Схема нейропсихологического заключения

СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА И СХЕМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ (Симерницкая Э. Г., 1988; Ахутина Т. В., 2002; Семенович А. В., 2003)

Исследование праксиса

Кинестетический праксис

1)соединить 1 и 2 пальцы в кольцо;

2)пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты;

3)пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты;

Пробы выполняются на правой и левой руке с открытыми и закрытыми глазами;

4)перенос поз — глаза ребенка закрыты, специалист придает руке ребенка определенную позу (из предыдущих проб), ребенок должен воспроизвести ее другой рукой;

Пространственный праксис

Ребенок сидит напротив специалиста, который просит повторить пространственное положение его рук:

5)«голосование» — рука согнута в локте и поднята вверх;

6)рука горизонтально перед грудью ладонью вниз;

7)большой палец под подбородком, ладонь сагитально, пальцами вперед;

8)ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе;

9)ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя;

10)кулак правой руки соединить с ладонью левой;

11)левая рука касается правого уха;

12)правая рука касается левого глаза.

Динамический праксис

13)ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положения кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя (задание выполняется правой и левой рукой);

14)графическая проба — ребенку предлагается рисовать заданные узоры «заборчики» правой и левой рукой;

15)реципрокная координация — ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Он должен одновременно изменять положение обеих рукистей, расправляя одну и сжимая другую;

4.Слухомоторные координации

16)оценка ритмов — специалист стучит по столу, предлагая ребенку определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержиться в каждой «пачке»;

17)воспроизведение ритмов по слуховому образцу — ребенок должен повторить ритмы, которые демонстрирует специалист;

18)воспроизведение ритмов по инструкции — специалист предлагает выполнять ритмы по речевой инструкции (стучать по 2 раза, по 3 раза и т.д.);

Стереогноз

Глаза ребенка закрыты. Специалист вкладывает предмет в его руку. Ребенок должен наощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку);

Исследование зрительного гнозиса

19)ребенку предлагается узнать несколько изображений на одном листе: реалистические, схематические, наложенные;

20)ребенку предъявляют сюжетную картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисовано;

Исследование речи

21)исследование сенсорной функции — ребенка просят показать названные изображения (используется тот же альбом, что и при исследования зрительного гнозиса);

22)исследование моторной функции — ребенка просят повторить буквы, слоги, слова, фразы;

23)номинативная функция оценивается по поминации реалистических изображений в альбоме;

Исследование памяти

24)слухоречевая память — методика 10 слов, две группы по три слова (гомогенная интерференция), 5 слов (в качестве гетерогенной интерференции можно использовать счет);

25)зрительная память — запоминание 5 вербальных (буквы: Е, Г, Р, К, У) и 5 невербальных стимулов;

Рисунок

26)самостоятельный — просьба нарисовать дом и человека;

27)срисовывание с образца (дом, куб, фигуры Тейлора и Рея- Остерица);

10.Исследование чтения

28)ребенку предлагается назвать буквы, прочесть отдельные слова, фразы;

29)прочесть и пересказать маленький рассказ или отрывок из рассказа;

11.Исследование письма

30)ребенку предлагается написать правой и левой рукой слова, предложения под диктовку;

31)списать слова и предложения;

12.Исследование счета

32)ребенка просят посчитать примеры на все арифметические действия (соответственно классу образования);

33) ребенок решает текстовые задачи (соответственно классу образования);

Примечание. Исследование чтения, письма и счета проводятся с детьми, обучающимися в школе.

Схема нейропсихологического заключения

Заключение

Наши рекомендации