Раздел 5. Психология журналистского труда и творчества
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИМИДЖА ЖУРНАЛИСТА:
1) номинативная
2) позитивная
3) негативная
4) рекреативная
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ:
1) эмоционально уравновешенного типа
2) радостного типа
3) радостно-гневного типа
4) все ответы верны
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА – ЭТО …
1) умение поддержать беседу на любую тему
2) умение находить возражения и контрдоводы
3) умение слушать собеседника
4) все ответы верны
К КАКОМУ МОТИВАЦИОННОМУ КОМПЛЕКСУ ОТНОСЯТСЯ ТАКИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ЗДОРОВЬЕ, ПОТРЕБНОСТЬ В КОМФОРТЕ, ДОСТАТКЕ И ДУШЕВНОМ ПОКОЕ:
1) интериндивидный комплекс
2) метаиндивидный комплекс
3) интраиндивидный комплекс
4) ультраиндивидный комплекс
ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ, СВОБОДНЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО:
1) от мнений кого бы то ни было
2) от принятых в обществе норм и правил
3) от «массифицированного», «усреднённого» сознания толпы
4) от всего, что мешает его индивидуальному творчеству
СРЕДИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОТСУТСТВУЕТ:
1) развлекательная
2) познавательная
3) художественно-образная
4) выражение и коммуникация эмоций
ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НАЗЫВАЕТСЯ:
1) восприятием
2) воображением
3) мышлением
4) представлением
ВИД МЫШЛЕНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛЬНОЕ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, НАЗЫВАЕТСЯ:
1) наглядно-образным
2) наглядно-действенным
3) словесно-логическим
4) абстрактным
ОТ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ ЗАВИСИТ(-ЯТ) В СОХРАНЕНИИ МАТЕРИАЛА:
1) только полнота
2) только точность
3) только прочность
4) полнота, точность и прочность
ЧУВСТВА – ЭТО…
1) непосредственные переживания чего-либо
2) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо
3) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния
4) индифферентные отношения к действительности
ТВОРЧЕСТВО – ЭТО…
1) синоним термина «креативность»
2) набор любых действий человека
3) «одухотворенное действие»
4) работа на перспективу
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ПРОДУКЦИИ СМИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ДВУХ ФОРМАХ
1) статистическая и качественная
2) статистическая и динамическая
3) синтаксическая и стилистическая
4) совокупная и ситуационная
ПЕРВОПРИЧИНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СМИ ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЮТСЯ…
1) плохие климатические условия
2) условия труда (например, отсутствие личного кабинета для работы)
3) ограничения творческого характера
4) зависть коллег
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Шкала оценивания (0-10 баллов) «0-4 балла» – 60% и менее «5 баллов» – 61-80% «7 баллов» – 81-90% «10 баллов» – 91-100%.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Доклад по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика» |
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Критерии оценивания компетенций (результатов):
1 балл – доклад соответствует теме, но тема раскрыта поверхностно, прозрачна логика рассуждения, встречаются логические ошибки, чтение доклада, наглядные материалы отсутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает не в полной мере, затрудняется с аргументацией.
2-3 балла – доклад соответствует теме, но есть незначительные отступления, приводится 1-2 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, чтение доклада, наглядные материалы присутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.
4-5 баллов – доклад полностью соответствует теме, приводится 2-3 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, приводятся примеры, разъясняющие положения докладчика, доклад рассказывается, не читается, презентация доклада. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию.
Описание шкалы оценивания:
1 балл – «удовлетворительно» (пороговый балл);
2-3 балла – «хорошо»;
4-5 баллов – «отлично».
Примерная тематика докладов:
1. Журналистика как область творческой деятельности.
2. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию.
3. Перспектива применения контент-анализа.
4. Вербальные способы манипуляции сознанием.
5. Толерантность в средствах массовой информации.
6. Функции СМИ и их психологический аспект.
7. Творческая одаренность в журналистике.
8. Модель и нравственность в СМИ.
9. Роль новостей и рекламы в победе на выборах.
10. Патопсихология журналистского творчества.
11. Понятия «бренд», «брендинг» в теории и практике журналистики.
12. Аудитория СМИ: потенциальная, реальная, базовая.
13. Факторы, препятствующие организации диалоговых отношений СМИ и аудитории.
14. «Мазохистская» зависимость от СМИ.
15. Философия новостей как определение субъективной линии поведения редакции.
16. Игрореализация как новое явление для современной отечественной массово- коммуникационной практики.
17. Роль СМИ в выявлении общественного мнения.
18. Психологические особенности представителей различных социумов как потребителей Интернет-информации.
19. Возрастающий консерватизм морали СМИ.
20. Проблема статической и динамической адаптации личности к продукции СМИ.
21. Журналистика в стиле on-line.
22. Роль массовой коммуникации в процессах психо-социальной адаптации.
23. Убеждение, внушение, заражение – основные формы воздействия на аудиторию.
24. Особенности журналистской памяти.
25. Способность журналистского предвидения и прогностическая мыслительная деятельность.
26. Принцип социальной ответственности СМИ.
27. Мотивы обращения к СМИ.
28. Влияние гендерных стереотипов на характер восприятия информации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Реферат по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика» |
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Критерии оценки:
краткость изложения содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата - 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы; публичная защита реферата.
Шкала оценивания (0-9 баллов):
9 баллов - студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата - 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. При защите реферата студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию.
5 баллов - студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата – 8-9 стр.; и/или количество изученных источников – 10-14; и/или несоблюдение научного стиля и/или ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.
3 балла - студент продемонстрировал слабое умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата - менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает не в полной мере на вопросы теоретического и практического характера, затрудняется с аргументацией.
0 баллов - студент не продемонстрировал умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата - менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент не отвечает на вопросы теоретического и практического характера.
Темы рефератов:
1. Война на телеэкране: психологический контекст.
2. Имидж власти на телеэкране.
3. Насилие на телеэкране.
4. Психологические особенности аудитории региональных СМИ.
5. Мифологизация власти на страницах региональной прессы.
6. Явление имиджмейкерства в России.
7. Психопрограммирование и психорегуляция: вгзляд журналиста XXI века.
8. Психологический компонент основных функций СМИ.
9. Личностные и общественные ценности в журналистике.
10. Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории.
11. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности.
12. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия.
13. Текст СМИ в ракурсе психологии.
14. Психологические направления создания медиатекста.
15. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения.
16. Психология журналистского текста в аспекте прагматики.
17. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов.
18. Аудиторный фактор воздействия сообщений.
19. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации.
20. Психология личности журналиста.
21. Долженствовательная сфера личности журналиста.
22. Создание профессионального образа журналиста.
23. Психология журналистского творчества.
24. Психология общения журналиста с аудиторией.
25. Журналист-источник информации.
Составитель:
Артемьева Г.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития