Предмет и задачи специальной психологии
Выделение и развитие специальной психологии как науки связано с накоплением знаний в физиологии, психиатрии, философии, позволившим обнаружить и понять различные формы и стороны развития психики при недостатках психического или физического здоровья.
Определением причин слабоумия и путей его профилактики занимались еще Платон и Гиппократ. Аристотель обнаружил патологические явления, связанные с нарушениями зрения, слуха и речи. Физиологическое объяснение глухоты и немоты и обоснование необходимости дифференцированного подхода к глухим, доказательства возможности их умственного развития на основе использования сохранных органов чувств были предложены врачом и философом Джероламо Кардано уже в XVI веке. Первые попытки дать материалистическое толкование психической деятельности слепых осуществил французский энциклопедист Дени Дидро в XVIII веке.
Как самостоятельная отрасль специальная психология выделилась в начале XX века. До этого времени она как бы включалась в коррекционно-педагогический процесс — полученные практическим путем знания использовались в педагогической деятельности. Затем в специальной психологии начинает преобладать клини-
ческии аспект, появился термин «патологическая психология». Интенсивное развитие системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии обусловило повышенное внимание к проблеме аномального детства. Заслуга окончательного оформления специальной психологии в самостоятельную научную область с собственным предметом, методами, задачами и системой объяснительных принципов принадлежит Л.С. Выготскому.
Предметом специальной психологии являются закономерности развития и функционирования психики детей и взрослых с психическими и физическими недостатками, или дефектами.
Выделяют два основных вида дефектов: органические — повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей; и функциональные — нарушение функций органа или всего организма без какого-либо нарушения их материального субстрата (самого органа).
Ребенок, имеющий дефект(ы) психофизического здоровья, не приводящий к отклонениям, к группе аномального развития не относится, и особенности его онтогенеза предметом специальной психологии не являются.
Разделыспециальной психологии: тифлопсихология (от rp.tiphlos — слепой), сурдопсихология (от лат. surdus — глухой), олигофренопсихология (от гр. oligos — малый, незначительный + phren — ум), логопсихология (от гр. logos — слово), психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы, психология лиц со сложными дефектами.
Изучение психики людей с отклонениями в развитии условно подразделяется на решение исследовательских задач.
1. Раскрытие основных закономерностей развития и
функционирования психики как при нормативном, так
и отклоняющемся развитии.
2. Определение модально-неспецифических закономерно
стей психических явлений, свойственных всем лицам с
отклоняющимся развитием.
3. Установление модально-специфических закономерно
стей развития и проявлений психики, свойственных ка
кой-то одной категории отклонений.
4. Выявление индивидуально-типологических особенностей
психического развития внутри одного и того же вида откло
нения.
5. Выявление путей и механизмов компенсации и кор
рекции вторичных отклонений.
На этапе своего становления специальная психология акцентировала внимание на изучении модально-специфических закономерностей. Затем начали изучаться общие закономерности, и только в самую последнюю очередь — модально-неспецифические. Причиной этого стали распространенные недостатки в экспериментальной стратегии.
Модально-специфические закономерности развития при нарушениях слуха, зрения и умственной отсталости стали исследоваться первыми, поэтому возникло убеждение в том, что именно они изучены лучше. Однако В.И. Лубовский, изучив эмпирические материалы и способы их получения, пришел к выводу, что в действительности речь идет о модально-неспецифических закономерностях. Например, было установлено, что недостатки речевого развития или восприятия и переработки информации являются характерными для самых разных вариантов отклоняющегося развития. Почему же вначале эти недостатки воспринимались как специфические, относящиеся только к конкретному варианту отклонения?
Проводя эксперимент, исследователь сопоставлял, как правило, результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в развитии в аналогичной по возрасту группе нормально развивающихся детей. Выявленные отличия рассматривались как свойственные только данному типу отклонения. Последующие исследования показали, что в большинстве случаев они типичны одновременно для нескольких групп детей с отклонениями в развитии и в сущности являются модально-неспецифическими. И те и другие закономерности представляют собой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии.
Перечисленные задачи по своему существу являются исследовательскими, но не менее важно их прикладное значение: сведения о разных группах закономерностей развития позволяют дифференцировать процесс специального обучения, строить адекватные и эффективные кор-
рекционные программы работы с детьми, создавать условия, препятствующие появлению у них новых отклонений.
Непосредственная связь специальной психологии с педагогикой обнаружилась еще на заре ее становления. Разрабатывая схему исследования «дефективного» ребенка, Л.С. Выготский как особый этап выделял педагогическое или лечебно-педагогическое назначение, считая, что во имя него и строится само исследование. Такие стереотипные формулировки, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, Выготский определял как неэффективные, поскольку они не имеют конкретного содержания и не указывают на способ их осуществления. Педагог должен знать, с чем именно в развитии ребенка он должен бороться, какие для этого привлекаются средства, какой от них ожидается эффект.
В число прикладных задач Л.С. Выготский включал создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработку форм и средств коррекции недостатков; обоснование педагогических воздействий, методов и средств обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, проверку их эффективности; изучение результатов социальной адаптации и социализации лиц с недостатками в развитии; коррекцию де- и диза-даптации.
Появление новых направлений исследований в специальной психологии связано с осознанной необходимостью ранней психолого-педагогической коррекции детей с врожденными сенсорными нарушениями, а следовательно, и решением проблем семейного воспитания таких детей. Получили распространение разработки типов и форм взаимодействия семьи и системы коррек-ционной поддержки, в том числе психологического сопровождения такой семьи; схемы комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка; диагностики и психологического сопровождения социально-эмоционального развития людей с отклоняющимся развитием.
Важной особенностью исследований в специальной психологии является их комплексность, т.е. взаимодействие и взаимопроникновение результатов педагогических, психофизиологических и собственно психологических исследований.