Проверка охотничьих задатков и обучение. 3 страница
Идеально подходит для этого собака, живая и страстная, уверенная, с абсолютно спокойными нервами, которая также исключительно непоколебима.
Из сказанного можно сделать вывод, что с каждой собакой при дрессировке нужно обращаться соответственно ее характеру.
Еще наши классики Дицель и Оберлендер особо это подчеркивали, и вы не найдете писателя который бы придерживался другого мнения. Я цитирую высказывания Оберлендера, которые не скажешь более исчерпывающе: "Искусство индивидуализировать, т.е. обращаться с воспитанником в соответствии с его естественными задатками, это дар от которого в большинстве случаев зависит успех".
Кто без оглядки на индивидуальность, все заливает в одну форму и дрессирует всех собак под одну гребенку, не приобретет звание дрессировщика.
К сожалению, этот дар свойственен не каждому дрессировщику.
Характер и "индивидуальность" дрессировщика - мы люди также имеем различные способности. Нервозность и вспыльчивость, это самые дурные качества для дрессировщика. Вспыльчивый дрессировщик сам заслуживает побои, а не собака. Люди с недостаточным спокойствием нервов и склонные к приступам ярости, не должны прикасаться к собакам. В большинстве случаев они лишь больше портят боязливых собак. Из них никогда не получится хороших дрессировщиков, но все-таки они будут справляться с более жесткими собаками.
Очевидные флегматики также не подходят. Они не смогут быть настойчивыми. Без абсолютной последовательности успешная дрессура едва ли возможна.
О последовательности, на обучающих курсах я обычно в шутку рассказываю так: "Когда дрессировщик дает собаке команду, то есть 3 возможности, а именно: 1. Собака следует команде или 2. Собака остается стоять мертво на месте, или 3. Дрессировщик остается стоять мертво на месте. Но, так как две последние возможности еще не наступили, то собака следует команде"
Вышеназванный принцип легче понимается таким образом: Принцип дрессировщика не давать заранее не выполнимую команду, так как она ее физически не выполнит или еще не знает ее значения, и желаемое не может быть достигнуто даже под сильным воздействием. Например: было бы ошибочно бросать "Аппортировочный тяжелый предмет" сырой собаке. Сырая собака естественно не знает, что значит этот "Аппорт". Поднятие с земли происходит на одной из последних фаз обучения аппортировке, и здесь только, если не существует другой возможности, возможно рациональное (обдуманное) принуждение.
Тот, кто хочет дрессировать собак с хорошими результатами, должен располагать твердой волей, железным спокойствием, терпением, выносливостью и упорством. Удивительно, как позитивная твердая воля и уверенное спокойствие дрессировщика передается и воздействует на собаку. Собака чувствует в течение минуты, а то и за более короткое время внутреннюю установку дрессировщика. Как та лошадь, которая чувствует настроение всадника, при выездке. Чувство уверенности всадника передается лошади, так же как и его неуверенность и рассеянность. Наказание в состоянии волнения сильно пугает собаку, а уверенное спокойное наказание вызывает уважение. Способность мыслить "как собака" т.е. видеть ситуацию с точки зрения собаки, очень важна, и совершенствуется через опыт и обучение.
И здесь я также хотел бы процитировать нашего самого большого мастера дрессировки охотничьих собак Оберлендера: «Дрессировщик должен обладать определенными способностями и уметь действовать сообразно с тем как собака представляет себе известную задачу, уметь говорить, так сказать ее умственным языком. Дрессировщик, который не обладает этим исключительным качеством, не имеющий ни малейшего представления о том, как мыслит и чувствует собака, даром потратит время, работа его не будет иметь успеха и будет только мукой ему и животному. Приятно смотреть, когда трудное задание, которое бездарный дрессировщик пытался вдалбливать неделями, врожденный дрессировщик обучает за несколько часов и собака как бы понимает это на лету. Решающее значение имеет постоянные повторения всех упражнений».
Собака делает выводы не из абстрактных предложений, а из опыта. Она обучается значению наших команд только из многократно повторенного опыта и приходит к заключению, что на определенную команду, для нее выгодно определенное поведение. Это желаемое для нас поведение базируется не на «любви к нам», а происходит потому, что она узнала из опыта благоприятное для нее поведение. Только многократное повторение приведет ее поведение к естественной привычке, как это мы хотим для практического охотничьего использования. Собака сначала совсем не понимает наши слова. Для нее существенно большее значение имеет интонация, с которой мы произносим слова. Если я говорю собаке в любящем тоне " Тварь ты проклятая", она завиляет хвостом, а если скажу в угрожающем тоне "Ты моя дорогая" она отреагирует на это прижиманием хвоста. Сначала слова безразличны для нее. Только после постоянных и многократных повторений отдельные слова будут для собаки понятием ("сидеть, "аппорт", "лежать").
Чем быстрее дрессировщик реагирует на лояльное отношение собаки (в нашем смысле) с похвалой, а на нежелательное отношение с недовольством, тем быстрее собака связывает, т.е. быстрее учится. Это молниеносное переключение дрессировщика имеет решающее значение для быстрого успеха. Пример: При первых упражнениях по аппортированию, для открытия пасти нажимают левой рукой на губы собаки, чтобы побудить ее открыть пасть. Как только ученик показывает первые признаки того что он распознал для чего давят на губы, давление на губы ослабевает и под любезно-оживленные похвалы "Молодец, моя собака" задвигают Аппорт между зубами. Было бы ошибкой продолжать давление пальцами, пока предмет Аппорта не задвинут глубоко в пасть. Также неправильно хвалить, когда Аппорт уже задвинут в пасть. Хвалить надо раньше, именно когда собака начинает только подчиняться вашему давлению. Если собака при ослаблении давления пальцами снова закрывает пасть, то давление должно быть сразу усилено. У собаки превосходный глаз на движения. Поэтому наши сознательные и бессознательные движения имеют большое значение. Мы используем эту способность собаки при дрессировке и управлении и принципиально связываем каждую команду (акустический сигнал) с жестом (зрительный сигнал). Таким образом, мы одним выстрелом убиваем двух зайцев, облегчаем понимание собакой команд и достигаем в дальнейшем беззвучного управления собакой в угодьях. (Об этом будет описано в гл. "Самые важные команды").
Целью базовой дрессировки является не только добиваться выполнения отдельных команд, но и достигнуть полного подчинения собаки. Мы намного быстрее добьемся того и другого если будем обращать внимание на следующие принципы:
1) При ошибочных действиях собаки, спрашивать себя "Какую ошибку я совершил?".
2) Молниеносно реагировать на каждое желательное и нежелательное поведение собаки.
3) Побеждает последовательность.
При дрессировке в нашем распоряжении находятся принудительные средства разной силы. Они начинаются с команды "Фу", угрожающей интонацией и заканчиваются командой "Ползти" в строгом ошейнике. Мы не должны применять побои ни при базовой дрессировке, ни при дальнейшем управлении собакой. В исключительных случаях могут иметь место некоторые удары, сила которых должна соответствовать характеру воспитанника. Тот, кто бьет собаку, сам 10-ти кратно заслуживает палки, за исключением, если собака атакует собственного хозяина.
В этом случае должно произойти столкновение между обоими, которая закладывает раз и навсегда иерархию, что не собака, а человек вожак стаи. Это возможно только с помощью жесткой силы, поводка со строгим ошейником и кнута.
Выражение "Жестокость" может быть для нас немного неприятно звучит, но только оно отражает сущность закона природы среди собак.
У предков собаки - также еще сегодня у полярных ездовых собак (эскимосы) - руководитель своры (главная собака) с драконовской твердостью господствует над толпой, сворой. Сопротивление против руководителя стаи значит борьбу не на жизнь, а на смерть, по меньшей мере, борьбу вплоть до жеста покорности. Главная собака, которая побеждает не полностью, теряет "лицо" и вместе с тем положение как вожака стаи.
Теперь на место вожака стаи пришел человек. Открытое сопротивление против него, на которое он не отвечает «борьбой» и установлением необходимой иерархии, означает потерю места вожака для него.
Кроме принудительных средств, так же важно при дрессировке все, что ведет к расслаблению собаки. Здесь на первом месте стоит похвала, при которой интонация в голосе имеет особое значение. Любезно сказанное «Ай, ай, ай молодец» заставляет собаку немедленно забыть подавленное состояние и неуверенность. Она сразу чувствует радость и доверие. Очень много дрессировщиков забывают о своевременных похвалах, и у многих причина дрессировочных ошибок и ошибочных связываний при базовой дрессировке кроется именно в слишком незначительном и не своевременном расслаблении собаки. Следующие возможности расслабления это, почесывания, постукивания, поглаживания собаки. Я вызываю наивысшее ощущение счастья у моей собаки, если я "унижаюсь" сам, т.е. валяюсь на земле и играю при этом с ним. Но данное средство надо применять редко и в исключительных случаях.
Наконец к рациональному соглашению между человеком и собакой принадлежит, и необходимая внутренняя установка собаки до начала работы. Это происходит не только в виде какой либо предварительной команды выраженной в каком либо жесте или определенном поведении, но и в создании подходящей ситуации для душевного состояния собаки. Например, если я хочу послать ее на розыск в камышах, то я предварительно расслабляю и поднимаю хорошее настроение собаки, если же речь идет об осторожной скрытной охоте, то наоборот принуждаю его быть спокойным и сосредоточенным.
Примерно 40 лет назад я выставлял на VGP необычно послушного молодого кобеля, в безошибочной работе которого я был почти уверен. Предмет назывался "Ablegen" т.е. оставление на месте. Вместо того чтобы предварительно настроить его к выполнению упражнения короткими командами "Лежать" мы с ним шли в радостно-возбужденном состоянии как будто хотели весело гонять и преследовать зайцев. На команду "Место" она правильно легла на землю. Но как только я удалился в лес на 30-40 метров, она пошла в розыск. Возможно, я сделал неосознанно немного машущее движение на краю чащи, не знаю. В любом случае она в самого начала была уверена и настроена на розыск дичи.
Поэтому будет правильно, если вы уже перед предстоящей работой настроите собаку на определенный вид работы.
Примеры:
Перед работой по кровяному следу: Надевают специальный ошейник, укладывают собаку на рулон ремня и осматривают (исследуют) поверхность земли в непосредственной близости от собаки;
До подачи потерянного со следа или волока: Протягивают поводок (или ремень) через ошейник и в таком положении подводят к началу следа;
Перед поиском в поле: собаку отпускают после корректного выполнения команды "Сидеть" и знака движением плеча.
И всегда надо помнить, что собака действует не на основе логического соображения, а на основе полученного опыта.
Частые ошибки дрессировки и управления
Большинство собак еще до дрессировки портятся тем, что недостаточно ознакомлены с окружающей ситуацией (средой), и поэтому они становятся независимыми или "Лидером". Конечно, последовательной дрессировкой и правильным управлением можно кое- что, поправить. Неопытные дрессировщики, несмотря на их старания, часто совершают одни и те же ошибки. Ниже коротко обобщены самые частые.
Неправильно | Правильно |
При подзыве собаки (перед тем как взять на поводок) сами приближаются к собаке или бегут за ней, угрожают или запугивают ее. | Отбегают, удаляются сами или совсем исчезают с поля зрения, делают приветливое лицо и применяют приветливую интонацию. |
Дрессируют щенка | С молодой собакой, до способного для дрессировки обращаются дипломатично, стараются не предоставлять, возможностей для совершения каких либо неприятностей. |
Предпринимают дрессировочные упражнения с собакой, не взятой на поводок | Каждое упражнение принципиально долго повторяют на поводке, до тех пор, пока она полностью не усвоит его, затем упражняются в закрытом помещении без поводка, потом в открытом пространстве на длинной полевой веревке и только после этого постепенно переходят на свободную работу. |
При каждом упражнении быстро забегают вперед (Делают второй шаг перед первым) | Всегда повторяют! Следующий этап начинают только тогда если овладели предшествующим уровнем. |
Некоторые упражнения слишком долго и нудно растягивают по времени. | Можно прекращать! Много хвалить! Много отдыхать! Больше разнообразия! Чем больше было принуждение, тем больше расслабление для чувствительных собак. Ежедневно упражняются! |
При начальных упражнениях допускают помехи (отвлечения) | В начале помех (отвлечений) избегают, позднее их ищут. |
недостаточная настойчивость, упорство (лень дрессировщика и руководителя) | Дрессировщик всегда должен иметь успех |
Принуждение в случаях, в которых не может победить дрессировщик (работа по кровяному следу, на воде, не взятой на поводок собакой) | Склоняют воспитанника к концентрации. В ситуации, где нельзя принуждать собаку стараются быть дипломатичным. |
Раннее принуждение, слишком небольшое принуждение, слишком большое принуждение без расслабления, ошибочно косвенное принуждение(очеловечивание), принуждение по успешно выполненным упражнениям | Всегда надо помнить, что собака "соображает" не как человек. При каждой ошибке собаки задавайте себе вопрос "Какую ошибку я совершил" |
Лояльное отношение после повторных неправильных ассоциаций воспринимают как само собой разумеющееся. Не хвалят за это. | Исправьте неправильные ассоциации и добейтесь результата. При последующем лояльном отношении радуйтесь и хвалите. |
Капризность, переменчивость, непостоянство дрессировщика | Приступать к работе надо нерассерженным , расслабленным и быть уравновешенным. |
Кормление незадолго до упражнений |
Самые важные команды (голосом и жестом)
Как выше было сказано, собака не воспринимает в человеческом смысле команды и слова. Только через многократные повторения, она связывает определенный звук или жест с какими либо действиями. Очень важно чтобы при каждом упражнении использовался одинаковый звук или жест. Если в течение 6 недель упражняются с командой "Апорт" и неожиданно говорят "Подай", то собака абсолютно не поймет в чем дело и не выполнит команду, так как в ее памяти подача связана со словом "Апорт". Поэтому принципиально важно давать всегда ту же самую команду. Подача команды голосом зависит не от слова которое вы выговариваете, а от произношения самого звука, акцента, тона.
Здесь также важно выбирать звуковой знак (слово для команды) таким образом чтобы оно было коротким, четким и легко отличалось от других звуков и не было никакой путаницы (для собачьего уха). Даете ли вы команду "Апорт" или "Подай" это дело вкуса, но все же я считаю целесообразным употреблять слова, которые были введены давно и часто употребляются, чем придумывать другие. Это наверно будет разумно в интересах единообразия. Например, для укладки собаки используют команды: "Down", "Halt", "Dal" und "Platz". Я отдаю предпочтение команде "Halt". Это выглядит короче и резче, в особенности если выговариваешь приглушенно. Так же свист трели - это превосходный внезапно действующий звуковой знак для этого упражнения, в особенности на больших удалениях.
Почти каждая устная команда сопровождается жестом или движением. Каждый дрессировщик при работе неосознанно сопровождает свои команды жестом, т.е. в большинстве случаев делает при определенных упражнениях (свойственные только ему) определенные движения телом, на эти движения собака реагирует так же хорошо или лучше чем на звуковой сигнал (команду). Как наблюдательны собаки в этом отношении мы часто видим в повседневной жизни. Пример: Я сижу за письменным столом, а собака лежит в углу на своем месте. Если я встаю и иду в туалет, то собака остается лежать спокойно, как только я начинаю собираться на улицу, она вскакивает и бушует от радости. На основе многократных наблюдений за нашими бессознательными движениями она узнает исходя из опыта, что определенные движения означают выход на прогулку. Мы воспользуемся этой наблюдательностью собаки при дрессировке и управлении, и после каждой голосовой команды осознанно сопровождаем ее жестом и далее постепенно оставляем только жесты. В течении десятилетии дрессировочной практики я пришел к следующим знакам (командам) и могу рекомендовать их как эффективные на основе моего довольно обширного опыта.
Голосовые знаки | Знаки жестом (движением) |
“Fuß“ „Рядом“ | Быстрый разворот. Можно наступит на лапу. |
«Sitz» «Сидеть» | Поднимают правый указательный палец |
«Halt» oder «Trillerpfiff», «Лежать» или «Трель свиста» | Поднятие руки вверх ладонью вперед |
Hier« oder feiner Doppelpfiff , «Ко мне» или «Тонкий двойной свист» | Опускают руку ладонью внутрь и оставляют |
Apport« (Ton auf letzter Silbe) «Аппорт» (тон на последнем слоге) | Показывают направление на объект |
«Such voran» «Ищи вперед» | Кивок предплечьем |
«Verloren» apport «Потерял» аппорт | Руки под углом упираем в бедра |
«Such verwundt» «Ищи подранка» | Показывают место подстрела (следы) |
«Gib Laut» «Подай голос» | Слегка запрокидывают голову назад |
«Wo ist der Bock» (Verweiser) «Где косуля» (Выговор,замечание) | Руки опущены открытыми ладонями вперед |
»Hetz! Hetz!« (Stöbern) «Трави!Трави!» (обшаривание в поисках чего то) | Машут (дают отмашки) носовым платком |
»Hüt!« (gesprochen Hü-ü-üt beim Vorstehen)(говорят во время стойки Hü-ü-üt) | |
«Bleib» (beim Ablegen) «Останься» (при оставлении на месте) | Движение левой рукой ладонью вниз и наискосок назад |
В большинстве случаев можно вообще пропускать голосовую команду и работать только жестами, например при командах: «Сидеть» «Оставление на месте» (здесь особенно важно соблюдать тишину), при «Обшаривании кустов», а также «Лежать». Наряду с этими командами у нас есть еще различные «Zusprüche» т.е. ободрения, в особенности во время работы по крови, которые упомянуты в отдельных главах.
Необходимые вспомогательные предметы дрессировки.
Большое значение имеет целесообразное применение предметов для дрессировки охотничьих собак. При этом мы стараемся использовать по возможности простые предметы и исключить все лишнее.
Веревка (поводок) - это самый важный предмет дрессировки. Она должна присутствовать вначале при всех основных упражнениях, так как с самого начала пресекать у собаки мысли об уклонении от упражнений. Мы употребляем короткую веревку метра 2 длиной, может использоваться обыкновенный поводок и тонкая полевая веревка длиной около 15 метров.
Строгий дрессировочный ошейник - снабженный зубьями с внутренней стороны, состоящий из звеньев, которые можно регулировать в зависимости от шеи собаки.
Собачий свисток - особенно рекомендуем двойной из рога, на одной стороне тонкий свист, а на другой с трелью. При покупке обращайте внимание на то, чтобы издавал свист при самом незначительном давлении воздуха, который может увеличиваться при сильном давлении на резкий звук. Чем тоньше и тише звук при дрессировке, тем больше вероятности избежать тугоухости.
Соломенная поноска - необходима для первых упражнений при обучении подаче.
Каждый дрессировщик изготавливает ее себе сам, делается из соломы валик примерно 3-5 см, который обматывается шпагатом посередине и концах. На удалении 6-8 см от каждого конца крест накрест втыкают полочки длиной 12-15 см, которые держат поноску над землей и предотвращают откатывание.
Аппортировочный аппарат Оберлендера - необходим для больших собак (во всяком случае, для всех легавых). Предмет снабжен съемными деревянными и металлическими дисками, которые позволяют регулировать вес от 0,5 кг до 7-8 кг.
Ремень для кровяного следа из кожи. Не требуется для базовой дрессировки, но принадлежит как само собой разумеющиеся предмету каждого охотника, так как он необходим на практике и при управлении собакой. Минимальная длина 6 м, лучше 8-10 м.
Наряду с этими необходимыми предметами я настоятельно рекомендую еще нижеследующее:
Рогатка - вызывает огромное уважение у собаки из-за ее неожиданного и внезапного использования и прежде всего из-за ее дальности действия. У нее есть преимущества внезапности не только при вое или бестолковом лае в вольере, но при других дурных привычках собаки, если удается хорошо и жестко застать ее в момент "дурного поведения". Только конечно нужно остерегаться попадания в глаз.
Набитые шкуры кролика, лисы делают аппортировочные упражнения не только разнообразными, а также приучают собаку привыкать к различным предметам. Для изготовления используют старую камеру велосипеда или мотоцикла заполняют в зависимости от размера песком (или дробью), хорошо завязывают концы, натягивают шкуру и обматывают уравновешанную середину шпагатом, так что место где середина несколько затягивается. Целесообразно вывести с передней части чучела петлю примерно 15 см из прочного шпагата. За эту петлю удобно будет потом вешать и буксировать чучело. Соответственно надо отрегулировать и вес этих чучел; для кролика примерно 2 фунта, лисы 10-12 фунтов. Вес можно увеличивать или уменьшать наполнителем (песком или дробью).
Кожанный хлыст нерационален для мягких собак, но уместен для жестких. В большинстве случаев при упражнениях достаточно легкого ивового или орехового прута длиной 80-100 см.
Кожанная цепь, т.е. вшитая в кожу цепь, необходима для собак, которые перекусывают поводки. Если собака получила опыт перекусывания поводка и поняла что это не трудно, то она нарабатывает в этом "искусстве " такой навык, что освобождается от поводка одним единственным укусом.
Имеются собаки, которые сначала показывают робость к вышеприведенной дрессуре и сложно переходят от соломенной поноски к аппарату Оберлендера, так как разница в весе существенна. Для таких собак с целью облегчения перехода используют деревянные облегченные поноски. Для мелких пород (такса, спаниель) это даже обязательно.
Дополнительные вспомогательные средства.
Дрессировочная удочка – это если не обязательное то, пожалуй, исключительно целесообразное и полезное вспомогательной средство, которое первоначально было придумано, чтобы дать щенкам регулярно много движений, если нет возможностей бывать ежедневно в угодьях. И только течение испытаний (проверок) возможности применения удочки расширились. Мы выбрали выражение "дрессировочная удочка" так как она служит при дрессировке команде "Лежать" при сильных отвлечениях. Чтобы дать наглядную картину, здесь будет подробно описано об этом ценном устройстве. Во всех случаях в ходе обучения рекомендую возвращаться сюда.
Дрессировочная удочка состоит из палки длиной 3-4 метра (можно использовать обыкновенную бамбуковую удочку) на конце которой привязана веревка с куском шкурки зайца лисы или кролика. При ежедневной тренировке на физическую выносливость на дворе, в маленьком помещении, достигается наивысший эффект. Если работа организовывается при помощи устройства разнообразно, собака не теряет интереса к преследованию за шкуркой. Моя последняя сука работала с удочкой в возрасте 9-10 лет так же радостно, как и в детстве.
Самые важные, до сих пор установленные возможности применения - это следующие:
- Когда инструктор вращает закрепленную шкурку на удочке, щенок за несколько минут учится ее преследовать. Это доставляет ему большое удовольствие. Шкурку можно приближать к морде и затем закидывать вправо и обратно. Собака не только просто бегает, а становится маневренней, прыгает, тормозит, беспрерывна в различных движениях. Если ему удается схватить шкурку, к чему естественно по прошествии определенного времени дают возможность, позволяют вцепиться и драться за шкурку. В особенности это поощряют, у робких щенков имитируя обороноспособность добычи. Победу, конечно, оставляют за собакой, вследствии чего у него исключительно укрепляется уверенность. Если упражняются с щенками в возрасте от 7 до 10 недель, уже можно делать наблюдения о разнице поведения относительно хватательных движений и горячности с одной стороны и стойки с другой. Здесь на фото видно как щенок травит и стоит в стойке.
- Когда собака схватила добычу и утихомирилась, то шкурка забирается из пасти по команде "Отдай", при этом каждое сопротивление должно настойчиво пресекаться, Позже при дрессировке апортирования, он должен открывать пасть без помощи и отдавать шкурку. Отдавание у молодой собаки в возрасте от 3 до 10 месяцев добиться не совсем легко, но при некоторой последовательности и легком принуждении здесь можно уже побеждать и вместе с тем соединять упражнения по послушанию и тренировке бегу.
- С возраста 8 месяцев могут включаться элементы упражнений общего послушания, такие как, собака сидит при движении шкурки: Собака сидит рядом с дрессировщиком (сначала взятая на поводок). Он или лучше помощник создает движение шкурки. Воспитанник не должен покидать место. Это требует уже высокого уровня самообладания и послушания. Как раз, поэтому это упражнение особенно важно. По команде «Hetz» т.е. трави, собаке снова разрешают броситься к шкурке.
- Как только собака знает команду "Лежать", ее обучают по команде голосом или свисту трели наконец по поднятию руки вверх, на полном ходу падать на землю (подробнее см. в теме команда "Лежать" упр.4).
- Если собака узнала радость травли (гоньбы) шкурки на удочке, это представляет великолепное средство для преодоления, возможно имеющиеся робости к воде (см. в главе о "предварительная работа для практической водной охоты").
- Большинство собака учатся прыгать без помощи, каких либо вспомогательных средств, так как прыжки по природе доставляют ей радость. Однако это можно облегчить, если известная вам шкурка также бросается через преграду, причем высоту прыжка можно постепенно увеличивать. Но при этом у молодых собак до года надо соблюдать меру. Одни два прыжка в день достаточно, лучше делать на всякий случай одно или два таких упражнения в неделю.
- Большое значение имеет неоднократное ознакомление собаки в раннем возрасте с различными запахами дичи. Если у радостно травящего удочку щенка используют вместо шкурки, тушку хорька или молодой лисы, он быстро забывает, возможно, имеющиеся у него антипатию к запаху хищных зверей. Он становится "страстным к запаху лисы", что значительно может облегчить более позднюю дрессировку.
В течение дрессировки некоторый испуг воспитанника неизбежен. Во всех упражнениях, которые требуют некоторой строгости, травля удочки - это идеальное упражнение для расслабления собаки.
Короче говоря, одаренный богатым воображением дрессировщик найдет и другие разнообразные способы, для применения дрессировочной удочки, которые содействуют послушанию обученной собаки и закрепляют навыки.
Телебок - это прибор, пришедший к нам из Англии длиной 35 см, весом 1100 г. Представляет собой держатель из пластмассы для руки со стальным стержнем, ударным и переломным механизмом. Который может выбрасывать груз на расстояние до 70 метров.
Это устройство было практически испытано в нашей рабочей группе. В то время как простая удочка для дрессировки - это для каждого, электрошокер может применять только опытный дрессировщик, который помогает ему совершенствовать покорность воспитанника, то "Телебок" напротив этих предметов имеет меньшее значение.
Для англичанина, который учит свою специализированную апортировочную собаку (ретривера), которая на облавной охоте размещается за стрелком и после загона приносит отстрелянную дичь, "Телебок" имеет большую ценность.
Однако и для наших дел он также нужный предмет.
Преимущества устройства:
- собака привыкает к хлопку (щелчку) выстрела;
- обучается спокойно наблюдать за летящим объектом;
- собака учится быстро и точно определять место выстрела;