Схема нейропсихологического заключения
СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА И СХЕМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ (Симерницкая Э. Г., 1988; Ахутина Т. В., 2002; Семенович А. В., 2003)
Исследование праксиса
Кинестетический праксис
1)соединить 1 и 2 пальцы в кольцо;
2)пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты;
3)пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты;
Пробы выполняются на правой и левой руке с открытыми и закрытыми глазами;
4)перенос поз — глаза ребенка закрыты, специалист придает руке ребенка определенную позу (из предыдущих проб), ребенок должен воспроизвести ее другой рукой;
Пространственный праксис
Ребенок сидит напротив специалиста, который просит повторить пространственное положение его рук:
5)«голосование» — рука согнута в локте и поднята вверх;
6)рука горизонтально перед грудью ладонью вниз;
7)большой палец под подбородком, ладонь сагитально, пальцами вперед;
8)ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе;
9)ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя;
10)кулак правой руки соединить с ладонью левой;
11)левая рука касается правого уха;
12)правая рука касается левого глаза.
Динамический праксис
13)ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положения кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя (задание выполняется правой и левой рукой);
14)графическая проба — ребенку предлагается рисовать заданные узоры «заборчики» правой и левой рукой;
15)реципрокная координация — ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Он должен одновременно изменять положение обеих рукистей, расправляя одну и сжимая другую;
4.Слухомоторные координации
16)оценка ритмов — специалист стучит по столу, предлагая ребенку определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержиться в каждой «пачке»;
17)воспроизведение ритмов по слуховому образцу — ребенок должен повторить ритмы, которые демонстрирует специалист;
18)воспроизведение ритмов по инструкции — специалист предлагает выполнять ритмы по речевой инструкции (стучать по 2 раза, по 3 раза и т.д.);
Стереогноз
Глаза ребенка закрыты. Специалист вкладывает предмет в его руку. Ребенок должен наощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку);
Исследование зрительного гнозиса
19)ребенку предлагается узнать несколько изображений на одном листе: реалистические, схематические, наложенные;
20)ребенку предъявляют сюжетную картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисовано;
Исследование речи
21)исследование сенсорной функции — ребенка просят показать названные изображения (используется тот же альбом, что и при исследования зрительного гнозиса);
22)исследование моторной функции — ребенка просят повторить буквы, слоги, слова, фразы;
23)номинативная функция оценивается по поминации реалистических изображений в альбоме;
Исследование памяти
24)слухоречевая память — методика 10 слов, две группы по три слова (гомогенная интерференция), 5 слов (в качестве гетерогенной интерференции можно использовать счет);
25)зрительная память — запоминание 5 вербальных (буквы: Е, Г, Р, К, У) и 5 невербальных стимулов;
Рисунок
26)самостоятельный — просьба нарисовать дом и человека;
27)срисовывание с образца (дом, куб, фигуры Тейлора и Рея- Остерица);
10.Исследование чтения
28)ребенку предлагается назвать буквы, прочесть отдельные слова, фразы;
29)прочесть и пересказать маленький рассказ или отрывок из рассказа;
11.Исследование письма
30)ребенку предлагается написать правой и левой рукой слова, предложения под диктовку;
31)списать слова и предложения;
12.Исследование счета
32)ребенка просят посчитать примеры на все арифметические действия (соответственно классу образования);
33) ребенок решает текстовые задачи (соответственно классу образования);
Примечание. Исследование чтения, письма и счета проводятся с детьми, обучающимися в школе.
Схема нейропсихологического заключения
Заключение