Самостоятельная учебная работа студентов № 3

Тема:«Исследование характера поведения личности в конфликте»

Цели:

1. Закрепление знаний о стилях поведения личности в конфликтах;

2. Формирование умений использования диагностических методик по исследованию характера поведения личности в конфликте.

Время: 2 часа.

Дидактическое обеспечение:

1. Тест описания поведения К. Томаса (интерпретация Н.В. Гришиной);

2. Методика «Q – сортировка» (В. Стефансон).

Задание на самоподготовку

1. Повторить тему «Теории поведения личности в конфликте» (по конспекту лекции № 6 и конспектам, подготовленным к семинару №1) [1; С. 63 – 87; С. 93 – 124; 6, С. 92 - 127].

2. Ознакомиться с методиками исследования характера поведения личности в конфликте. Провести их на 10 респондентах, включая себя.

3.Проанализируйте полученные результаты исследования и определите, существует ли зависимость между стилем поведения личности (по тесту К. Томаса) с показателями других нижеизложенных методик (речь идет только о тенденции).

4. Составьте рекомендации для испытуемых по коррекции их стиля поведения в конфликтных ситуациях.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.- 4-е изд. М.: ЭКСМО, 2011, С. 327 – 340.

2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М.: Бахрах, 2006, С. 145 - 152

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009, С. 88 - 101.

4. Дружинин В.В. Супружеские конфликты. М.: ЮНИТИ, 2007.

5. Егидес А.П. Психология конфликта: Учебное пособие. М.: МФПА, 2011.

6. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006.

7. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: Речь, 2003, С. 282 – 299..

Вопросы для самоконтроля знаний

1. В чем отличие «Сетки» К.Томаса, Р. Килмена от «Лесенки» У. Юри и Р.Фишера?

2. Назовите основные стили поведения субъектов в конфликте?

3. Каковы достоинства стиля компромисса?

4. Целесообразно ли использовать тактику соперничества?

5. Какие стили поведения в конфликте относятся к пассивным?

6. Какие методики определения своеобразия поведенческих реакций субъектов в конфликте, кроме выше перечисленных, вы знаете?

7. Каким образом, можно использовать метод социометрии Я. Морено для выявления конфликтных зон в группе?

8. Есть ли взаимосвязь между темпераментом человека и стилем его поведения в конфликте?

Самостоятельная учебная работа студентов № 4

Тема:«Разработка тренинга по профилактике межличностных и внутригрупповых конфликтов»

Цели:1. Закрепление знаний о методах профилактики конфликтов в организации;

2. Формирование умений разрабатывать мероприятия (тренинги) по профилактике внутригрупповых и межличностных конфликтов.

Время: 4 часа.

Дидактическое обеспечение:

1. Программы тренингов по формированию конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

2. Карточки с упражнениями на сплочение группы и развитие коммуникативных способностей.

Задание на самоподготовку

1. Повторить тему «Профилактика межличностных и внутригрупповых конфликтов» (по конспектам лекции № 9) [1,3].

2. Повторить теоретический курс по предмету «Социально-психологический тренинг»

3. Разработать программу тренинга и комплекс упражнений по профилактике межличностных и внутригрупповых конфликтов в организации на 18 часов (6 занятий по 3 часа). Каждое занятие должно состоять из 5-7 упражнений.

Примечания: Учебная группа делится на шесть команд. Каждая команда разрабатывает полностью одно занятие. Предварительно команды вместе обсуждают основные модули (блоки или занятия) составляющие тренинг. Далее руководители творческих микрогрупп договариваются о том, какая команда, какое тематическое занятие разрабатывает. После выполнения задания представители команд соединяют разработанные занятия в единый тренинг, осуществляют их «стыковку».

Задание выполняется письменно (или на магнитных носителях).

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.:ЭКСМО, 2011.

2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. СПб.: Речь, 2001.

3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2008.

4. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

5. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг. СПб. Питер, 2006.

6. Сорокина Е.Г., Вдовина М.В. Конфликтология в социальной работе. М.: Дашков и К., 2013.

Наши рекомендации