Актуальность, цели, задачи, гипотеза.
Актуальностьтемы исследования – это свойство информации, которую обучающийся собирается изложить в своем исследовании, быть значимой и востребованной другими людьми в различных сферах деятельности в настоящее время.
Определить актуальность темы исследования – показать соответствие темы общественным потребностям, раскрыть состояние ее практического воплощения; определить заинтересованность науки в ее разработке. Это 2-3 предложения, которые анонсируют работу.
Например:
- в современной медицине особую остроту (актуальность) приобретает проблема (чего), показать почему (можно дать статистические данные);
- внимание медиков практического здравоохранения привлекают вопросы
(чего), которые необходимо решить…
Объект исследования (что будет исследоваться?). Предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, лечебная деятельность и т.д.
Предмет исследования (как и через что будет идти поиск?). Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий. Предметом исследования может быть деятельность персонала, маркетинговые исследования, школа здоровья, психологическое явление и др.
Пример:
Курсовая работа на тему: «Динамическое наблюдение за новорожденным ребенком в условиях детской поликлиники».
Объект исследования: система динамического наблюдения за новорожденными детьми в условиях детской поликлиники.
Предмет исследования: патронаж новорожденного.
Цель исследования (какой результат будет получен?) – словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге исследовательской работы.
Цель работы формулируется с использованием неопределённой формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть и т.д. Цель курсовой работы скрыта в названии работы.
Пример 1:
Курсовая работа на тему: «Динамическое наблюдение за новорожденным ребенком в условиях детской поликлиники».
Цель исследования: изучить систему динамического наблюдения за новорожденным ребенком в условиях детской поликлиники».
Задачи исследования (как идти к результату?) – составные части цели исследования. Для определения задач проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Задачи фактически связаны с параграфами курсовой работы. Они формулируются аналогично цели с использованием неопределенной формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, провести анализ, рассмотреть, оценить, охарактеризовать, выявить и т.д.
Количество задач должно быть не более 3-4. Первая задача предусматривает анализ изучаемых проблем по данным литературных источников. Остальные задачи предусматривают выполнение исследовательской части.
Пример 1:
Курсовая работа на тему: «Динамическое наблюдение за новорожденным ребенком в условиях детской поликлиники».
Цель исследования: изучить систему динамического наблюдения за новорожденным ребенком в условиях детской поликлиники».
Задачи исследования:
1. Изучить данные литературных источников по проведению динамического наблюдения за новорожденным ребенком в условиях детской поликлиники.
2. Изучить нормативные документы по вопросам диспансеризации детей первого года жизни.
3. Провести первичный и текущие патронажи ребенка периода новорожденности.
4. Провести комплексную оценку состояния здоровья конкретного ребенка и разработать комплект рекомендаций матери и семье ребенка по сохранению (укреплению) его здоровья.
Перечень рекомендуемых задач:
1. «На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).
2. «Определить... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).
3. «Раскрыть... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).
4. «Разработать... » (средства, условия, формы, программы).
5. «Апробировать…» (что разработали) и дать рекомендации...
Методы исследования (как исследовали?): дается их краткое перечисление через запятую без обоснования.
В зависимости от цели и задач исследования отбираются методы различного анализа литературы, обобщения, схематизации и т.д. При изучении практики отбираются другие методы: наблюдения, эксперимента, беседы, опроса и т.д. От правильности выбора зависит успех всего исследования. Более подробно о методах мы поговорим на следующем занятии.
Пример 3:
Курсовая работа на тему: «Динамическое наблюдение за новорожденным ребенком в условиях детской поликлиники».
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Анализ нормативных документов.
3. Текущее наблюдение за новорожденным (проведение патронажей).
4. Анализ полученных данных с целью проведения комплексной оценки состояния.
Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного дало исследование?). Не носит обязательного характера, однако, наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.
При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить...; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать… Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость. Не носит обязательного характера.
Завершающая часть введения (что в итоге в работе представлено).
В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 5 приложений».
Краткие комментарии по формулированию элементов введения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Формулировка компонентов научного аппарата
Элемент введения | Комментарий к формулировке |
1 | 2 |
Актуальность темы | Почему это следует изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности |
Цель исследования | Какой результат будет получен? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации |
Объект исследования | Что будет исследоваться? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность |
Предмет исследования | Как и через что будет идти поиск? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы |
Задачи работы | Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи |
Методы исследования | Как изучали? Краткое перечисление через запятую без обоснования |
Теоретическая и практическая значимость исследования | Что нового, ценного дало исследование? Не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость |
Завершающая часть введения | Что в итоге в работе/проекте представлено. Кратко изложить перечень и/или содержание глав работы |