Часть 3. Венец творческого преображения женщины... в жизни играет свою определенную роль — радостную или болезненную

в жизни играет свою определенную роль — радостную или болезненную. Ниже описаны наиболее часто встре­чающиеся архетипы (тайные личности) с указанием их функций [21].

Волшебный Ребенок(Дитя) — символизиру­ет чистоту, неиспорченность, способность удивляться, творить, радоваться, всегда находить что-то новое. По­дробно этот архетип раскрыт на примере друга Колду­ньи — творческого Волшебного Ребенка.

Алхимик(Колдун, Ученый, Изобретатель) — спо­собствует трансформации одной формы материи в дру­гую. Колдунья-ведунья выражает этот архетип.

Мудрая старуха(Ведущая, Учитель, Проповедни­ца) — принимает роль просветителя на духовном уровне, открывает иное видение окружающего мира. Этими чер­тами обладают Индейский Вождь и Колдунья-ведунья.

Жертва(Трусиха) — оказывает помощь в развитии самооценки, самоуважения посредством актов честно­сти, смелости, целостности, способности оценить ду­ховные ценности и качества. Имеет в своем основании гнев из-за невозможности иметь то, что имеет другой, и из-за незаслуженных, но неозвученных обид (Прин­цесса Трусиха).

Дева(Монахиня, Соблазнительница) — сексуаль­ный и финансовый архетип, порождаемый деньгами и властью, манипуляциями мужчинами. В случае, когда мужчина отвергает женщину, ее положительные черты проявляются через открывшееся сердце. В мифологии это царица Клеопатра, в литературе — Скарлетт О'Хара

Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 277

из книги М. Митчелл «Унесенные ветром», а в нашей истории это Молодая Фурия.

Одухотворяющий Архитектор(Строитель, Про­ектировщик) — связан с реальной жизнью, практичный, создает работающие вещи. Он проявляет свой талант в обычной жизни, подыскивая творческое решение про­блем, и помогает преобразовывать творческую энергию в практический результат. Теневой аспект — манипу­лирование окружающими для собственного блага, без учета их потребностей. В мифологии это Дедал — ар­хитектор, построивший лабиринт и крылья сыну Икару. В нашей истории — коллега Колдуньи.

Искатель(Странник, Бродяга) — постоянно нахо­дится в поисках пути, просвещения, им движет любо­пытство, которое приведет к просвещению или к Богу. (Например, герой Брэда Питта в фильме «Семь лет в Тибете».) Теневой аспект — бесцельное путешествие, лишенное цели и смысла, потерянная душа. Наша Пу­тешествующая Писательница представляет собой кри­сталл, имея в своем характере энергию Искателя и Рас­сказчика.

Сказитель(Рассказчик) — архетип, всегда связан­ный с человеческой душой. Слушая истории, человек вхо­дит в контакт со своей внутренней сущностью. С помо­щью метафор и гипербол Сказитель доносит до слушате­лей заключенную в рассказе мудрость. Все мы являемся по натуре Рассказчиками. Не все рассказчики являются учителями, не все писатели владеют даром рассказчика, но рассказчики встречаются в любой профессиональной

278 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

деятельности, и не только среди писателей. Большое влияние на мастерство рассказчика оказывают голос и манера доносить информацию до слушателя. Архетип Рассказчика отражает главное человеческое чувство — что каждая жизнь достойна того, чтобы быть расска­занной, и главное человеческое желание — упорядочить события, которые кажутся порой хаотичными.

Целитель— испытывает потребность служить другим в восстановлении тела, разума, духа, использует нетрадиционные методы излечения. Способен подвиг­нуть на переосмысление своего прошлого и осущест­вление изменений в жизни, оказывающих влияние на будущее. Это скорее процесс преобразования, чем по­пытка исцелить, который возникает в психике в связи с требованием перехода на иной уровень восприятия жизни. В нашей истории это Арабский Музыкант-цели­тель и все персонажи мастерских.

Дурак— архетип, выполняющий три задачи, — за­ставить людей плакать, смеяться и носить маску, скры­вающую собственные чувства и эмоции. При этом важно доносить глубину мыслей, которые воспитывают чело­века и делают его мудрее. В нашей истории этот архетип представлен Киноманкой, «романтической дурочкой».

Художник— выражает те грани жизни, которые находятся за пределами восприятия пяти человеческих чувств, в физической форме. Создает эмоциональное поле, вдохновляющее других. Имеет высокую психо­логическую и эмоциональную потребность в самовы­ражении. В мифологии это теневая фигура Пигмалиона

Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 279

(скульптор) и ее полная противоположность — Гефест (греческий бог-кузнец, покровитель ремесел и мастер­ства). В нашей истории это Интуитивная Художница.

Мать— является источником вскармливания и вос­питания, родником любви, терпения, преданности, за­боты. Это женщина, выбравшая природную роль мате­ри, хранительницы домашнего очага вместо карьерного роста (Южная Женщина). Теневой аспект проявляется в задержке отделения от детей, болезненной привязан­ности к ним или слиянии.

Лучшему пониманию себя способствует также вы­деление архетипических фемининности и маскулинно­сти. Черты фемининности и маскулинности можно уви­деть в друзьях Колдуньи, в сюжетах сказок, в реальном поведении людей.

Архетипическая маскулинность в женщинах харак­теризуется склонностью разрывать связи, стремлением к агрессивному выживанию по отношению к природе и к людям, стремлением к обособленности, размежева­нию, разделению, ведению войны, а также стремлением к анализу людей, событий, идей. В отличие от маску­линности, архетипической фемининности свойственно присоединение, привязанность, сопричастность к лю­дям, идеям, событиям, сохранение естественной для человека жизни, органичной и поддерживающей среды, проявление заботы, стремление к продолжению жизни.

Главная задача личностного развития человека в сред­нем возрасте — уравновешивание, поскольку развитие зача­стую оказывается однобоким и бывает более интенсивным

280 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

в первой половине жизни. В связи с этим личностное раз­витие мужчин требует отказа от позиции одинокого ге­роя, признания важности межличностных отношений, своей зависимости от других людей. Личностное развитие женщин требует перехода от пассивной, зависимой, при­способленческой позиции к активной, независимой, влия­тельной и самостоятельной. Задачи личностного развития встают перед каждым человеком на том этапе своего раз­вития, когда он впервые сталкивается с неожиданными расставаниями (взросление и уход детей), потерями (раз­вод, смерть), старением и болезнью родителей, необходи­мостью профессионального самовыражения [21].

Наши рекомендации