Раздел 7. Методика журналистского творчества

Понятия «объект» и «предмет» публицистики. Структура предметной области публицистики: социальная действительность, человек, отраженная действительность. Место в этой структуре и сущность понятий «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность». Произведение как предмет публицистического текста. Источники журналистской информации и методы работы с ними.

Публицистика - (от лат. publicus - общественный) – система произведений особого рода, непосредственная литературно-политическая деятельность, результатом которой является рождение одного из основных потоков социальной информации. Фундаментальные свойства публицистики – документальность (фактографичность), ситуативность, проблемность.

У каждого жанра публицистики свой объект отображения –та область реальной действительности, которую исследует автор текста. При обращении журналиста к определенному жанру объект отображения конкретизируется в предмете отображения - факте, событии, ситуации, явлении, процессе, личности, произведении, проблеме.

Структура предметной области публицистикивключает: социальную действительность, человека, отраженную действительность.В разных случаях публицистика решает различные задачи. В одних случаях требуется сообщить о новом важном факте, в другом – рассказать об опыте, в третьем – разъяснить теоретическое положение, его практическое значение, или показать человека. Поэтому возникли группы материалов с устойчивыми признаками. Характерные повторяющиеся признаки этих групп материалов позволили выделить определенные жанры. У каждого жанра есть свои особенности, характерные устойчивые признаки и свои подходы к категориям «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность»:

Факт (factum – «сделанное», «свершившееся») – действительное, вполне реальное событие или явление, всем известная вещь. Для него характерна истинность и конкретность. Отличительная черта факта от других категорий – инвариантность, т. е. независимость факта от любых его истолкований. Факт – первичная ступень в познании, эмпирическое знание о реальности. Подобъективнымифактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности.Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка.

Событие – точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе.

Ситуация – система фактов, объединенных причинно-следственными связями.

Явление определяет закономерность фактов: факт → ситуация → явление.

Процесс – динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи.

Личность - человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Каждая личность обладает собственной историей, своим характером, только ей свойственными мировоззрением, миросозерцанием, мироощущением, индивидуальными привычками, склонностями, способностями и пр.

В конкретном выступлении журналист может сосредоточиться на какой-то одной стороне личности. Например, он может исследовать:

· пристрастия какого-либо человека.

· необычные возможности личности.

· высокие профессиональные качества.

· физиологические особенности.

· нравственные примеры и пороки.

Предметом публицистического текста может быть произведениеискусства, публицистики, науки. Объектом исследования в данном случае выступает отраженная действительность, другими словами, такой текст является информацией об информации. Основу его составляют факты, но берутся они не из жизни, а из произведений литературы, живописи и т. д. То есть факт в данном случае подвергается вторичной обработке.

Предмет отображения является важным жанрообразующим фактором. Например, к разным жанровым группам будут относиться публикации, отображающие предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выступления мире –и публикации, предмет отображения которых относится к внутреннему миру автора. Кроме того, текст может отображать как «первичную реальность» (различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы), так и «вторичную» (информационные явления: книги, фильмы, телепередачи и т.п.), либо и то, и другое. Только первую группу явлений освещают, например, «аналитические» (в узком смысле этого слова) статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают «постановочные» корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии, а также публикации информационных жанров.

Проблема(греч. «задача») – отражение в сознании противоположных моментов, конфликтов действительности. Проблемная ситуация – это такое положение, когда при наличии данного состояния системы возникает необходимость другого, т.к. сохранение данного состояния мешает нормальному ее функционированию, совершенствованию и развитию. Проблемный анализ означает изучение структуры отношений и явлений, выделение существенных элементов системы, объяснение существа и противоречий проблемной ситуации, определение движущих сил и тенденций развития в сложившейся обстановке.

Источники информации.

Существуют три вида источников информации:

1. Люди.

2. Документы.

3. Окружающая действительность.

Наши рекомендации