Имплицитные теории личности
Коротко следует упомянуть и о так называемых имплицитных теориях личности, хотя (по причинам, которые станут ясными позднее) эти теории скорее должны рассматриваться в рамках социальной психологии, а не в психологии индивидуальных различий. Имплицитные теории личности отражают нашу склонность приписывать окружающим людям некоторые характеристики, основываясь на минимальных доказательствах. Если приятель сказал вам, что его новый сосед замкнут, вы, вероятнее всего, припишите этому человеку целый ряд других определений: например, непривлекательный, скупой, необщительный — три характеристики, которые отнюдь не обязательно имеют отношение к замкнутости.
Такие особенности, как ношение очков, привлекательный облик или потупленный взор, надежно ассоциируются с определенными характеристиками личности и интеллекта (Mischel, 1986), говоря о том, что все мы склонны рассматривать окружающих, руководствуясь широко распространенными стереотипами, и часто приписываем людям особенности, для которых у нас нет доказательств. Опасность в данном случае заключается в том, что такой подход ведет к «самоподтверждаемым прогнозам». Маловероятно, что, приписав однажды все перечисленные негативные определения своим замкнутым соседям, вы будете вести себя приветливо при встрече с ними. На такое поведение могут ответить соответствующим образом, и тем самым ваши ожидания получат «подтверждение».
Все это очень интересно, но совершенно не объясняет, что такое на самом деле личность (или настроение, или способности). Скорее это касается представлений о том, какой должна быть личность. Это касается также формирования стереотипов, использования знаков при восприятии человека человеком и других вопросов, которые действительно относятся к социальной психологии. По этой причине данные подходы в этой книге не рассматриваются.
Резюме
Эта короткая глава — введение в общую область психологии индивидуальных различий. Она показала, что данная тема заслуживает изучения по многим причинам: в силу присущей ей увлекательности; наличия множества практических приложений тестов, предназначенных для измерения индивидуальных различий; необходимости оценивать индивидуальные различия при проверке теорий в других областях психологии, а также ввиду возможности обеспечивать более точное предсказание в контексте теорий, которые учитывают и индивидуальные различия, и влияние экспериментальных воздействий на поведение. Мы рассмотрели некоторые методы изучения индивидуальных различий с учетом преимуществ и недостатков каждого метода и ввели разграничение между структурными моделями «что делает людей отличными друг от друга?» и процессуальными моделями «почему? когда? где?», а также заложили основы для обсуждения вопросов, связанных с оценкой индивидуальных различий.
ТЕОРИИ КЕЛЛИ И РОДЖЕРСА
Общая картина
Теории Карла Роджерса и Джорджа Келли включены в эту книгу, поскольку обе они просты и весьма влиятельны. Они исходят из того, что используемые людьми способы восприятия себя и других тесно связаны с особенностями их собственных личностей и что необходимо понимать индивидуальный («феноменологический») взгляд человека на мир. Обе теории имеют значительное влияние на теорию и практику клинической психологии и психологическое консультирование.
Введение
Теории Джорджа Келли и Карла Роджерса рассматриваются совместно, потому что обе они по своей сути являются феноменологическими. Они признают, что осознаваемый опыт людей может выявить основы их личностей. Говоря более конкретно, они предполагают, что индивидуальные особенности личности можно понять, узнавая, как люди воспринимают и переживают — и эмоционально, и когнитивно — происходящее в мире. Таким образом, и Келли, и Роджерс фокусируют внимание на том, как индивидуум воспринимает себя и других людей. Задача состоит в том, чтобы понять уникальность взгляда каждого человека на мир, исследуя его мысли, чувства и верования. Этот метод (известный как интроспекция), возможно, является наиболее очевидным и простым путем изучения личности. Именно поэтому мы в первую очередь рассматриваем эти теории.
Как будет показано позднее, другие теоретики не склонны соглашаться с тем, что, обращаясь к людям с просьбой «заглянуть внутрь себя» и описать свои мысли и чувства, можно выявить основы их личностей. Фрейд и его последователи исходят из того, что главные детерминанты личности не представлены в сфере сознания, обычно совершенно не осознаны и, следовательно, не доступны интроспекции. Более того, поскольку эти исследователи считают, что люди имеют почти безграничную способность к самообману, «вспоминая» те события, которых не было, и забывая те, которые имели место, подход, предполагающий простое предложение людям подумать о том, что они чувствуют по отношению к самим себе или к другим людям, может быть обречен на поражение. Согласно Фрейду, только ясно мыслящий и бесстрастный аналитик может понять подлинную природу и происхождение поведения и отдельных симптомов, а клиент должен верить в достоверность интерпретации, даваемой аналитиком. Поэтому последователи Фрейда считают, что теории подобного типа, обсуждаемые в этой главе, вряд ли окажутся полезными для понимания личности.
Другая влиятельная группа теоретиков также имеет расхождение с феноменологическим подходом. Создатели теории черт полагают, что вместо изучения того, как отдельный индивидуум воспринимает мир, усилия следует направить на исследование больших выборок людей с целью понять, чем они отличаются друг от друга. Они рассматривают личность как нечто, находящееся «внутри» индивидуума, определяющее поведение, возможно, под контролем биологических и генетических факторов. Эти исследователи скептически относятся к значению, придаваемому ответам людей на личностные опросники, и поэтому проводят тщательно разработанный статистический анализ паттернов этих ответов.
Например, предположим, что личностный опросник предлагает испытуемым оценить по пятибалльной шкале степень своего согласия с утверждениями типа: «Я легко раздражаюсь», «Честность очень важна для меня» и т.д. Подобные самоотчеты могут быть обработаны двумя способами. Они могут быть приняты, что называется, по своей номинальной стоимости. Можно допустить, что кто-либо, абсолютно согласный с вышеупомянутым утверждением, и в самом деле чувствует себя раздражительным. И Роджерс, и Келли стали бы придерживаться именно такой точки зрения. С другой стороны, эти ответы можно рассматривать как простое «поведение, направленное на выставление галочек в графах», которое совсем не обязательно обнаруживает нечто, характеризующее личность «на самом деле». Главное, что имеет значение, заключается в следующем: будут ли люди, отвечающие на некоторые вопросы определенным образом, склонны отвечать аналогичным образом и на другие вопросы. Ответы на задания опросника рассматриваются не как подлинный способ проникновения во внутренний мир человека, а скорее как варианты поведения, которые надо анализировать.
Теории, описанные в этой главе, отражают первую из указанных позиций. В самом деле, согласно этим теориям, наше субъективное восприятие себя, других людей и событий имеет огромное значение, поскольку все мы можем выбирать, под каким углом зрения рассматривать случившееся (например, увольнение можно воспринимать как личностное отвержение, как небольшое неудобство или как хорошую возможность изменить свой образ жизни). Любая такого типа теория личности должна фокусироваться на том, как мы воспринимаем и интерпретируем происходящее. Келли однажды сказал, что «взгляды индивидуумов на себя и других людей обеспечивают единственную разумную основу для понимания того, как действует личностная система конкретного человека».
Благодаря этой убежденности в способности индивидуума сообщать о своих мыслях, чувствах и переживаниях и потенциально изменять «бесполезные» взгляды на мир описанные в этой главе теории оказывают существенное влияние на консультирование и клиническую психологию. В большей степени это касается теории Роджерса, которая на практике почти не отличима от «клиенто-центрированной терапии». Последняя является краеугольным камнем большинства современных способов консультирования.
Задание для самопроверки 2.1
Что означает феноменологический подход к изучению личности?
Введение в теорию личных конструктов, разработанную Джорджем Келли
После того как Джордж Келли чуть было не стал авиационным инженером, он получил образование клинического психолога и организовал передвижную психологическую службу в Канзасе в
1920-е гг. Основу его образования составляла психоаналитическая теория, но постепенно он стал убеждаться в том, что его «клиентов парализуют длительные засухи, пыльные бури и экономические заботы, а отнюдь не переполнение либидонозными силами» (Rykman, 1992, р. 338). Он чувствовал, что традиционные теории личности (в то время это психоанализ, теории научения и бихевиоризм) не могут объяснить, каким образом люди концептуализируют или пытаются осмыслить окружающий мир. В самом деле, перечисленные теории, казалось, игнорировали то, что представлялось Келли очевидным, а именно: люди стремятся понять, что происходит в их жизни, и предугадать, что случится в дальнейшем. Он писал так:
В полдень, в час дня, меня легко найти беседующим со студентом и выполняющим все те обычные дела, которые должны делать руководители научной работы, поощряя студента точно определять ключевые вопросы, наблюдать, глубоко вникать в проблему, вырабатывать гипотезы, пользуясь либо индуктивным, либо дедуктивным методом, проводить предварительные серии испытаний, связывать полученные результаты с собственным прогнозом, контролировать свои эксперименты, чтобы узнать, что к чему может привести, осторожно обобщать и пересматривать свои мысли в соответствии с опытом.
В два часа дня у меня может быть назначена встреча с клиентом (т.е. пациентом). Во время этого собеседования я не склонен брать на себя роль ученого; я скорее просто стараюсь помочь находящемуся в беде человеку выработать какие-то решения его жизненных проблем. Итак, что же я стал бы делать в этом случае? Ну, я постарался бы подвести его к тому, чтобы он точно определил основные вопросы, понаблюдал бы, глубоко вникнул в проблему, сформулировал бы гипотезы, пользуясь либо индуктивным, либо дедуктивным методом, провел некоторые предварительные серии испытаний, связал бы результаты с ожиданиями, проконтролировал степень риска так, чтобы пациент отдавал себе отчет о возможных последствиях, осторожно обобщил бы и скорректировал свои представления в соответствии с опытом.
(Kelly, 1963, цит. по: Bannister and Mair, 1968, p. J)
Таким образом, теория Келли утверждает, что каждый человек действует в значительной степени как ученый: проводя наблюдения, делая индуктивные выводы, пытаясь сформулировать правила, объясняющие, как устроен мир, примеряя эти правила к новым фрагментам данных и наблюдая, соответствуют ли результаты тому, что ожидалось. Если правила действительно оказываются способными объяснить поведение, созданная таким образом «модель» полезна. В противном случае она нуждается в уточнении или отвержении в пользу альтернативной модели. Следовательно, каждая личность ориентирована в направлении будущего, стараясь предвосхитить события, руководствуясь мысленной моделью. Поскольку окружающие составляют весьма важную часть нашей жизни, много времени тратится в попытках оценить (или истолковать) других индивидуумов, чтобы предсказать их вероятное поведение. Как отмечает Келли (Kelly, 1955, р. 591), «именно будущее, а не прошлое обрекает человека на танталовы муки. Он всегда тянется к будущему через окно настоящего».
Люди или предметы, к пониманию которых стремится индивидуум, определяются как «элементы», и, следовательно, целью теории Келли является познание того, как люди истолковывают различные элементы. Это значит, что теория пытается установить, каким образом каждый из нас предпочитает интерпретировать свой уникальный чувственный («феноменологический») мир, и указать на некоторые возможные следствия использования одной системы конструктов по сравнению с другой. Разные люди могут строить совершенно разные модели, чтобы предсказать поведение других, — принцип, который Келли определил как «конструктивный альтернативизм». Ключевой признак «хорошей» мысленной модели состоит не в том, что она представляет вещи «в истинном свете» (что в любом случае не проверяемо), а в том, что она позволяет делать точные прогнозы в системе установок, имеющих значение для человека, который что-либо истолковывает.
Почему разные люди формируют (или думают, что формируют) разные системы конструктов
Теория Келли предполагает наличие трех этапов, следующих друг за другом: наблюдение поведения, стремление понять, что происходит, и проверку того, насколько действенно работает «мысленная модель»; иными словами, может ли она предсказать поведение других элементов (людей) в разных ситуациях. Первое: все мы имеем множество собственных неформальных представлений о поведении других, например: «люди, которые много смеются, в душе печальны и несчастливы», «необщительные люди лучше успевают в школе», «фанатически нетерпимые люди не в ладу со своими собственными чувствами», «агрессивных людей можно успокоить, если рассказать им что-нибудь смешное» и т.д. Каждое из этих утверждений может (или не может) быть использовано, помогая нам понять, как конкретные индивидуумы будут вести себя в определенных ситуациях, и мы постоянно стараемся определить типы людей, для которых эти представления обеспечивают точные предсказания и условия, в которых эти предсказания оправдываются. Например, мы можем попытаться пошутить с агрессивными людьми, хотя в этом случае, скорее всего, с огорчением обнаружим, что наше представление не подтвердилось, и откажемся от него. Однако решающую роль играет тот факт, что разные люди будут склонны замечать разные характеристики окружающих, чтобы интерпретировать и прогнозировать их поведение.
С моей точки зрения, в приведенном выше примере полезно выяснить, будут ли люди, которые много смеются, одновременно и спокойными, и нетерпимыми, и (может быть) агрессивными. Другие, наблюдая тех же самых индивидуумов и пытаясь понять и предсказать их поведение, могут заметить совершенно иные характеристики. Например, другой человек может заметить, насколько хорошо они воспитаны, импульсивны ли они, застенчивы, упрямы, пугливы... Список возможных определений почти бесконечен.
Таков же и диапазон вероятных последствий, которые мы можем выбрать для прогноза. Некоторые индивидуумы могут быть очень проницательны, наблюдая за тем, как ведут себя люди, когда они колеблются, делая покупку. Продавец, вероятно, будет иметь хорошо сформированное «эмпирическое правило» для решения того, кто, вероятнее всего, сделает покупку, а кто просто пришел поглазеть: в конце концов его комиссионные зависят от его собственного умения найти правильный подход к «реальному» покупателю. Поэтому, возможно, профессиональные продавцы будут замечать особенности поведения людей, которые скрыты от случайного наблюдателя, и будут совершенствовать свои способы интерпретации поведения покупателей, помогающие им решить, склонны ли те сделать покупку. Людям, не занимающимся продажей, будет просто не интересно предсказывать этот тип поведения, и, следовательно, их система конструктов не будет совершенствоваться так, чтобы обеспечить им подобную деятельность, Это первая причина, по которой люди не используют одинаковые системы конструктов: не каждый заинтересован в прогнозе одного и того же результата.
Второе: люди различаются по способам использования языка. Я могу иметь в виду, что слово «антисоциальный» соответствует значению «тихий и робкий», но кто-то другой может подразумевать иное значение этого слова — «агрессивный или деструктивный». Поэтому, даже если можно выяснить, какие понятия люди применяют, чтобы распределить других по категориям, это не означает, что два индивидуума, использующие одинаковые слова, подразумевают под этим одно и то же (например, одинаковую психологическую или поведенческую характеристику). Точно так же возможно, что два человека, использующие два разных слова для описания чьих-либо характерных особенностей, могут иметь в виду абсолютно одно и то же: у одного человека слово «отстраненный», а у другого — слово «застенчивый» может относиться к одной и той же психологической характеристике, хотя, конечно, проверить это достаточно трудно.
Третье: собственный внутренний опыт и ценности людей будут оказывать влияние на их способы истолкования поведения других. Предположим, что два человека были свидетелями того, как некто взял и перевесил дорожный знак на фонарный столб. Первый свидетель может воспринять сделавшего это человека как криминальную личность (в противоположность законопослушной), а второй может истолковать его как озорного человека (в противоположность скучному).
Задание для самопроверки 2.2
Почему люди, как правило, используют различные конструкты для описания одного и того же элемента (элементов)?
Когда системы конструктов перестают работать
Разумеется, наши предсказания по поводу поведения людей не всегда оказываются точными. Предположим, мы убеждены, что для приятного вечернего общения необходимо участие людей, которые обладают тремя важными качествами: они должны быть разговорчивыми, непринужденными и благодушными. Воспринимая таким образом незнакомого человека, мы ожидаем, что он составит нам хорошую компанию. Вообразите себе, что прогноз оказался совершенно неверным, и вечер превратился в настоящее мучение. Столкнувшись с расхождением между мысленной моделью того, что должно было быть, и реальным поведением и чувствами всех участников вечеринки, можно предложить несколько вариантов действий, которые помогут участникам вечеринки изменить свои представления:
• Они могут заново оценить каждую характеристику приглашенного. Может быть, незнакомец оказался не таким благодушным (разговорчивым или непринужденным), как предполагалось вначале. Это означает, что модель, соответствующая тому типу личности, который является оптимальным для хорошей компании, может оставаться правильной, а ошибочным оказалось первоначальное представление о характере незнакомца.
• Модель может быть расширена. Возможно, в целом ужасный вечер показывает, что некоторые другие характеристики (такие, как крайние политические взгляды, или склонность к сексуальным заигрываниям, или грубоватое подшучивание) также могут определить, составит ли человек приятную компанию. Если так, то модель может быть расширена за счет включения в нее и этих конструктов. Незнакомец не смог действовать достаточно хорошо в соответствии с этими новыми критериями, чем и объясняется неприятный вечер.
• Они могут прийти к заключению, что модель в целом неудачна и необходимо выделить совершенно другие характеристики людей, чтобы предсказать их поведение. Как мы увидим дальше, отказ от мысленной модели того, как люди действуют, и необходимость построить новую, по некоторым представлениям, связаны с чувствами угрозы и страха.
Способы интерпретации
Элементы в теории Келли — это обычно другие люди, однако это могут быть и вещи, причем столь разные, как картины, политические партии или сыры; в сущности, элементы — это все, в чем есть индивидуальные различия, которые человек стремится понять и прогнозировать. Как мы видим, Келли предполагает, что мы используем некоторое количество личных конструктов, чтобы установить индивидуальные различия между элементами. Эти личные конструкты весьма напоминают рейтинговые шкалы, о которых вы могли узнать из экспериментов в социальной психологии. Каждая шкала состоит из двух понятий, имеющих противоположное психологическое значение для индивидуума.
Здесь необходимы некоторые уточнения. Такие конструкты, как «оживленный — тихий», «хороший — плохой», «дружелюбный –– враждебный», «теплый — холодный», «умный — глупый», широко приняты и понятны, но существуют и иные сочетания — «теплый — враждебный» и «лежащий на спине — скучающий», и даже «опрятный — улыбчивый», в которых пары слов логически не противоположны или (как в последнем случае) даже подходят друг другу по смыслу. Все дело в том, что индивидуум знает, что обозначено этими понятиями и использует их соответствующим образом. Детальное описание того, каким образом эти конструкты выявляются, дано в главе 12.
Задание для самопроверки 2.3
Почему конструкты следует определять двумя понятиями, а не одним?
Теория Келли необычно тем, что она не развивалась постепенно, со временем, а была сразу сформулирована как «фундаментальный постулат» и изложена в 11 выводах (или логических следствиях) в книге, опубликованной в 1955 г. Согласно «фундаментальному постулату», «личностные процессы психологически канализируются в направлении, в котором человек предвидит события». Келли (Kelly, 1955) точно определяет значение каждого слова в этом, по его словам, «довольно простом» изречении. По сути оно означает, что каждый индивидуум строит и усовершенствует (возможно, идиосинкразически) мысленную модель, помогающую ему предвидеть жизненные события. Вскоре, однако, возникает одна проблема, суть которой состоит в том, что система конструктов личности может порождать противоречивые предсказания по поводу элементов поведения. Например, я могу воспринимать Барбару как «хорошего» человека (в противоположность «плохому» человеку) и «приятного» (в противоположность «неприятному»). Но вполне возможно, что кто-то может считать Барбару одновременно и «хорошим» и «неприятным» человеком. Потребовалось бы больше доказательств, чтобы убедить любого, что «основательно хорошая» личность изменилась и стала столь же «основательно плохой», чем в случае с другим вариантом изменения, когда «приятная» личность стала «неприятной». Как можно предсказать при наличии таких противоречий в системе конструктов, какова Барбара «на самом деле» или как она будет
действовать? Келли полагает, что эти противоречия могут быть устранены, если согласиться с тем, что конструкты организованы иерархически, т.е. признать, что некоторые конструкты имеют большую значимость, чем другие. Именно они будут вносить больший вклад, когда человек пытается прогнозировать поведение.
Келли утверждает, что развитие и усовершенствование системы конструктов — принципиально важный аспект психического здоровья. Если индивидуумы используют относительно небольшое число конструктов, то маловероятно, что они смогут с высокой точностью предсказать, как другие поведут себя в какой-то конкретной ситуации. Им просто не хватит когнитивного аппарата для восприятия тонких различий между людьми, анализ которых необходим, чтобы предсказать их действия. В противоположном случае индивидуум может владеть обширной и громоздкой системой конструктов, которая не имеет определенной иерархической организации и может привести к противоречивым гипотезам относительно поведения другого человека. Такого склада человек может собрать значительный объем информации (например, иметь в своем распоряжении много конструктов), но будет не в состоянии извлечь из этого большую пользу. Келли считает, что система конструктов должна быть сравнительно небольшой, но подобранной и построенной таким образом, чтобы она позволяла, по возможности, давать достоверные прогнозы поведения других людей. В действительности он полагает, что индивидуумы постоянно стремятся усовершенствовать свои системы конструктов, отбрасывать старые конструкты, которые оказались бесполезными в предсказании поведения, вводить новые — лучше предыдущих — и расширять число конструктов, чтобы их системы охватывали как можно больший диапазон событий.
Довольно странно, но способность индивидуумов предсказывать поведение других на основе своей системы конструктов была предметом меньшего числа исследований, чем можно было ожидать. Скорее всего, это объясняется тем, что гораздо легче провести какой-либо статистический анализ взаимосвязей между конструктами, чем исследовать общую эффективность системы конструктов индивидуумов в предсказании поведения. Приводя пример, Келли высказывает гипотезу о том, как все мы формируем мысленный образ того типа личности, с которой в конце концов хотели бы установить отношения. Этот образ соответствует ряду конструктов, которые, по нашим представлениям, важны для доставляющих удовольствие взаимоотношений. Встречая кого-либо, мы оцениваем его с точки зрения этих конструктов (среди прочих). Если они оказываются устойчиво соответствующими нашему заранее сформированному образу «правильного человека», мы можем решиться вступить в долговременные взаимоотношения. Если нет, тогда мы можем либо поискать кого-то еще, изменив наш предварительно сформированный образ (возможно, «чувство юмора» — это не главное достоинство человека), либо более тщательно исследовать надежность того, что мы действительно правильно истолковали избранную личность, — не исключено, что где-то за непроницаемым обликом и кроется чувство юмора.
Келли полагает, что конструкты можно использовать применительно к элементам тремя способами. Предопределяющие конструкты просто дают нам возможность развести элементы по категориям, не допуская дальнейшего уточнения. Например, применяя по отношению к кому-либо конструкт «преступный — честный» и решая, что этот кто-то находится на криминальном полюсе, предопределяющее толкование будет подразумевать, что в этом случае добавить больше нечего. Единственное, что необходимо знать об этом человеке, — это то, что он (или она) преступник, а поскольку все преступники совершенно одинаковы, у них нет других заслуживающих внимания особенностей. На человека в буквальном смысле смотрят «просто как на преступника». Такая форма истолкования не способствует развитию и уточнению системы наших конструктов, так как она не поощряет тонкий анализ поведения или индивидуальных различий, которые, со всей очевидностью, существуют и проявляются и у различного типа преступников.
Констеллятивный конструкт ненамного лучше. Он использует в основном язык грубых стереотипов. Если индивидуум интерпретируется определенным образом (например, как преступник), ему (или ей) непроизвольно приписывается обладание некоторым набором других характеристик. Например, человек, интерпретируемый как преступник, может автоматически рассматриваться как грубый (скорее, чем нежный), глупый (скорее, чем умный) и т.д. — описание, которое едва ли соответствует образу среднего мошенника из Сити.
Лучше применять пропозициональные конструкты, т.е. действовать способом, при котором он (или она) оценивает индивидуума по каждому из имеющихся у него (или у нее) конструктов; одни преступники могут рассматриваться как умные, а другие — как глупые; некоторых можно считать грубыми, а других— мягкими. Иными словами, человек старается интерпретировать каждый элемент скорее с точки зрения индивидуальности, нежели используя набор заготовленных конструктов (как в случае констеллятивной интерпретации) или просто не пытаясь развивать свое понимание (как в случае предопределяющей интерпретации).
Задание для самопроверки 2.4
Почему существует мнение, что пропозициональные конструкты наиболее продуктивны?
Должно быть очевидным, что не все конструкты применимы ко всем элементам. Конструкт «хороший — плохой» может быть отнесен к наибольшему числу вещей. Однако конструкт «дружелюбный — недружелюбный» не может быть применен к сырам (за исключением, может быть, сыра, покрытого перцем, который обжигает ваш рот), а конструкт «наглядный — абстрактный» в действительности не может быть использован нигде, кроме изобразительного искусства. Таким образом, мы говорим, что каждый конструкт имеет «диапазон применимости», или набор элементов, к которым он применяется.
Эмоции
Имеется очень важная группа конструктов, которые применяются для описания образа Я — это конструкты, которые используются человеком для понимания самого себя и предсказания собственного будущего поведения. Они называются ядерными конструктами, и поскольку очень важно, чтобы мы были способны понимать и предсказывать наше собственное поведение, любое нарушение этих конструктов сопряжено с несколькими неприятными эмоциональными переживаниями. Мы испытываем чувство вины в тех случаях, когда нам кажется, что наше поведение не согласуется с нашими прежними представлениями о себе в том, что касается этих ядерных конструктов. Например, если человек, прежде использовавший конструкт «честный — нечестный» в качестве ядерного (определяя себя «честным»), вынужден истолковать некоторые формы своего поведения как «нечестные» (это может быть
кража в магазине, чтобы удержаться в группе своих ровесников), то он, по утверждению Келли, будет переживать чувство вины.
Ощущение угрозы может возникнуть в случае, когда человек осознает, что его ядерные конструкты близки к тому, чтобы радикально измениться. Например, кто-то почувствует нависшую угрозу, услышав диагноз какой-либо страшной болезни (это может быть СПИД, болезнь Альцгеймера и т.п.), который неизбежно означает, что образ Я должен быть основательно реконструирован. Страх близок к этому, но вовлекает явления, о которых мы знаем меньше. В результате чтения статей я кое-что знаю о симптомах СПИДа и о болезни Альцгеймера, сравнительно меньше мне известно о последствиях укуса гадюки или попадания в автомобильную аварию. Я чувствую угрозу со стороны первых и страх перед вторыми. Дети ощущают угрозу, если они чувствуют, что их родители могут развестись, но боятся они привидений.
Враждебность возникает, когда человек продолжает пытаться использовать конструкт, который заведомо не работает. Наши враждебные действия имеют своей целью заставить окружающих дать доказательства того, что наше истолкование происходящего в конечном счете правильно. Ситуация, когда футбольные болельщики, чья команда оказалась в последних рядах лиги, будут продолжать считать ее «превосходной» (противопоставляя неуспешной) и будут враждебно реагировать всякий раз, когда кто-нибудь выскажет противоположное мнение, представляет собой случай с заранее предсказуемыми результатами.
Тревога появляется всякий раз, когда возникает осознание того, что имеющаяся система конструктов не способна иметь дело с реальными событиями. Последнее означает, что происходящие события оказываются за пределами диапазона применимости системы конструктов. Тогда за чувством тревоги могут последовать попытки расширить эту систему, чтобы понять непривычную ситуацию, Следует ожидать, что в этом случае, так же как и в ранее приведенном примере (речь шла о человеке, имевшем слишком мало конструктов для того, чтобы предсказывать поведение людей в группе), личности такого склада будут переживать тревогу в ситуациях группового поведения.
Удивительно, что взгляд Келли на агрессию диаметрально противоположен его взгляду на враждебность. В то время как враждебность рассматривается им как результат приверженности конструктам, которых оказывается просто недостаточно для прогнозирования событий, агрессия сопровождает эксперименты, которые мы ставим с целью проверки валидности собственной системы конструктов. Например, мы можем буквально «играть в игры» с людьми, чтобы посмотреть, будут ли они реагировать в соответствии с нашими ожиданиями, или проверять собственную систему конструктов в новых обстоятельствах, реализуя новые виды активности или беря на себя роль какого-либо другого человека. Не трудно найти примеры этого в повседневной жизни. Например, писатель Джордж Оруэлл (псевдоним Эрика Блэра), интеллектуал, получивший образование в Итоне, в течение многих месяцев жил жизнью бродяги. Это эксперимент, который может иметь отношение к удовлетворению его потребности проверить общую валидность своей системы конструктов. Постоянная проверка системы конструктов — жизненно важный аспект личностного роста, поскольку только путем выявления слабых мест в своей системе конструктов можно продуктивно ее совершенствовать.
Задание для самопроверки 2.5
Подумайте, почему индивидуум стремится расширить определенную область своей системы конструктов, и попытайтесь установить, какие эмоции он может переживать, перед тем как с помощью агрессии испытать свою систему конструктов в новой области.