Субтест 10. Складывание фигур

Общие правила:

  1. Раскладывать детали каждого объекта строго по схеме, указанной на демонстрационных полях.
  2. Первые два объекта испытуемому назвать сразу («Мальчик» и «Лошадь»).
  3. Фигуры 3 и 4 не называть.
  4. В случае если испытуемый переворачивает детали лицевой стороной вниз, сказать, что это правилами игры не разрешается и предложить ему (самому!) перевернуть деталь.
Название фигуры Критерии оценки Баллы
№1 – «Мальчик» 3 балла – если неправильно установлены ноги: левая переставлена с правой или ступни ног обращены кверху;  
2 балла – если ноги отсутствуют вообще или приставлены вместо рук;    
1 балл – когда сложена верхняя часть туловища.    
№2 – «Лошадь» 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры.  
№3 – «Лицо» при вопросе «Что это?», сказать: «А ты как думаешь?» (фигуру не называть), или «Сложи, что будет?» если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, а сказать: «А ты попробуй». В 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенное на демонстрационном поле знаками «х». При получении дробного числа округлять в большую сторону.  
№4 – «Автомобиль» 1 балл начисляется за одно правильное соединение элементов фигуры.  


Оценки и временные лимиты.

Задание Баллы
1. Мальчик 2. Лошадь 3. Лицо 4. Машина 1-15” 1-35” 1-25” 16-20” 36-45” 26-30” 1-10” 21-30” 46-70” 31-45” 11-15” 31-180” 71-180” 46-180” 16-20” 21-120”

Стимульный материал

  • Мальчик
  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Мальчик

части

  • Лошадь
  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Лошадь

части

  • Лицо
  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Лицо

части

  • Машина
  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Машина

части


Феномены при выполнении субтеста:

  • пробы и ошибки - при слабости эвристических способностей и при снижении активности и быстроты мышления испытуемые обычно работают путем проб и ошибок, порой не доводя до конца сложение фигур;
  • перестановка 1-3 элементов фигур - своебразное застревание в ходе сожжения фигур, когда процесс сложения начат верно, затем встречается трудность и испытуемый начинает уже сложенную часть фигуры перекладывать;
  • двигательная скорость - этот феномен замечен еще Рапопортом, и он встречается у лиц с гипоманией.

Выполнение субтеста "Фигуры" намного сложнее, чем "Кубики" у больных шизофренией, так как эти больные лучше оперируют абстрактным геометрическим мтариалом, систематизацией и формальным подходом к решению заданий кубиков, чем наличием догадки, интуиции в "Фигурах". Больные с органическим поражением головного мозга одинаково неэффективно выполняют как "Фигуры", так и "Кубики".

Субтест 11. Шифровка

Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития:дается вариант «A» (фигуры).

Инструкция испытуемому: «Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур (ключ), - видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, - показать первый ряд, - видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй». К 33-й фигуры сказать «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого, сказав: «Продолжать быстрее сам». По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать: «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд».

Время – 120 секунд.

Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.

Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами).

Дополнительные баллы +5 +4 ­+3 +2 +1
Время ‹70 71-80 81-90 91-100 101-110


Примечание:

  1. 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.
  2. Если на 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку не включать.
  3. Дополнительные баллы складываются с количеством правильно заполненных фигур.

Для детей 8 лет и старше независимо от уровня развития: дается вариант «B» (цифры).

Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков.

Время – 120 секунд.

Оценка равна количеству правильно заполненных знаков.

Стимульный материал

Вариант А:

Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Вариант B:

Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru


Субтест "Шифровка" требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Феномены:

  • соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концетрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;
  • темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.

Количественные характеристики:

  • низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;
  • оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;
  • важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;
  • повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;
  • с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.

Субтест 12. Лабиринты

Общие правила:

  1. Задание считается не выполненным, если:

А) количество ошибок превышает допустимое для данного лабиринта (независимо от времени выполнения), или

Б) превышен лимит времени (независимо от количества ошибок.

  1. Ошибками считаются:

А) каждый отрыв карандаша, за исключением случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например, пересечение линии);

Б) пересечение линии, т.е. когда между линией и следом карандаша с другой стороны линии имеется промежуток. Исключением является обстоятельства, когда пересечение случайно (например, сдвинулся лист бумаги);

В) каждый заход в «тупик» лабиринта, т.е. пересечение пунктирной линии (см. приложение 6) в одном направлении.

  1. При каждом отрыве карандаша делать испытуемому замечание («не отрывай карандаш»)
  2. При пересечении линии замечание делается только один раз.

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении:

Начинать с демонстрации по образцу.

Инструкция: «Вот видишь – мальчик (девочка). Он вот в таком домике. Черные линии – это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенки нет, здесь можно пройти. И здесь (показать на выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на улицу». Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линий. «Вот так и ты будешь делать. Только, когда будешь рисовать – не пересекай линий, т.е. нельзя делать вот так (покажите пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Только здесь есть одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу – то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта «А»), рисуй быстрее». Включить секундомер. При неудаче – продемонстрировать выход из лабиринта «А» и предложить лабиринт «Б».

Прекратить при двух неудачах подряд.


Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости:

Начинать с лабиринта «С».

Дать словесную инструкцию. При правильном выполнении (не более одной ошибки и в пределах лимита времени) дать аванс за лабиринты «А» и «B» (2 балла). При неудаче (2 и более ошибок, выход за пределы лимита времени), возвратиться к лабиринтам «А» и «B».

Прекратить при двух неудачах подряд.

Оценка зависит от количества ошибок и от выполнения в пределах лимита времени.

Оценки и временные лимиты

Задание Время Баллы
A B C 30” 30” 30” 30” 45” 60” 120” 120” Больше 2 Больше 2 Больше 2 Больше 3 Больше 3 Больше 5 Больше 6 Больше 8 5-2 6-2 8-2  

Примечание: в клетках таблицы указано полное количество ошибок, допущенных испытуемым при выполнении соответствующего задания.

Стимульный материал

  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Задание A

  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Задание B

  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Задание C

  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Задание 1

  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Задание 2

  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Задание 3

  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Задание 4

  • Субтест 10. Складывание фигур - student2.ru

Задание 5

Регистрационный лист

Методика исследования интеллекта ( Д. Векслер)

Фамилия …………имя…………отчество……………

Ученик……класса (обр. учр)…………………………………………………

Дата рождения ………. возраст ….лет ……месяца образование - ………

Дата исследования ……….

Место исследования: ………………………………………………………………….

  Шкальная оценка осведомлённость понятливость арифметический сходство словарный Повторение цифр Недостающие детали Последовательные картинки Кубики Кооса Складывание фигур   шифровка Лабиринты Шкальная оценка
   
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
  субтесты Исходная оценка шкальная
осведомлённость    
понятливость    
арифметический    
сходство    
словарный    
Повторение цифр    
  ВИП    
Недостающие детали    
Последовательные картинки    
Кубики Кооса    
Складывание фигур    
шифровка    
Лабиринты    
  НИП    

Общая оценка……………………………………….

Итоговая ВИП: Итоговая НИП:

Общий показатель IQ…………………. Педагог-психолог: ………………………

Наши рекомендации