Глава 4. Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов

Общие положения

Авторы нейропсихологических исследований дошкольников неоднозначно от­носятся к возможности количественной оценки результатов проб: от полного ее отрицания, считая, что Луриевский подход предполагает только качествен­ную оценку (О. А. Гончаров, 1998), до строгой стандартизации методов за счет существенного сокращения арсенала применяемых тестов (Э. Г. Симерницкая, 1991; Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994). Большинство нейропсихологов, занимающихся коррекционной работой с детьми, понимают необходимость ко­личественной оценки выявляемых симптомов недоразвития (дефицитарно-сти) психических функций с целью объективизации степени выраженности де­фектов и динамики их обратного развития. В работе А. В. Семенович (2002) предложена (но не конкретизирована) 4-балльная шкала оценки дефек­тов с учетом возможности их коррекции (зоны ближайшего развития ребенка).

Специфика разработанной системы оценок(Ж. М. Глозман, 1999) заклю­чается в двух взаимосвязанных, но имеющих самостоятельное значение и воз­можность применения процедурах.

1. Составление по каждой пробе списка возможных трудностей ее вы­полненияи квалификация деятельности обследуемого в анализируемой психической сфере в соответствии с этим списком. В результате мы полу­чаем следующее:

• во-первых, состояние ВПФ каждого конкретного ребенка может
быть объективировано как констелляция +/- симптомов (с возможностью их количественного подсчета);

• во-вторых, можно выявить типичный нейропсихологический паттерн для исследуемой группы детей;

• в-третьих, возможно провести группировку качественных параметров (симптомов) на основе их общей отнесенности к работе той или иной структуры или блока головного мозга с тем, чтобы сравнить степень недоразвития разных отделов мозга у данного ребенка или возрастной группы детей и определить устойчивость симптоматики в ходе динамического наблюдения;

• в-четвертых, позитивная или негативная динамика состояния при повторном обследовании может быть оценена на основании исчезновения/появления отдельных симптомов, т. е. изменения нейропсихологического паттерна.

2. Балловая оценка выполнения каждой пробы по 6-балльной шкале

на основании выявленных трудностей (ошибок), их первичного или вто­ричного характера, степени их выраженности по сравнению с нормативны­ми данными соответствующей возрастной группы, а также возможности и условий коррекции ошибок (потребовавшийся способ предъявления или организации материала, степень стимуляции ребенка и помощи со сторо­ны обследователя) при диалоговом режиме проведения нейропсихологического обследования. Балловая оценка позволяет также определить сум­марный балл дефицитарности по каждой психической сфере и в целом для ребенка с тем, чтобы объективно оценить степень недоразвития (атипии развития, дефицитарности психического функционирования), объективи­ровать динамику состояния ребенка при лонгитюдном прослеживании в ходе коррекционного воздействия.

Так как число тестов в Луриевской батарее по каждой сфере разное, и осно­ву Луриевского подхода составляет гибкое тестирование, т. е. возможность со­кращения или расширения обследования в каждом индивидуальном случае и для каждой возрастной группы, адекватность сравнительного анализа обеспе­чивается тем, что суммарный балл по каждой психической сфере делится на число проведенных проб. Балловая оценка организована как система штрафов, т. е. балл тем выше, чем хуже выполняется проба.

Опишем далее методику обследования и оценки его результатов на при­мере основных Луриевских тестов, которые мы применяем при стандарт­ном нейропсихологическом обследовании дошкольников. Учитывая то, что, во-первых, в основу балловой оценки в каждом тесте положены норматив­ные данные дифференцированного обследования дошкольников и, во-вто­рых, однократное обследование должно быть компактным в силу нейроди-намических особенностей психического функционирования малышей, мы приводим ниже критерии количественной оценки только для тех тестов, для которых нами получены нормативные данные. Наряду с этим полный синдромный анализ состояния психических функций у каждого ребенка, особенно в случаях недоразвития (дефицитарного или атипичного разви­тия), направленный на создание коррекционно-развивающей нейропсихо-логической программы, требует многократного обследования и добавления ряда нейропсихологических тестов. Так, мы считаем полезным в таких слу­чаях исследование фонематического слуха (повторение звуков и слов и со-отнесение с картинками слов с оппозиционными фонемами), соматогно-стических функций (локализация одного или двух прикосновений на кис­тях ребенка, сидящего с закрытыми глазами); копирование фигур Тэйлора и Рея-Остеррица (листы 31-32 Альбома), домика (лист 30 Альбома), рас­ширение тестов Бентона (в том числе и более сложный вариант вычлене­ния элемента геометрической фигуры, например острого или тупого угла, из целой фигуры) и Денманна (листы 14 и 29 Альбома), большее количе­ство тестов на понимание смысла рассказов и сюжетных картинок (листы 22-24 Альбома) и другие дополнительные пробы по усмотрению специа­листов из имеющихся методик для обследования детей (А. Р. Лурия, 1969, 19736; D. Wechsler, 1974; Э. Г. Симерницкая, 1991; А. В. Семенович, 2002; Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, 2003).



Наши рекомендации