Цели освоения учебной дисциплины

Кафедра теории государства и права

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.1 «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»

Направление подготовки: юриспруденция

Профиль подготовки: государственно-правовой

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Москва

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Включение в учебный план МГЮА имени А.Е. Кутафина курса «Введение в профессию» для подготовки бакалавров является важной мерой, направленной на решение общегосударственной задачи – модернизацию российского образования, направленной, в частности, на подготовку специалистов, отвечающих уровню и требованиям мировых образовательных стандартов, на правовое обеспечение и правовое сопровождение внедрения в практику новейших инновационных технологий, соответствующих вызовам нашего времени.

Своеобразие рассматриваемой учебной дисциплины связано с особенностями профессионального труда юриста и вытекает как из образовательных, так и практических задач данного вводного курса, призванного помочь начинающим студентам-первокурсникам сориентироваться в обучении, ознакомиться с организацией учебного процесса, в частности, учебным планом, ролью и значимостью в общей системе общественных наук изучаемых дисциплин, привить им интерес к профессиональной деятельности юриста, ознакомить со специфическими особенностями работы юристов в различных сферах общественной жизни.

Основными целями изучения курса «Введение в профессию» являются:

дать реальное представление о профессии юриста, об осуществляемой юристами деятельности;

раскрыть возможности карьеры юриста в различных сферах деятельности;

подготовить студентов к более успешному освоению дисциплин, преподаваемых в юридических учебных заведениях;

способствовать выработке интеллектуальных, волевых и нравственных качеств, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности.

Цели изучения данной учебной дисциплины, таким образом, определяются, с одной стороны, специальной предназначенностью профессии юриста, ее содержанием и трудностями осуществления, а с другой – необходимостью уверенно себя чувствовать в рамках своей профессии и стараться осуществлять ее с пользой для общества и его граждан.

Важно, чтобы студенты-юристы имели достаточно полное представление о содержании и развитии правовых отраслей, о рынке труда, о требованиях к специалистам и к их поведению как в целом, так и в различных сферах этого рынка, о специфике и содержании деятельности, которую им предстоит осуществлять. Это сделает более осмысленным подход к освоению правовых знаний и навыков.

Чтобы владеть какой-либо профессией, нужно иметь соответствующие профессиональные навыки и умения, т.е. нужно обладать определенной квалификацией. Но наряду с квалификацией, т.е. с сугубо профессиональными требованиями, существуют еще и личностные требования, предъявляемые к работнику. То есть для занятия какой-либо юридической должности кандидат должен обладать необходимым набором личностных и квалификационных качеств.

Существует своего рода модель, в основе которой лежат государственные квалификационные требования, предъявляемые к тем, кто намерен утвердиться в качестве юриста-профессионала.

Государственный образовательный стандарт по специальности «Юриспруденция» предусматривает определенный перечень общекультурных и профессиональных требований, присущих данной модели. Каковы эти требования?

Юрист должен:

обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой культурой, бережным отношением к социальным ценностям права, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений;

обладать чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

уметь научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;

знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;

уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

знать и понимать сущность и социальное предназначение своей будущей профессии;

уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных наук;

быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе, быть знакомым с методами управления, уметь организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях рынка, знать психологию людей и отдельных официальных групп, формы и методы правового воспитания населения.

Каждый выпускник юридического вуза или юридического факультета должен удовлетворять всем указанным выше требованиям, если он хочет связать свою дальнейшую жизнь с юриспруденцией.

Кроме требований вышеупомянутого стандарта к содержанию и уровню подготовки юриста современная действительность диктует свои требования как к квалификационным, так и к личностным качествам юриста, которые выходят за рамки рассматриваемого нами стандарта.

Сегодня юрист должен хорошо ориентироваться в отраслях российского права, обладать базовыми знаниями законодательства других стран, владеть иностранными языками. Профессиональный юрист должен уметь правильно составлять и оформлять юридические документы.

В зависимости от сферы юридической деятельности юрист должен уметь предупреждать, пресекать, выявлять правонарушения; следить за соблюдением законодательства в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан; оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам; осуществлять правовое воспитание и обучение граждан.

Юрист должен владеть речью, навыками ораторского мастерства, быть готовым к ведению бесед, переговоров, допросов и т.д. Юрист должен стремиться к повышению своей профессиональной квалификации. В век бурного развития информационных технологий трудно представить себе деятельность юриста без компьютерного, факсимильного обеспечения. Юрист должен владетьразличными техническими средствами.

Наши рекомендации