Развитие медицинской этики.

Введение.

Сегодня этические вопросы вызывают огромный интерес в самых различных областях науки и в обществе. Профессиональная деятельность клинического психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. Доверие может быть достигнуто при соблюдении определенных этических принципов. Профессиональная этика клинического психолога - это теоретически обоснованные представления о том, как в данной области следует различать добро и зло, на какие ценности, традиции и нормы при этом ориентироваться. С этическими вопросами в клинической психологии сталкиваются очень часто. Этических проблем в этой области огромное множество. Но этика в клинической психологии не должна быть какой-то особой для определенной группы лиц и сферы деятельности. Это подорвало бы значимость этических принципов и одновременно способствовало бы расколу медицинских профессий относительно их основных ценностей. Конечно же, невозможно не учитывать специфику данной области, однако истоки клинической психологии неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией. Поэтому, обращаясь к этическим аспектам деятельности клинического психолога, нельзя не рассмотреть основные модели медицинской этики, так как современная клиническая психология опирается именно на общемедицинские этические принципы.

Развитие медицинской этики.

На протяжении более 25 веков формировались и изменялись различные моральные принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование медицины. На формирование этических моделей в медицине на разных этапах развития общества влияли различные нравственные регуляторы – религиозные, культурные, этнические, социально-экономические. Учитывая все разнообразие врачебного опыта, можно выделить четыре главных модели: 1). Модель Гиппократа (принцип «не навреди»). 2). Модель Парацельса (принцип «делай добро»). 3). Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). 4). Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»). Эти модели определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной медицинской этики. 1). Модель Гиппократа. Гиппократ во многих своих книгах изложил моральные принципы. Это были первые формы врачебной этики. Этика Гиппократа была вызвана тем, чтобы обеспечить доверие людей к врачам определенной школы, так как и в те времена существовало немало шарлатанов. Основной чертой профессиональной врачебной этики является отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь и поддержку. Врачебная этика рассматривала проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества. Это такие обязательства перед людьми, как гарантии не причинения вреда, оказание помощи, проявление уважения, отрицательное отношение к эвтаназии и абортам, отказ от интимных связей с пациентами и врачебная тайна. Основополагающим принципом модели Гиппократа является принцип «не навреди». Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача и больного. Предполагалась такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление, важно было, чтобы врач ободрял больного, чтобы тот не волновался и приближал свое выздоровление.

Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос о вознаграждении врача за оказанную помощь. В условиях жреческой медицины дары преподносились не самому жрецу (врачу), а храму, в котором он служил. Когда медицина стала светской и вознаграждался сам врач, были необходимы определенные правила: «лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности». 2). Модель Парацельса. Это вторая историческая форма врачебной этики, сложившаяся еще в Средние века. Модель Парацельса – это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В данной модели развивается патернализм (Pater - «отец») как тип взаимосвязи врача и пациента. В христианстве «отец» - это не только священник, но и Бог. Таким образом, связь, сам контакт между врачом и пациентом является целебным и божественным. Основным моральным принципом модели Парацельса является принцип «делай добро». Врачевание – это организованное осуществление добра. Важность доверительных отношений между врачом и пациентом неоднократно подчеркивалась многими выдающимися врачами прошлого. 3). Деонтологическая модель. (deontos – должное, logos – учение). Это учение о долге, моральной обязанности, нравственном совершенстве и безупречности. Деонтологическая модель опирается на принцип «соблюдения долга». Основой деонтологии является такое отношение к больному, как если бы в аналогичной ситуации хотелось бы, чтобы относились к тебе. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками. «Соблюдать долг» - это значит выполнять определенные требования. Когда правила поведения точно сформулированы и доступны, принцип «соблюдение долга» не признает оправданий при уклонении от их выполнения. Идея долга является определяющим основанием действий врача. К середине 20 века появляются международные документы, регламентирующие поведение врача: Женевская декларация (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинская декларация (1964), Токийская декларация (1975) и другие. 4). Биоэтика. В 60-70-х годах 20 века формируется новая модель медицинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Биоэтика – этика жизни. Основным моральным принципом биоэтики является принцип «уважения прав и достоинства личности». Под влияние этого принципа меняется решение основного вопроса медицинской этики – вопроса о взаимоотношении врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Новые типы взаимоотношений врача и больного – информационный, совещательный, интерпретационный – являются по-своему формой защиты прав и достоинства человека. С появлением биоэтики, как альтернатива патернализму, все большее распространение приобретает автономная модель, когда пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением, врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач применяет свой медицинский опыт и дает разъяснения относительно прогнозов лечения, включая альтернативу лечения, а пациент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее. Таким образом, вместо патерналистской модели защиты и сохранения жизни пациента, в настоящее время на первый план выходит принцип благополучия пациента, который реализуется доктриной информированного согласия – самоопределение пациента зависит от степени его информированности. Врач обязан снабдить больного не только всей интересующей его информацией, но и той, о которой, в силу своей некомпетентности, пациент может не подозревать. При этом решения пациента носят добровольный характер и соответствуют его собственным ценностям. Из этого и вытекает главный принцип биоэтики – принцип уважения личности. Исторический и логический анализ развития этики врачевания приводят к следующему выводу – современной формой медицинской этики является этика, работающая в режиме этих четырех главных моделей.

Наши рекомендации