 ошибки | |||
допущено более 2-х ошибок | |||
К10 | Соблюдение речевых норм | ||
допущено не более 1 речевой ошибки | |||
допущены 2-3 ошибки | |||
допущено более 2-х ошибок | |||
К11 | Соблюдение этических норм | ||
этические ошибки в работе отсутствуют | |||
допущены этические ошибки (1 и более) | |||
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | ||
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | |||
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | |||
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) | 23* |
*см примечание к таблице проверки текста №1на стр.8
Задание№6.Чтобы написать свое сочинение по данной проблеме,произведите редактирование данного сочинения. Используя материалы приложений №№1-4, сделайте необходимую запись в таблице:
Формулировка проблемы исходного текста(К1) | |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста(К2) | |
Отражение позиции автора исходного текста(К3) | |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме(К4) | |
Вывод к рассуждению |
Задание№7.Напишите свое рассуждение по данной проблеме, проверьте его в соответствии с критериями проверки (см. задание №4)