Методом, формирующим катарсис личности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой является психодрама
Для реализации психодрамы нужны следующие элементы:
- режиссер-постановщик – специально подготовленный психотехнолог;
- протагонист – главное действующее лицо психодрамы, тот человек, чья проблема, ситуация в данный момент проигрывается;
- вспомогательные игроки – партнеры протагониста в психодраме, либо его помощник,специально подготовленные для исполнения различных ролей, либо члены группы, участвующие в психодраме;
- зрители – все остальные участники психодрамы;
- сцена – пространственная организация психодраматического действия.
6. Фазы психодрамы
В развитии психодрамы выделяют три фазы:
1. Разогрев – фаза, на которой режиссер выбирает протагонистов, чья драма будет инсцентироваться.
2. Действие – фаза действенно-ролевой инсценизации проблемы, в идеальном случае приводящая протагониста или всю группу участников к катарсису.
3. Обмен чувствами – фаза интеграции, когда участники делятся чувствами и переживаниями, помогают преодолеть возможные психотравмирующие последствия публичного самораскрытия.
Техники психодрамы
Техника | Краткое описание | Цель |
Замена ролей | Обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив опыт взаимодействия друг с другом, пытаются войти в «психологический мир» партнера, чтобы обосновать, усилить изображенный им свой портрет | Побудить человека увидеть другие перспективы и научиться ценить различия между ними |
Дублирование | Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, которые протагонист затрудняется выразить | Прояснить проблему протагониста, расширить представление о роли и исследовать ее в исполнении других людей. Исследовать роли личности, а не инсценировать ее личный опыт |
Зеркальное отражение | Вспомогательный игрок проигрывает какие-то моменты поведения протагониста, который наблюдает за этим из зрительного зала. Используется прием гиперболизации черт протагониста | Позволяет смоделировать новые виды поведения, демонстрирует дисфункциональные аспекты старых форм поведения |
Монолог | Протагонист вербализует свои мысли и чувства, проговаривая их вслух для зрителей. | Проговаривание мыслей вслух позволяет участнику отстраниться от эмоциональных реакций и сформировать новый взгляд на проблему |
«За спиной» | Обсуждение действий, мыслей, чувств протагониста осуществляется как бы в его отсутствие, на самом деле он сидит повернувшись ко всем спиной и не может принимать участие в обсуждении | Помогает участникам группы обратиться лицом к группе, а группе – лицом к данному участнику |
«Все за спиной» | Членам группы предлагают уйти, но они просто поворачиваются спиной | Протагонист действует так, как будто они действительно ушли, и говорит в адрес каждого, что он чувствует по отношению к нему |
«Повернись к нему спиной» | Неуверенный в себе протагонист высказывает свои мысли и чувства членам группы, которые внушают ему страх | Протагонисту предлагается повернуться спиной к пугающему его человеку и представить, что он – в привычном для него состоянии |
«Статуя» | Посредством «скульптуры» показывают момент будущей жизни, наступление которго хотели бы испытать, или запечетлевают в «скульптуре» тот момент, который пугает | Нацелена на то, чтобы скрытые мысли и чувства сделать явными |
«Фотография» | Вспомнить какую-нибудь семейную фотографию, воспроизвести ее | Построение «изображения» с помощью вспомогательных игроков |
«Сновидения» | Проигрывание на сцене сновидений протагониста | Дает возможность организовать сон так, как он ему сейчас вспоминается, и выбрать вспомогательных игроков для воспроизведения сна |
«Физикализация» | Представляет собой перевод мыслей и чувств в реальные действия в ходе инсценирования конфликтов, требующих именно такой манеры переработки | Побуждает участника не столько отстранится от своих чувств, сколько полнее пережить их, пробудить эмоции и освободить блокированные источники энергии |
«Психодраматический бодибилдинг» | Протагонист выбирает вспомогательных игроков для исполнения ролей различных частей тела. Режиссер интервьюирует протагониста, временно принимающего на себя роль каждой из этих частей, стараясь определить, какая это часть тела и как она функционирует и влияет на все тело. Затем протагонисту предлагают определить те части, которые его не удовлетворяют и перестроить их для достижения большей гармонии | Каждая положительная реакция вспомогательного игрока, выполняющего задачу коммуникационного блока, продвигает протагониста ближе к значимому другому, а негативная - увеличивает расстояние до него |
«Самореализация» | Членам группы предлагается представить свои жизненные планы | Инсценировка собственных жизненных планов |
«Запредельная реальность» | Происходит расширение ситуации за пределами обычных пропорций, для нее несвойственных | Позволяет субъекту и группе рассмотреть проблему «вблизи», лучше узнать ее |
«Судилище» | Протагониста просят выбрать вспомогательного игрока на роль Бога. «Бог» сообщает протагонисту, что он умер и покоится на небесах. Затем ему предлагают принять на себя ответственность за решение, будет ли допущен на небеса значимый другой, на которого зол протагонист | Используется для развития у протагониста способности прощать, если он сильно разозлен на кого-либо (значимого другого) |
«Психодраматический шок» | Протагонист проигрывает психотравмирующий эпизод своей жизни до тех пор, пока эпизод не утратит своего негативного значения | Техника основана на идее о том, что сильная эмоциональная реакция является необходимой для возникновения изменений в личности |
«Модифицирующая психодрама» | Сначала дети «выигрываются» в своем негативном поведении, а затем обсуждают его. После проигрываются и обсуждаются положительные виды поведения с использованием ролевых игр | Используется для модификации агрессивного поведения у детей |
Социодрама | Социодрама – метод социальной психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности. Социодраматическая ролевая игра заключается в психосоциальной импровизации личности. | В процессе этой импровизации человек осваивает навыки своего общения в ролях или корректирует деформированные |
Электронные ресурсы:
http://www.psychodrama.narod.ru/text/lopuhina_zerkalo.htm
http://www.psihodrama.ru/t356.html
http://www.psihodrama.ru/t558.html
http://www.psihodrama.ru/t158.html
NB! К каждому блоку электронных ресурсов составьте план ответа в тетради.