Многоаспектный подход к организации как системе
При структурном подходе организация рассматривается как определенная структура со своими подразделениями и их взаимосвязями. Определяются способы распределения обязанностей, передачи полномочий и ответственности в рамках данной организации.
При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. В этом случае важно помнить о том, что независимо от того, насколько хорошо построена структура организации, её деятельность и результаты этой деятельности будут определяться в первую очередь людьми. Таким образом, одной из главных задач теории организации является изучение влияния как отдельных работников, так и групп людей на эффективное функционирование организаций, на получение ею намеченных результатов.
Теория организации для решения поставленных перед ней задач должна использовать подходы и результаты исследований смежных научных дисциплин: Всеобщей организационной науки (Тектологии), концепции идеальной бюрократии, общей теории систем, синергетики, теории управления, экономической теории, информатики, психологии, социологии, социальной психологии, антропологии и многих других.
35. Взаимосвязь категорий: связь, отношение, зависимость, закономерность, закон.
Закон - как необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закономерность существенно отличается от закона тем, что последний всегда вписывается в строгую, устойчивую систему законов действительности, закономерность же входит в весьма непостоянные текучие системы, изменяющиеся в зависимости от круга обобщенных ею фактов и изменения внешних условий. Закономерность богаче закона конкретным содержанием: кроме глубоких внутренних связей, относящихся к одному или нескольким законам, онаотражает черты явлений, порожденные для данной связи причинами. Закон богаче закономерности тем, что относится к большей массе соответствующих явлений, охватывает всю совокупность этих явлений. Кроме того, если закономерность выявляется обязательно в результате обобщения фактов, то закон может быть выявлен в ходе теоретического анализа и уже в дальнейшем подтвержден (или опровергнут) фактами. Саму закономерность можно трактовать как ступеньку к открытию закона и как форму проявления действия одного или нескольких законов. В основе открытия закономерностей лежат факты, количественные и качественные зависимости между ними. Зависимость есть «отношение одного явления к другому как следствия к причине». Таким образом, прослеживается довольно явная взаимосвязь между зависимостью,как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью,как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями, и законами,отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между ними. |
Связь– это то, что соединяет объекты и свойства в единое целое. Без связей система не может функционировать.
Организационные отношения– это отношения:
1) выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;
2) между людьми, возникающие по поводу совместного труда работников;
3) обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.
36. Сущность, свойства, содержание и классификация принципов организации.
В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие организаций.
Принцип - оптимальное правило (норма), которое сформулировано людьми и носит объективный характер.
Принципы организации являются отражением объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организацией и государством, применяются те или иные методы управления.
С изменениями экономической жизни меняются и принципы организации. Например, в начале XX в. применялись принципы, выработанные Ф. Тейлором и А. Файолем, в настоящее время уделяется внимание социальному аспекту.
В литературе приводится различная классификация принципов. А.А. Беляев и 3.М. Коротков подразделяют их на общие, частные и ситуационные. Э.А. Смирнов выделяет принципы статического и динамического состояния, а также общие принципы организации. Объединяя эти подходы, можно подразделить все принципы на:
1. Общие для всех организаций и ситуаций;
2. Частные и ситуационные характерные только для определенной сферы или ситуации в деятельности организации;
3. Динамического или статического состояния, характерные для определенной организации.
Помимо этого, в литературе принципы организации подразделяются на три гpуппы.