О Концепция современного детского сада

Цель и задачи детского сада

Цель — свободное, естественное развитие ребенка. Ребенок преж­де всего желает, затем чувствует, а потом сознает и размышляет.

Задачи:

обеспечение воспитания на основе индивидуального подхода здорового физически и психически, разносторонне развитого, ини­циативного, раскрепощенного ребенка, обладающего сформиро­вавшимся чувством собственного достоинства;

создание условий для постепенной безболезненной адаптации ребенка к новым социальным условиям;

реальная гуманизация воспитательной работы, превращающая программу обучения и воспитания ребенка в его собственное ру­ководство к действию;

сохранение и укрепление здоровья детей.

Образ воспитанника

Воспитанник — развитый, здоровый, уверенный, инициатив­ный ребенок.

Образ воспитателя

Воспитатель — это особая профессиональная роль, заключаю­щаяся в принятии на себя ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека через приобще­ние его к миру культуры; за те изменения,, которые воспитатель вносит в его систему взглядов, ценностей, личностных смыслов.

Функции воспитателя:

развивающая — гностическая, исследовательская, информа­ционная;

конструктивно-организаторская;

координирующая;

коммуникативная;

материнская.

Модель образоващельного процесса

Обучение проводится в зоне актуального и ближайшего разви­тия ребенка на развивающих занятиях по подгруппам. Форма их проведения достаточно свободная, они логически и методически связаны. Ребенок не объект, а субъект обучения и воспитания.

Модель воспитательного процесса

Воспитание осуществляется через игру, в которой малыши учат­ся обращаться с игрушкой, партнером, строить диалог, взаимо­действовать со сверстниками, играть по правилам.

Материально-техническая база

Материально-технические условия способствуют созданию ди­дактической развивающей среды, экологически способствуют дет­скому возрасту.

Взаимоотношения ■

Воспитатель —администрация: доброжелательность, доверие, открытость, совместное обсуждение стратегии развития, уваже­ние.

Воспитатель —воспитатель: доброжелательность, взаимопони­мание, открытость, позитивная конкуренция, равноправие, ува­жение мнения коллеги.

Воспитатель —ребенок: доверие, открытость, принятие ребен­ка, уважение личности ребенка.

Отношения детского сада с социумом

Детский сад — центр педагогической и психологической по­мощи. Тесная связь с родителями поддерживается с помощью раз-

личных секций, работающих в выходные дни, со школой — через проведение совместных педсоветов, взаимопосещения детей и педагогов, совместные праздники.

Управление и организация жизнедеятельности

Управление построено на демократических началах. Руководство (заведующая, методист, старшая медсестра, врач) работает в тес­ном контакте с коллективом. Режим работы детского сада гибкий, т.е. основные режимные моменты установлены, но могут варьи­роваться для группы и индивидуально. В выходные дни работают группа выходного дня, театр-кафе, студии, ярмарки.

ФРАГМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА1

... В нашем детском саду детям радостно жить, играть, дружить, об­щаться. Воспитатели испытывают моральное и профессиональное удов­летворение от своего труда и отношений с детьми. Дети из нашего не­обычного, «речевого» детского сада поступают в лицеи и гимназии с полной ликвидацией дефектов речи и успешно учатся. Для нас, педагогов, важным является то, что они прекрасно, адаптируются в новых условиях, приносят с собой доброжелательность, открытость миру, любознатель­ность.

... У детей появилась свобода выбора, перемещения, общения, кото­рые ведут к развитию самостоятельности, выработке внутренней пози­ции.

... Каждое утро начинается спокойно, с улыбки. Происходит новая встреча воспитателя с ребенком, которой они взаимно рады. У нас давно нет наказаний, окриков, детских страхов и истерик.

... В первой половине дня дети расходятся по кабинетам и занимаются со специалистами. Каждый специалист, глубоко изучивший программы детского сада, нашел свою;«нишу» и принимает участие в развитии ре­бенка; он имеет свой кабинет и оборудование для работы с детьми.

... Много времени дети проводят на воздухе, на природе. Свободные игры во второй половине дня, разнообразные кружки и секции созданы для развития способностей детей.

... В жизни*детей есть события, которые эмоционально насыщают ее. Таким событием для нас всех является поездка на дачу. К нему долго готовятся и взрослые, и дети, его «со-проживают» и «со-переживают» все вместе.

... Игра для ребенка — это его жизнь. У нас она все время присутству­ет. Это коллективная, творческая, сюжетно-ролевая игра, которая про­должается целый год. Принимая на себя игровые роли, дети учатся быть Другими, лучше, чем они есть сегодня, учатся эмпатии, доброте, смело­сти, снисхождению.

... У нас принято еженедельно устраивать праздники достижений. Каж-ДЬ1й специалист помогает каждому ребенку показать свои продвижения,

Из опыта работы заведующей детским салом N° 15 г. Кургана Л. И.Токаревой.

успехи, достижения. Это вносит в жизнь детей ощущение персональной значимости. Так происходит самоутверждение личности.

Самое главное достижение наших педагогов заключается в том, что они научились любить: себя, друг друга, детей, свой детский сад, свою работу.

Концепция современной школыЦель и задачи школы

Цель — создание адаптивной модели школы, которая приспо­сабливает педагогический процесс к реалиям жизни, изменяю­щимся условиям социальной среды и развивает активные адап­тивные способности ее субъектов: учителей и учащихся.

Задачи (социальный заказ): подготовка образованных, воспи­танных, профессионально ориентированных, здоровых, социально зрелых людей.

Образ школы

Образ ученика-выпускника

Субъект с личностной и социальной значимостью, необходи­мым комплексом знаний, умений и навыков в различных сферах жизни, с разносторонним развитием и гуманитарной культурой, способный к адаптации в постоянно меняющемся мире.

Образ учителя

Это личность, профессионал с гуманистическим мировоззре­нием и общей гуманитарной культурой. Он организует, контро­лирует, анализирует и регулирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия для обучения и развития их личности.

Организация связана с подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала с целью выявления пробелов в знани­ях и установления логических связей в учебном материале, регу­ляции учебно-познавательной деятельности и закрепления и при­менения на практике полученных знаний.

Контроль предусматривает обеспечение обратной связи, осве­домляющей о соответствии фактических результатов поставлен­ным целям.

Аналитическая деятельность учителя направлена на получение целостной картины процесса обучения путем выделения его эта­пов и выяснения того, каким образом в результате взаимодей­ствия учителя и ученика происходит достижение целей учения и преподавания.

Регулирование направлено на изменение деятельности педагога и учащихся в случае отклонения фактических результатов от пла­нируемых.

3. Модель учебного процесса

В адаптивной школе работают следующие концептуальные идеи: совершенствование целостного образовательного процесса и со-

ставляющих его компонентов, гуманитар но-культурологически и подход, свободное развитие, творчество, рефлексивность. При этом выполняются условия:

1) разработана методология диагностики обучаемости, разви­тости учащихся, сформированности у них социально-ценностно­го отношения к объектам окружающей действительности;

2) осуществляется учебно-познавательная и профессиональная ориентация учащихся;

3) реализуется оптимистическая гипотеза деятельности педа­гогов;

4) образовательный процесс корректируется в целях преодо­ления учебных затруднений школьников;

5) совершенствуются традиционные и разрабатываются или используются новые педагогические технологии;

6) в процессе обучения обеспечивается развитие личности, в частности ее субъектных свойств.

4. Технология

I этап:

1) изучение индивидуально-типологических и личностных осо­бенностей школьников, их интересов и потребностей, склонно­стей и способностей;

2) исследование уровня обученности и обучаемости школьни­ков, характера их отношения к учению, мотивации и затрудне­ний в учебной деятельности;

3) анализ состояния образовательного процесса с целью выяс­нения противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей и интересов учащихся и в соответ­ствии с социальным заказом;

4) разработка концепции адаптивной школы.

II этап: <

1) построение обобщенной модели образовательного процес­са;

2) разработка технологии создания и реализации условий эф­фективности образовательного процесса в адаптивной школе;

3) поисковая и опытно-экспериментальная работа по провер­ке технологии.

III этап:

1) корректировка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе;

2) анализ состояния образовательного процесса в адаптивной школе;

3) прогноз ожидаемых результатов.

Наши рекомендации