Схема нейропсихологического обследования детей

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. В настоящее время рассматривается как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного либо с мозговой недостаточностью (органической или функцианальной) либо с несформированностью.

Нейропсихологический метод позволяет оценить и описать те системно-динамические перестрой­ки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Описать – это значит понять те механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодоле­вают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь гетерохронен и асинхроничен. В определенные периоды разнонаправленные процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности.

Формирование мозговой органи­зации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).

Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. С другой стороны, должна быть востребо­ванность извне (от внешнего мира, от социума).Так на ранних этапах онтогенеза социальная деп­ривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

Нейропсихологический метод разработан А.Р.Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообуславливающего единства.

Несколько принципиальных ­моментов, необходимых для квалификации у ребенка недостаточности:

1.Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как: гипо или гипертонус пластичность (или, напротив, ригидность выраженность вегетативных еакций, аллергии, энурез, сбои дыхания и т.д.

Патофеномены такого круга свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых структур мозга. Эти явления выступают отражением базального, непроизвольного уровня саморегуляции человека. К конце первого года жизни названные структуры практически достигают своего «взрослого» уровня.

2. Необходимо отмечать насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли переключается он от одной к другой или инертно воспроизводит предьщущую. Выслушивает ли до конца ин­струкцию или импульсивно принимается за работу и т.д.. Как часто отвлекается, способен ли он к самосто­ятельному планомерному выполнению требуемого. Способен ли он сам дать себе или сформулировать задание. Положительные ответы на эти вопросы свидетельствуют об уровне его самопроизвольной саморегуляции, т.е отражают степень его социализации.

Достаточность перечисленных параметров сви­дeтeльcтвyeт о функциональной активности префронтальных (лобных) отде­лов мозга, прежде всего его левого полушария. Окончательное созре­вание этих мозговых структур обеспечивается к 12 - 15 годам, к 7 - 8 годам в норме уже имеются все необходимые предпосыл­ки для их оптимального в соответствующих возрастных рамках статуса.

3. Развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии.

Формирование психологических факторов в возрастной динамике:

Двигательные функции доступны детям уже в 4-5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук пол­ностью автоматизируется лишь к 8 годам). ­

Тактильные функции достигают своей зрелости к 4 - 5 годам, в то время каксоматогностические - к 6.. Различные виды предметного зрительного гнозисаперестают вызывать-затруднения у ребенка к 4 - 5 годам. До 6 - 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.

Пространственные представления: структурно-топологические и координатные факторы созревают к 6-7 годам, метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности - к 8-9 годам.

Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т. е. удержание после трех предъявлений) достаточен у детей уже к 5 лет; к б годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимо­го количества элементов вне зависимости от ее модальности. К 7-8 годам достигает оптима избирательность мнестической де­ятельности.

Фонематический слух формируется к 7 годам, квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания к 8 – 9 годам.

Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т. п.

Система оценок продуктивности психической деятельности:

«1» - если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ре­бенком практически без участия экспериментатора; по сути «1» - это нижняя нормативная граница;

«2» - ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов; «3» - задание недоступно даже после подробного многократного разъясне­ния сo стороны экспериментатора.

4. Необходимо включать в нейро­психологическое обследование сенсибилизированных условий: увеличение скорости и уменьшение времени выполнения задания; исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (с зафиксированным языком) самоконтроля.

Необходимо выполнение манульных проб обеими руками поочередно.

5. Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой руки испыту­емого, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать. Спонтанная активность той или иной руки дает косвенную инфор­мацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения.

6. Пробы необходимо использовать в нескольких вариантах, два идентичных не должны следовать один за другим.

7.Как аксиомунеобходимо воспринимать тот факт, что ребенок включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений. Поэтому успешность обследования коррелирует с тем насколько полно представлены в нём соответствующие данные.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Опросник

1. Какой рукой ты складываешь башню из кубиков, собираешь пирамидку? 2. В какой руке держишь ложку во время еды?

3. Какой рукой размешиваешь сахар в чае?

4. Какой рукой держишь зубную щетку?

5. Какой рукой причесываешься?

И т.д.

Следующие далее пробы выполняются 5-6 раз и в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения:

((П-Л)/(П+Л))*100, где П-правая(рука, глаз и т.д.), Л-левая. Результаты от (-10) до (+10) – амбилатеральность, меньше (-10) – левостороннее предпочтение, больше (+10) – правостороннее предпочтение (доминантность левого полушария). Флуктуация предпочтения свидетельствует о недостаточной сформированности доминантности.

Моторные асимметрии Функциональная асимметрия рук

1. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Ведущая рука верхняя в пробе.

2. Измерение силы кисти с помощью динамометра. Ведущая рука - сильнее.

3. Скорость выполнения любых мануальных заданий. Ведущая рука действует быстрее.

4 Проба Чернашека. Может проводиться с ребенком не младше 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руку дается по карандашу.

и.: «Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно: правой рукой (при­косновение к правой руке) - квадрат, а левой (прикосновение) - круг.» внимательно следить за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал одновременно обеими руками и, желательно, с зафиксированным языком. Субдоминантная рука повторяет движение ведущей или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

Функциональная ассиметрия ног и тела

1. и.: «Попрыгай на одной ноге». Используется ведvщая нога.

2. и.: «какой ногой ты забиваешь гол в футболе?» Активная (в том числе

толчковая) нога - ведущая. ­

3. и.: «Закинь нога на ногу». Ведущая нога cвepxy.

4. и.: «Повертись, покрутись несколько раз». Направление вращения в сторону доминантной половины тела.

Сенсорные асимметрии

Функцuональная слухоречевая асимметрия

1. и.: «Послушай, идут ли мои часы?» Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или ана:логичные тихо звучащие приборы. Для прислушивания ребенок пользуется ведущим ухом.

2. и.: «Повтори. что Я скажу».Эксп. шепотом произносит слово. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.

3. Дихотическое прослушивание. Через стереонаушники ребенок на каждое ухо получает разные серии слов. После каждой серии он воспроизводит слова, которые услышал.

А) коэфициент продуктивности Кпр=(Σвс/ОКС)*100%, где Σвс-сумма верно воспроизведенных слов, ОКС – общее количество тестовых слов.

б) подсчет ошибок (с каждого уха), количество: литеральных и вербальных парафазий, контаминаций, персевераций, реми­нисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов, нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечает­ся цифрами);

в) анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического про­слушивания.

Функциональная зрительная ассиметрия

1. И.: «Прищурься одним глазом». Первым прищуривается неведущий глаз.

2. И.: «Посмотри в калейдоскоп» Предмет дается прямо, по средней линии, для рассматривания использу­ется ведущий глаз.

3. И.: «Загороди линейкой лампу». Ребенку дается линейка (или что-то анало­гичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.

МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Двигательные функции

Кинестетический праксис

1. А) Праксис поз до зрительному образцу. И.: «Делай, как Я».

Ребенку последовательно предлагается поза пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуют­ся обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет рукуна стол.

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувству­ешь, как я сложил тебе пальцы» Затем рука ребенка «разглаживается» Й его просят воспроизвести заданную позу.

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувству­ешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой pyкe».

3. Оральный праксис. Н.: «Делай, как Я». Эксп. выполняет следующие дей­ствия, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу ит.д.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Кинетический (двигательный) праксис

1 «Кулак-ребро-ладонь». И.: «Делай, как Я». Меняются лишь позы, сама рука не меняетместорасположения.

2. Графическая проба «заборчик» Вы рисуете ребенку образец: «Продолжи рисунок не отрывая карандаш от бумаги»­

3. Н.: Напииши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».

4. Реципрокная координация рук.

5.Оральный кинетический праксис (аналогично см.выше) 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем - до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по рече­вой инструкции.

Пространственный праксuс

1.Проба Хэда. И.: «То, что Я буду делать правои рукои, ты будешь делать своеи (прикоснуться) правои рукои, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб.

Наши рекомендации