Взаимодействие человека и организации
Организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. Работа человека в организации представляет процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Каждый сотрудник имеет собственное представление об организационном окружении и выделяет для себя те характеристики организации, которые для него наиболее значимы.
Взаимодействие сотрудника с организационным окружением во многом определяется сформировавшимися у него установками.
Наиболее значимые для управления установки сотрудников связаны с отношением:
к другим людям (социальные установки)
к себе как работнику,
к труду в целом и к выполняемой работе в частности (удовлетворенность работой, увлеченность работой),
к организации, ее целям и руководству.
Социальные установки:
альтруизм или эгоизм;
эмпатия (сочувствие или сопереживание другим людям);
аффилиация (стремление принадлежать к группе и быть признанным ей) или индивидуализм;
чувствительность к отвержению (к критике, неодобрению) или независимость, самодостаточность и др.
Кроме того, при анализе поведения человека в сложных ситуациях обращают внимание на установки личности, повышающие или снижающие уверенность в себе.
Установки в отношении трудовой деятельности
установка достижения успеха
установка избегания неудачи.
«Приверженность» организации – состояние, в котором, служащий идентифицирует себя со специфическими целями организации и желает сохранить свое членство в ней:
- член организации разделяет и делает своими цели организации и ее ценности;
- он стремится оставаться в организации и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него не выгодно
- член организации готов не только работать на ее благо, но и принести в жертву интересам организации свои личные.
Взаимодействие человека с организационным окружением зависит от взаимных ожиданий:
¨ ожидания и представления человека об организационном окружении и своем месте в нем;
¨ ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.
Основные ожидания индивида - это ожидания по поводу: | Организация ожидает от сотрудника, что он проявляет себя как: |
содержания, смысла и значимости работы; оригинальности и творческого характера работы; увлекательности и интенсивности работы; степени независимости, прав и власти на работе; степени ответственности и риска; престижности и статусности работы; степени включенности работы в более широкий деятельный контекст; безопасности и комфортности условий на работе; заработной платы и премий; социальных благ, предоставляемых организацией; гарантий роста и развития; дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе; отношений между членами организации; конкретных лиц, работающих в организации | специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией; член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию; человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами; член организации, способный общаться и поддерживать хорошие отношения с коллегами; член организации, разделяющий ее ценности; работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей; человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы; исполнитель определенной работы, готовый выполнять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне; член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям начальства. |
Для каждого человека структура его обобщенного ожидания по отношению к организации (комбинация из этих отдельных ожиданий) различна, также как и степень значимости отдельных ожиданий.
Для того чтобы устранить или минимизировать проблемы, возникающие между человеком и организационным окружением, необходимо состыковать, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и организации друг к другу. Для этого важно четко представлять себе, на какое место в организации претендует человек, какие роли он готов выполнять и какую роль предполагает ему дать организация.