Глава 1. Уровни регуляции жизнедеятельности организма человека. взаимодействие человека и природы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Уровни регуляции жизнедеятельности организма человека. взаимодействие человека и природы - student2.ru Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный

Университет сервиса и экономики

В.Ф. Максимук

Глава 1. Уровни регуляции жизнедеятельности организма человека. взаимодействие человека и природы - student2.ru

Монография

Санкт-Петербург

УДК 633.88

ББК 51.2

М 17

Максимук В.Ф.Растительный мир и человек: полезные и опасные свойства растений. Монография. СПб: СПбГУСЭ, 2013. – 441 с.

В монографии, изложенной в виде справочного пособия, обосновывается важность грамотного применения растительных средств для питания, лечения и борьбы с болезнями и вредителями культивируемых растений.

Уделено внимание характеристике действия биологически активных веществ, накопленных растениями, правилам сбора, сушки, хранения сырья, способам и видам приготовления и применения лекарственных препаратов.

Выделены уровни регуляции жизнедеятельности человека и иерархические принципы традиционной медицинской практики. Обращено внимание на необходимость конвергенции традиционных и современных научных понятий и методов Восточной и Европейской медицины.

Отмечены особенности взаимодействия лекарственных препаратов в организме человека и возможные осложнения при их применении.

Дана характеристика около 1000 видов растений, их официальные и народные названия, краткие ботанические описания и химический состав, действие, показания и противопоказания при использовании, препараты из них и методы и виды применения.

Описаны также растительные и другие природные средства, используемые для защиты культурных растений от вредителей и болезней.

Монография рассчитана на студентов, медицинских работников, экологов, фермеров и широкий круг любознательных читателей.

В монографии приведен список из более 200 литературных источников.

Монография может быть использована в образовательном процессе для подготовки бакалавров и магистрантов направления 100100 «Сервис».

Содержание монографии соответствует ФГОС ВПО 3-го поколения.

Монография выполнена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ» на 2012-2016 гг.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: профессор кафедры общей хирургии ФГБОУ ВПО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова», д-р мед. наук Г.М. Горбунов;

профессор кафедры «Экономика природопользования и сервис экосистем» ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ» академик Петровской академии наук и искусств д-р хим. наук, доктор биол. наук Я.В. Зачиняев

ÓВ.Ф. Максимук, текст, 2013.

ISBN ÓСанкт-Петербургский государственный

университет сервиса и экономики, 2013.

Содержание

Предисловие.. 4

ВВЕДЕНИЕ.. 5

Глава 1. Уровни регуляции жизнедеятельности организма человека. взаимодействие человека и природы... 7

Глава 2. Содержание и краткая характеристика действия биологически активных веществ в лекарственных растениях.. 12

Глава 3. Приготовление и использование препаратов.. 24

3.1. Сбор, сушка и хранение лекарственного сырья. 24

3.2. Способы приготовления препаратов из растений, лекарственные формы.. 25

3.3. Способы приёма препаратов. 28

3.4. Время и принципы применения препаратов. 28

Глава 4. Группирование растительных средств.. 29

4.1. Пищевые растения и их диетические свойства.. 29

4.2. Группирование растений по типу лечебного действия согласно принципам (подходам) Восточной медицины 30

4.3. Группирование по типу системного действия растительных средств согласно Европейским фармакопейным классификациям.. 36

Глава 5. Характеристика отравлений некоторыми лекарственными растениями 38

Глава 6. Описание, свойства и использование растений (алфавитный список) 42

Глава 7. Использование растений и других природных веществ для защиты садовых и огородных культур от вредителей и болезней.. 380

7.1. Методы защиты садовых и огородных культур. 380

7.2. Общие рекомендации по приготовлению настоев, отваров и дустов из инсектицидных и фитонцидных растений.. 381

7.3. Обязательные меры предосторожности при работе с препаратами инсектицидных растений 381

7.4. Основные растительные и другие природные препараты, используемые в садоводстве и сельском хозяйстве 383

Приложение 1. Список видов лекарственного растительного сырья, разрешенного к продаже из аптек министерством здравоохранения России.. 394

Приложение 2. Примеры официальных комплексных препаратов из растительных средств 396

Приложение 3. Алфавитный указатель названий описанных в книге лекарственных растений 397

Список использованных источников.. 403

Предисловие

Ещё древнеримский ученый Цельс (1 век до н.э.) утверждал: «врачебное искусство возникло тогда, когда, благодаря выздоровлению одних и гибели других, люди научились делать различия между вредным и целебным». Как свидетельствуют древние рукописи разных народов, траволечение было основным способом лечения ещё далеко за пять – двадцать тысяч лет тому назад. Один из источников персидско-таджикской медицины – «Авеста» (VII-VI вв. до н.э.), основываясь на десятитысячелетнем опыте лечения природными средствами древних шумеров, определяет медицину как искусство сохранить тело в здоровом состоянии.

По мнению ученых древности сохранение здоровья гораздо легче и важнее, чем излечение болезней. Однако не все их труды сохранились из-за многих войн и пожарищ.

И в настоящее время растения – целители привлекают особое внимание и приобретают всё больший интерес. Это объясняется тем, что, как верно заметил Г.В. Крылов (1972), синтетические препараты «оказались обоюдоострым оружием», нарушая цельность взаимозависимых регуляторных процессов в организме. Растительные лечебные средства по сравнению с химическими более безопасны. Целебные растения являются и весьма важным сырьём для получения официальных лекарств. Более 75 % препаратов, используемых для лечения и профилактики сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных заболеваний, а также болезней других внутренних органов вырабатываются из целебных растений. Но сейчас в официальной медицине уже менее половины лекарственных средств содержат натуральные действующие вещества растительного происхождения. Учитывая агрессивность и небезопасность современного фармацевтического рынка натуральные, природные лечебные средства можно считать наиболее приемлемыми и перспективными. В настоящее время, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, более половины населения развитых стран предпочитает природные целебные средства и народные (традиционные) методы лечения (Луи Бруэр 1999).

С развитием научно-технического направления исследований в медицине роль растений в жизни человека не уменьшается. Напротив, она становится все более разнообразной и заметной. Современный растительный мир несет на себе глубокий отпечаток человеческой деятельности. По мере интенсификации этой деятельности и, прежде всего, пересмотра человеком своего места и предназначения в этом мире, будет продолжаться процесс переоценки роли, которую играет растительность в целом и отдельные её виды, в том числе целебные в биосфере. Объяснение использования множества видов растений в медицине и народном хозяйстве стало возможным благодаря комплексным исследованиям ботаников, химиков, медиков, фармакологов, технологов, экологов.

Но еще большое число видов флоры, тысячелетиями эффективно используемых человечеством, совсем не изучено на современном уровне с точки зрения пригодности для нужд человека, либо изучено недостаточно. Растения в своём составе сочетают разнообразные биологически активные вещества, например, эфирные масла, флавоноиды и витамины, кумарины, макро- и микроэлементы и т.д.. Поэтому фармакологический эффект при применении растительных препаратов, содержащих сумму действующих начал, является сложным и многогранным. А если учитывать, что человек и растения являются гармонизированными живыми и едиными биологически природными организмами, то можно осознать и духовно-энергетические (энерго-информационные), биоритмические (сезонные и иные), биофизические и биохимические механизмы комплексного взаимодействия человека и природы. Только с таким подходом к проблемам оздоровления и лечения, понимая и экологию человека, удаётся достигать максимальной эффективности укрепления здоровья и лечения недугов. И здесь, комплексное лечение цельными природными средствами, на основе многовекового (постепенно подтверждаемого и современной наукой) опыта и методов традиционной медицины неизмеримо более эффективно, чем локальные воздействия на системы, органы и ткани организма химически «чистыми» фармацевтическими веществами. Любое отдельное заболевание имеет различные причины, а с ними и сопутствующие нарушения, а значит и лечение должно быть комплексным, корригирующим и бережным с учётом патогенеза расстройств, без грубого «специализированного», дискретного химического регулирования, нарушающего сложное взаимодействие систем организма человека.

Таблица 1. Сравнительная характеристика лекарственных препаратов синтетического и природного происхождения[1]

Показатели Препараты
синтетические природные
Преимущественное использование для лечения болезней Острых Хронических, (возможно и острых)
Значение для профилактики Ограниченное Большое
Токсичность Нередко высокая Чаще низкая
Опасность аллергизации Максимальная Минимальная
Лекарственные болезни Частые Очень редкие
Длительное использование Обычно опасно, возможно лишь с осторожностью Возможно
Сохраняемость в лекарственном арсенале 2-3 года, редко более 10 лет От 3-10 лет до тысячи лет

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование применения растительных средств. Целебное использование различных растений известно с глубочайшей древности и за истекшие десятки тысячелетий опыт народной медицины подтвердил их терапевтическую ценность. Народная медицина установила также способы применения лекарственных растений и определила точные сроки их сбора и хранения, которые постоянно подтверждаются данными научных исследований. Однако возрастающая популярность лекарственных растений среди населения таит в себе и серьёзные опасности для здоровья больного из-за их распространенности, доступности и слабых побочных эффектов действия большинства из растений. Легкомысленный подход к лечению растениями недопустим. Здесь необходимо учесть и патологический опыт использования в лечении биологически активных добавок (Б А Д), используемых как лекарственные препараты и рекламируемых под ширмой «пищевых добавок» и активность непрофессиональных, игнорирующих каноны медицины “целителей”.

Искусство врача – целителя заключается в том, что он лечит не только болезнь, а прежде всего – больного. Поэтому назначения врача в каждом случае нередко меняются от многих причин: от характера основного заболевания, особенностей течения болезни, условий жизни, времени года, анатомо-физиологического, духовного и душевного (эмоционального) состояния человека, возраста, наличия у него сопутствующих заболеваний и многих других факторов. И конечно естественно, что для лечения той или иной болезни не существует каких-то единых готовых рецептов и только биологические, физиологические, врачебные знания и опыт способствуют успешному излечению от различных недугов. А «самодеятельное» лечение без учёта этого сложного переплетения факторов и без ясного представления о болезни, психо-функционального состояния больного и целебных свойствах растений могут привести не только к упущению времени излечения, но и ухудшению здоровья.

Например, при лечении гастрита, язвенной болезни ЖКТ очень популярны листья Подорожника. Но при самолечении больные не учитывают важную деталь – листья Подорожника эффективны только при пониженной кислотности желудочного сока и только в виде сока и препарата плантаглюцид (сухой экстракт). А настой листьев даёт другой лечебный эффект и врачами рекомендуется как отхаркивающее и как горечь при желудочных заболеваниях.

Не всем больным с заболеваниями почек можно пить как мочегонное и дезинфицирующее средство настои и отвары Брусники, Можжевельника и полевого Хвоща. Если у больного острый нефрит или нефрозо-нефрит, то при приёме этих препаратов болезнь резко обострится.

Настойкой листьев Алоэ на вине или соком с медом в быту советуют лечить пневмонию, туберкулёз, малокровие, язву желудка, гипертонию, экзему и другие болезни. Однако исследования показали, что Алоэ не является панацеей от всех болезней. При туберкулёзе, гипертонии, лечение с Алоэ неэффективно, а при беременности или при геморрое оно может нанести вред организму.

Особую осторожность надо проявлять при лечении онкологических заболеваний препаратами Аконита (Борца), Болиголова, Веха ядовитого, Чистотела и другими, так как содержащиеся в растениях активные алкалоиды (аконитин, кониин, конгидрин, цикутотоксин, хелидонин и их производные) относятся к сердечно – нервным ядам, что требует внимательного врачебного контроля за реакцией организма больного на них и применение комплексных методов лечения. Экспериментально установлено, что имеющимися в арсенале врача противоядиями и другими современными мерами не всегда можно спасти отравившихся вышеуказанными ядовитыми растениями.

Риск от самолечения увеличивается, когда незнакомые «чудодейственные» травы и корни покупаются на рынке у недобросовестных заготовителей. Так, вместо гриба Чаги на рынках иногда продают сходные с ним Трутовики, не обладающие целебными свойствами. Да и если берёзовый гриб был собран с засохших деревьев или с нижней части ствола (ниже 2 м), или хранился более 3-5 лет, то как лекарственное средство он не пригоден. Часто при сборе трав нарушаются условия сушки, правила заготовки частей растения и т. д. Например, правильно заготовленный «Золотой корень» на изломе розоватого цвета и имеет приятный запах, в то время, как у продающих он бывает на изломе бурого цвета и не имеет запаха. Бывает, что растение заготавливается всё целиком, а не та часть, где накапливаются биоактивные вещества. Например, активные компоненты в Пижме находятся только в соцветиях, а в Кровохлебке – в корневище и т.д.

Больным, занимающимся самолечением, следует помнить, что некоторые лекарственные растения и препараты из них нельзя применять при определенных заболеваниях, например при аллергиях. Особенно это следует учесть лицам пожилого возраста. Для прогноза результативности лечения и выбора методологии последнего очень важно знать действующие начала целебного препарата, их превращения в организме и последующие воздействия на самочувствие и состояние человека, сопоставляя их с возможными реакциями органов и тканей, а также конечным эффектом воздействия с учётом индивидуальных особенностей больного. Например, в составе Душицы мелкоцветковой содержатся эфирные масла, танин, ментол и другие вещества. Эфирное масло вызывает желчегонный эффект и усиливает секрецию желудочного сока, танин оказывает вяжущее и противовоспалительное действие, ментол после всасывания в кровь и выделяясь через слизистые оболочки верхних дыхательных путей, раздражая их усиливает секреторную функцию, вызывая отхаркивающий эффект. И если у больного с заболеванием легких или желчевыделительных путей есть ещё гиперацидный гастрит, то приём Душицы, облегчая картину основного заболевания, может вызвать и сильные боли в желудке. Кстати, следует учитывать, что длительное использование Мяты или Душицы может вызвать и проявления импотенции.

Необходимо учитывать и условия и количество потребления даже пищевых продуктов. Так, плоды Граната вредны при хронических запорах, трещинах в области заднего прохода, так как возможно провоцирование кровотечений. Поедание Груш и Дыни не рекомендуется натощак, также сочетать со спиртными напитками, а после их приёма нельзя пить сырую воду, есть плотную пищу и мясо, во избежание расстройства желудка.

Многие растения считаются безобидными и нетоксичными, чисто пищевыми. Например, Кинза (Кориандр) и Райхан (Базилик обыкновенный), благодаря наличию в них витаминов, сахаров и других полезных элементов, применяются в свежем виде и обладая лёгким желчегонным и сокогонным действием, улучшают пищеварение. Они могут использоваться и в лечебных целях при гипоацидном гастрите, некоторых формах хронического холангита и холецистита, при гипокоагуляции (пониженной свёртываемости крови). Но необходимо помнить, что приём этих растений через 30 минут вызывает заметную гиперкоагуляцию, продолжающуюся до 4-5 часов. Поэтому, в случаях опасности тромбообразования (прединфарктное состояние, пороки сердца, эндокардиты, тромбофлебиты, алкогольные интоксикации, периоды весенней и летней гиперкоагуляции), а также в состоянии эмоционального стресса, безобидные Кинза и Райхан могут стать опасными, даже сильными ядами. В связи с этим, несмотря на их приятный аромат и вкус, Кинза и Райхан не должны включаться в состав напитков и спиртовых бальзамов. К тому же, в последние годы усиление процесса свёртываемости крови (гиперкоагуляция) относится к ведущим факторам риска в развитии инфаркта миокарда. Аналогично, надо быть осторожными при приготовлении травяных чаев, например, в южных зеленых чаях любят использовать траву или корни Дудника (Ишима), а установлено, что он также вызывает быстрое, сильное и устойчивое (более 6 часов) повышение свёртываемости крови. Поэтому важно знать не только лечебные свойства растения, но и его побочные свойства, всесторонне оценить все «за» и «против».

Глава 1. Уровни регуляции жизнедеятельности организма человека. взаимодействие человека и природы

Сколько человечество помнит себя, всегда люди мечтают о возможности сохранения здоровья и молодости, познать смысл жизни. Но интенсивность современной жизни такова, что нам часто некогда даже задуматься , чего мы хотим от жизни, так ли живём, работаем. За последние два века торжества “ индустриальной эры “ официальная наука и научная философия стали рассматривать человека и природу (живую и неживую) в пределах физических координат, увлекшись детализацией и сузив специализацию понятий. При этом нарушается целостность понимания мира, в отличие от восприятия его в древних культурных традициях, схематизируются и взаимоотношения между людьми, а также между человеком и природой. Вместе с тем, несмотря на доминирование физических и химических парадигм, всё больше внимания глубинные исследователи уделяют и иным, в том числе нравстенным аспектам познания мира. Уже общепризнано, что человеческий ум, интеллект может и умеет рассматривать мир с двух различных точек зрения – с точки зрения времени (чувственно – наглядно), с помощью опытных данных и логических рассуждений и с точки зрения вечности (относительно религиозной тайны мира и конечной цели его), с помощью трансцендентной области научно-философских умозрений, мистических созерцаний. Следовательно, религиозная вера и научное знание опираются на разные данные мышления и рассматривают мировое бытие с различных точек зрения. А потому, не переступая своих природных границ, они никогда и ни в чём не могут противоречить друг другу [Несмелов В.И., 1992]. Полезно здесь вспомнить и мысль Теофраста Парацельса, что “то, что в одно время считается мистикой, в другое время считают наукой“.

Общепризнано, что человек живёт (как живой организм) и действует (мыслит, чувствует и совершает поступки, трудится) на границе двух миров – видимого и невидимого. Следует помнить, что в отличие от животных, у человека, обладающего сознанием, формируются более тесные взаимосвязи между нервно-психическими (в том числе душевными) и генетическими (в том числе духовными и информационными) процессами. Сознание – это осознанное ощущение себя как личности, своей жизни и жизни внешнего мира. В продолжение всей жизни человек познаёт себя и окружающий мир, наблюдая, изучая, анализируя познаваемые объекты и явления для приобретения понимания как самого себя, так и окружающего мира с целью наилучшего взаимодействия с ним. Таким образом, познание – это деятельный процесс отражения объективной реальности для получения новых знаний и поиска (установления) истины. Истиной можно назвать соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Истинно, к примеру, что подлинным знание признаётся лишь то, которое человек осваивает сам, преодолевая на пути познания препятствия, которые не устранялись со стороны. Уже в древнем сочинении «Чжуд-ши» утверждается, что знание, /свалившееся «как манна с небес»/ , бесполезно, /ибо не может дать плодов, подобно зёрнам, упавшим на каменистую почву/.

Большинство современных исследователей приходит к выводу, что весь существующий мир, Вселенная, целесообразен, а значит управляем и в нём нет пустоты и хаоса. Многовековой опыт человечества позволяет выделить основные уровни регуляции жизнедеятельности человека с учётом всех достижений научного познания.

1. –соматический (телесный, бессознательный)уровень, который регулирует морфофункциональные, анатомофизиологические, биоэнергетические / биоритмические процессы в организме, подсознание (архетип);

2. – душевный (пси-) уровень, включающий живительные силы организма, подсознание, сознание и ум (малый разум – эго-ментальность, рациональность, интуиция, интеллект, эмоции);

3. – духовный уровень, проявляющийся нравственным сознанием и надсознанием (большой ум / разум – воспринимающий центростремительные духовные силы / Logos/, информационные потоки /озарение…/).

Соматический уровень – биологическая составляющая сущности человека – ипостась видимого, материального мира, наполненная и регулируемая живительными вселенскими силами (по Аристотелю – флюидами) природы – {организм}. Карл Линней также отмечал, что по физическим и химическим параметрам человек не отличается от растений. Но естественно, что человек, как венец Творения, по устроению и физиологическим функциям, значительно сложнее. Уже хорошо изучены строения и сложные функции различных клеток организма, генетические коды многих тканевых структур и характеры взаимосвязей клеток, тканей, органов и систем организма. Поэтому можно выделить и уровни их регуляции : клеточный и тканевой – “локальный уровень”, органный и системный (включая элементы функционального поведения) уровни.

Наиболее известные способы регулирования функциональных взаимосвязей и функций организма – процессы / реакции : биохимические, биофизические (и биоэлектрические), биологические (и хромосомные), психо-физиологические (двигательные, поведенческие и др.), био-энерго-инфомационные. Регуляторные пути: нервная система, кровеносная система, лимфатическая система, энергетическая система (рефлексогенные зоны, энергетические каналы).

Душевный (пси-) уровень – имеет уже и духовный механизм управления телом (и осознанным поведением). Душа обладает чувством, волей и разумом, несёт в себе отпечаток (образ) тела, так как человеку естественно быть телесным. В ней можно выделить неразумную низшую часть (обладающую чувством, эмоцией и интуицией, это сила жизни, роста и развития,) и разумную высшую (обладающую ещё и волей и умом) часть. Это сфера эгоистического интеллекта с преобладанием центробежных процессов (ratio). Атрибуты ума /малого разума/ – внешняя (светская) совесть (укоры ума – “чтобы не осрамиться“, личная «правда», самоутверждение гордыни).

Духовный уровень – это центростремительная сфера Большого разума (Logos), где также можно выделить духовное тело и регуляторные энерго-информационные процессы. Атрибуты Большого разума – внутренняя совесть- укоры сердца (её свойства- простота и стремление к альтруизму и жертвенности…/Феофан Затворник/ ).

Второй и третий регуляторные уровни организма – части невидимого мира, пронизывающего и наполняющего материальный мир, формирующие {личность} человека, архетип его и общества (микрокосмоса). Таким образом, духовные и душевные регуляторные механизмы могут видоизменять и управлять телом, личностью человека.

Например, современное наименование «невроз» – группа расстройств высшей нервной деятельности, подразумевает и психогенную (душевную и духовную) природу их происхождения. Наряду с неврозом внутренних органов (дискинезии, вегетоневроз – кардионевроз и т.д.), двигательными неврозами, в эту группу входят и неврастения, истерия, психастения. И.П. Павлов, говоря о двух формах неврастении различал возбудимую (гиперстению) /гневливость, раздражительность, страхи, тягостные ощущения в области сердца, кишечника и т.д./ и тормозную (астению) /утомляемость, мнительность, ослабление памяти и т.д./, отмечая участие в заболевании как высшей (психической) нервной деятельности человека, так и вегетативной (симпатической и парасимпатической) нервной (организменной) системы.

Архетипические, фенотипические и иные проявления подсознания и сознания также зависят от всех трёх уровней регуляции жизнедеятельности организма. От глубины самоосознания человеком всех регуляторных механизмов зависит гармонизация и развитие его как личности, облегчается управление не только своим поведением, но и психо-физиологическим состоянием, т. е. «качеством жизни», появляется ощущение единства видимого и невидимого мира, «вечности жизни». Для улучшения понимания духовные силы человека можно сравнить с внешним, «антикризисным» управлением его поведения и функциональным состоянием организма.

Заметим, что даже это краткое рассмотрение и анализ глубинных научных исследований в конвергенции с идеями древней медицины позволяет понять возрастающий интерес к творческому переосмыслению исторического опыта медицины в области диагностики состояний организма, выяснению возможных причин нарушения физиологических функций, для профилактики и лечения недугов. И новые понятия в современной науке, такие как системный, интегральный, комплексный подходы, иерархические принципы в системе и методах неоценимо увеличивают эффективность медико-психологической помощи, когда новейшие методы и средства комплексируются с древними (традиционными).

Таким образом, и в профилактике и в лечении можно выделить иерархические уровни:

I. – Психотерапевтическое влияние.Коррекция духовных и душевных процессов имотиваций; восстановление целостности мировосприятия и миропонимания; укрепление стремления человека к «добру», активной жизнедеятельности.

II. – Внешние воздействия.Физиатрические методики и практики; немедикаментозные методы оздоровления и лечения – дыхательные полезные упражнения, лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры.

III. – Внутренние воздействия.Лекарственная, желательно преимущественно натуропатическая и фитотерапевтическая регуляция внутренних сред, органов и систем организма (гомеостаза), его физиологических функций.

В этой интегральной системе медико – психологической помощи целесообразно выделять и этапы (периоды) – профилактические, лечебные и реабилитационные, а все уровни и методы призваны дополнять друг друга, тогда неоценимо возрастает их эффективность.

Весьма ценными для лечебной практики являются методология (подходы) и методы Восточной медицины, считающей, что различные формы жизни – как бы станции для приёма и передачи космических, Божественных энергий, питающих всё живое. И природа, растения – одни из наиболее жизненных источников энергии, средства для физического и духовного «пробуждения» сил и свойств человека. Согласно представлениям даосов люди питаются тремя видами пищи – едой, воздухом и восприятием. Неправильное усвоение их приводит к загрязнению и расстройствам, поэтому, для правильного питания, адекватного восприятия, необходимо знать что естественно для организма, а что – нет. Пищевые растения дают и помогают пробудить скрытую в организме энергию; тоники и адаптогены – омолаживают, улучшают качество внутренней энергии, снимают напряжение и укрепляют иммунную систему; лекарственные растения – восстанавливают нарушенную гармонию внутренних процессов и вытесняют из организма болезнетворные начала (от душевных до микробных). Таким образом, растения связаны со здоровым образом жизни, раскрывают энергетические центры и помогают исполняться мудростью, улучшая восприятия и гармонизируя эмоции.

Традиционная Индо-Китайская медицина исходит из древней философии, рассматривающей человека и природу, космос как единое целое, проявляющееся в тесном взаимодействии организма, личности человека с окружающим миром – природой, погодой, временами года, фазами Луны, положением Солнца, планет и звёзд. Вся Вселеннная является макрокосмосом, а человек – микрокосмос и они подобны друг другу и взаимосвязаны. Ритм природы соответствует биоритмам человека и при адекватном соответствии их в образе жизни человека достигается гармония (резонансные отношения), следовательно и здоровье и долголетие. При несоответствии – болезни.

Природные циклические изменения влияют не только на (системный) организм человека, но и на каждый орган, клетку его. Эта связь осуществляется через особые энергетические каналы (меридианы- цзин-ло), так организм получает жизненную энергию ци от земли и космоса. Здесь также можно заметить триединство: небо-человек-земля. Поэтому, из-за внешних воздействий, появление многих болезней зависит от времени года. Цикличная взаимосвязь физиологических процессов происходит и внутри организма, так, когда происходит застой энергии, то развивается и застой крови.

В древних китайских трактатах утверждается, что «энергия постоянно находится в движении, протекая в определённое время через органы и каналы (и активируя их), совершая… большой круг циркуляции за 24 часа. Эти изменения показаны в таблице 2:

Таблица 2. Суточные колебания активности различных органов и каналов.

Орган / канал Максимальная активность (часы суток)* Минимальная активность(часы суток)
Легкие 3-5 15-17
Толстый кишечник 5-7 17-19
Желудок 7-9 19-21
Селезенка – поджелудочная железа 9-11 21-23
Сердце 11-13 23-1
Тонкий кишечник 13-15 1-3
Мочевой пузырь 15-17 3-5
Почки 17-19 5-7
Перикард 19-21 7-9
Сань-инь-цзяо 21-23 9-11
Желчный пузырь 23-1 11-13
Печень 1-3 13-15
Часовой период Соответствие в животном цикле Название
23.00-1.00 Мышь Цзы
1.00-3.00 Бык Чоу
3.00-5.00 Тигр Инь
5.00-7.00 Заяц Мао
7.00-9.00 Дракон Чэнь
9.00-11.00 Змея Сы
11.00-13.00 Лошадь У
13.00-15.00 Овца Вэй
15.00-17.00 Обезьяна Шень
17.00-19.00 Петух Ю
19.00-21.00 Собака Сюй
21.00-23.00 Кабан Хай

* На Востоке сдвоенные часы именовались «стражи».

Циркуляция энергии ци по системе 12-ти каналов начинается рано утром (3-5 часов) … и в течение суток 48 раз совершается круговорот в человеческом теле. Так постоянно движутся энергия ци и кровь сюэ, переходят друг в друга ян и инь, сменяя друг друга с наступлением дня или ночи. Сутки делятся на получасовые периоды, которые сопряжены с системой каналов (см. табл.3)… Зная, когда максимум и минимум энергии находится в том или ином органе, можно /эффективнее/ лечить заболевания, а также целенаправленно заниматься профилактикой.

Пример: максимальный пик энергии желудка приходится наутро, следовательно, наиболее вероятен приступ язвенной болезни с гиперсекрецией желудочного сока именно в это время. Соответственно и лекарство, понижающее кислотность, лучше давать в это же время. И наоборот, если кислотность пониженная, в период с 19.00 до 20.00 желательно давать лекарство, повышающее кислотность» (Захаров Ю.А., 2009).

Таблица 3. Движение ци и крови по организму человека в связи с получасовыми отрезками времени

3.00-3.30 9.00-9.30 3.30-4.00 9.30-10.00 4.00-4.30 10.00-10.30 4.30-5.00 10.30-11.00 5.00-5.30 11.00-11.30 5.30-6.00 11.30-12.00
Легкие Толстый кишечник Желудок Селезенка и поджелуд.жел. Сердце Тонкий кишечник
6.00-6.30 12.00-12.30 6.30-7.00 12.30-1.00 7.00-7.30 1.00-1.30 7.30-8.00 1.30-2.00 8.00-8.30 2.00-2.30 8.30-9.00 2.30-3.00
Мочевой пузырь Почки Перикард Сань-инь-цзяо Желчный пузырь печень

В тибетской медицине выделяют сезонные особенности пульсации пяти плотных органов во взаимосвязи с пятью первоэлементами материальной стихии –Огонь, Вода, Земля, Дерево, Железо. Их календарь насчитывает 360 дней. Сезонов (периодов царствования первоэлементов в природе) года пять, по 72 дня /по европейскому календарю – 73 дня/: весна, лето, осень, зима. Пятым считают четыре межсезонья по18 дней.

Весной доминирует энергия первоэлемента Дерево, усиливающая влияние на пульсации (активность) печени – желчного пузыря. За ней- межсезонье, доминирование первоэлемента Земля и усилены пульсы селезенки – желудка. Летом доминируют энергии первоэлемента Огонь и усилены пульсы сердца – тонкой кишки. Следующее межсезонье (п.э. Земля) активируются селезенка – желудок. Осенью доминирует п.э. Железо и активность лёгких (у женщин) – толстый кишечник (у мужчин). Третье межсезонье (Земля), усилены пульсы селезенки – желудка. Зимой доминирует п.э. Вода, усиливается пульсация почек – мочевого пузыря, семенников. И четвёртое межсезонье, также при доминировании первоэлемента Земля (активность селезёнки – желудка)…(«Чжуд-ши»).

Знание сезонов года необходимо учитывать при диагностике болезней, например, чтобы весной не принять повышенную функцию печени и желчного пузыря за заболевание. Тибетские лекари точно определяют сезон наблюдая за звёздами, птицами, деревьями и т.д., они, кроме качественных характеристик, рассматривают также, в какую сторону происходят изменения – в сторону усиления или ослабления.

В трактате «Чжуд-ши», основе всей тибетской медицины, организм человека рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, включающая иерархические стуктуры. Это структуры трёх энергетических уровней – ветер (рлунг), желчь (мкхрис) и слизь (бадкан), структуры семи уровней тканей организма (связь между ними по каналам циркуляции ветра, желчи и слизи) и структуры трёх психических факторов.

Наши рекомендации