Три ступени постижения "я" и тройная трансформация
В духовной науке, изучающей внутреннюю сущность человека, есть три ступени постижения этой сущности, соответствующие трем основным частям самой науки. Первая — это обнаружить душу, не поверхностную душу мыслей, чувств и желаний, но сокровенную психическую суть, нашу скрытую божественность. Когда она начинает преобладать в нашей природе, когда мы становимся сознательной душой, а ум, жизнь и тело начинают выполнять свою роль в качестве инструментов, мы приобщаемся к внутреннему водительству, которому ведомы истина, добро, настоящая радость и красота бытия, которое ясным законом контролирует сердце и интеллект и направляет человека и его жизнь к духовной полноте. И тогда даже в окружении темных дел Неведения мы сохраним проницательного свидетеля, живой свет, озаряющий наше сознание, и волю, которая не позволит поступать неверно и сумеет отделить истины ума от его заблуждений, сокровенный звук сердца от его резонанса ложному зову и ошибочных к нему претензий, истинный порыв и полноту движения жизни от витальной страсти и мутной фальши витальной природы и ее темного эгоцентризма. Это первая ступень на пути к самому себе — воцарение души, божественной психической индивидуальности, заменяющей собою эго. Вторая ступень — осознать свое вечное "я", нерожденное и единое для всех. Это ступень освобождения и универсализации; даже если действие наше все еще находится во власти движений Неведения, оно более не связывает и не сбивает с толку, поскольку свет самопознания укрепляет внутреннюю суть. Третья ступень — узнать Божественную Суть. которая одновременно и наше высочайшее непостижимое "Я", Космическое Существо — основа нашей всеобщности, и Божественность, из которой происходит психическое существо, наша истинная развивающаяся индивидуальность — искра, пламя, постепенно достигающее вечного Огня, который его зажег и о котором оно свидетельствует, всегда пребывая с нами внутри и оставаясь сознательным проводником его света, могущества, радости и красоты.
Шри Ауробиндо
Есть тысячи способов достичь и осознать Божественное, и на каждом пути возникают свои осознания, со своей правдой, имеющие общий корень, но качественно различные, всеобщие в своей основе, но выраженные по-разному. Нет смысла обсуждать все эти варианты, гораздо важнее идти своим путем, уверено и до конца. В этой йоге можно достичь психического существа, являющегося частью Божественного, скрытого в сердце и там получающего Божественную помощь. Именно это психическое существо ответственно за садхану и обращает к Истине, к Божественному всю человеческую личность, существенно влияя на ум, жизнь и физическое сознание, о чем я не буду здесь говорить — это первая трансформация. Затем мы осознаем единое "Я", Брахмана, Божественное выше тела, жизни, ума, — не только в сердце, через которое к ним приходит поддержка — высшее, свободное и невозмутимое: как всеобщее статическое "Я" и как динамическое, активное Божественное Существо и Могущество, как Ишвара-Шакти, несущее в себе миры и проникающее в них и в то же время их превосходящее, проявляющее все разнообразие космических качеств. Но для нас важнее всего то, что оно проявляется как запредельный Свет, Знание, Могущество, Чистота, Мир, Ананда, которые становятся доступны нашему сознанию и которые нисходят в наше существо и постепенно заменяют обычное сознание своими собственными движениями — это вторая трансформация. Мы постигаем также, что сознание само поднимается и через множество уровней, физический, витальный, ментальный и сверхментальный восходит к супраментальному плану и плану Ананды. В этом нет ничего нового; и в Тайтрийя Упанишаде говорится о пяти Пурушах: физическом, витальном, ментальном, Пуруше Истины (супраментальном) и Пуруше Блаженства; там сказано, что физическому "я" необходимо возвыситься до витального "я", витальному — до ментального, ментальному — до Истинного "я", а Истинному "я" — до "я" Блаженства, и тогда достигнешь совершенства. Но в этой йоге мы можем осознавать не только восхождение, но и нисхождение силы высшего "Я", что дает тем самым возможность снизойти супраментальному "Я" и супраментальной Природе и овладеть низшей природой, изменить ее и превратить из природы Неведения в природу Знания-Истины (и через ее супраментализацию в природу Ананды) — это третья или супраментальная трансформация. Не всегда это происходит именно в таком порядке, так как у многих духовное нисхождение происходит не сразу совершенным образом, начинаясь еще до того, как психическое проявилось и приняло на себя ответственность; психическое развитие должно предшествовать остальному, чтобы было возможно совершенное и беспрепятственное нисхождение; а последнее или супраментальное превращение может наступить не раньше, тем станут полными и законченными эти два предыдущих. Вот наиболее краткое описание сути вопроса.
Шри Ауробиндо