Нормативные правовые акты. Какую роль в жизни общества играет познание?

ВАРИАНТ 1

  1. Какую роль в жизни общества играет познание? Что изменилось бы в жизни людей, если бы познание исчезло?
  2. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
1. Психология а) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни
2. Социология б) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений
3. Экономика в) происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, вариации физического строения человека
4. Демография г) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
5. Этнография д) поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания.
6.Антропология е) отношения господства и подчинения, государственное устрой- ство институты власти, режимы правления
7. История ж) взаимодействие социальных групп, функционирование соци- альных институтов, социальную структуру общества
8. Политология з) производство, обмен, распределение товаров и услуг, систему рыночных отношений

3. Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?

Почему они могут вступать в конфликт? Какое начало – чувственное или рациональное

4. Какие ученые занимались развитием социальных наук?

ВАРИАНТ 2

  1. Назовите основные этапы развития наук об обществе.
  2. Дайте определения понятий:

общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная сфера.

  1. Составьте краткое описание (на выбор) одного из социальных институтов. Используя общедоступную литературу, охарактеризуйте его историческую эволюцию, функции, социальные организации, в него входящие, а также традиции, обычаи.
  2. Какие основные теории развития цивилизации существуют в науке?


ВАРИАНТ 3

  1. Перечислите основные классификации цивилизаций. Найдите критерии каждой из классификаций.
  2. Чаще всего слово «менталитет» употребляют в связи с русским национальным характером. Как вы думаете, существует ли разница между национальным менталитетом и национальным характером?
  3. Дайте определения понятий:

традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, урбанизация, индустриализация.

4. Как проявляется закон ускорения истории?

ВАРИАНТ 4

  1. Какие черты постиндустриального общества можно выделить?
  2. Дайте определения понятий:

органическая модернизация, неорганическая модернизация, технический прогресс.

  1. В чем конкретно заключаются плюсы и минусы ускоренной модернизации? Что такое западный вариант модернизации? Насколько он применим к нашей стране?
  2. Что характерно для глобализации общества?

ВАРИАНТ 5

1. Опишите функции телевидения как глобального фактора развития человеческого общества.

2. Дайте определения понятий: мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия мировой системы, периферия мировой системы, третий мир.

3. В какой степени, на ваш взгляд, в мировую систему включена Россия?

4. Какие характерные черты постиндустриального общества можно выделить.

ВАРИАНТ 6

  1. Дайте определение понятий: рыночная экономика, конкуренция, рыночное производство

2. В чем состоит закон убывающей доходности?

3. Что такое первоначальное накопление капитала? Как вы понимаете это выражение?

4. Кратко охарактеризуйте осн. черты эволюции европейского капитализма с XVII по XX век.

ВАРИАНТ 7

  1. Когда и из чего зародилось рыночное общество?
  2. От каких факторов зависит продолжительность фазы торгового капитализма?
  3. Перечислите современные формы проявления капитализма.
  4. Дайте определение понятий:

обмен, торговый капитализм, смешанная экономика

ВАРИАНТ 8

  1. Чем отличается ремесленное производство от фабричного?
  2. Какие показатели определяют качество работы?
  3. Чем различаются формальная квалификация и реальная квалификация?
  4. Дайте определение понятий: капитализм, специализация, квалификация

ВАРИАНТ 9

  1. Какое понятие – предприятие или фирма – шире и почему?
  2. Дайте определение понятий: валовой национальный продукт, отрасль, закон спроса и предложения, маркетинг
  3. Назовите причины процветания малых предприятий.
  4. Кого называют предпринимателем, капиталистом и менеджером? В чем различие между ними?

ВАРИАНТ 10

1. Сформулируйте основные достоинства и недостатки различных форм малого бизнеса.

2. Что такое предпринимательский риск?

3. Дайте определение понятий:

предпринимательство, бизнес, малый бизнес, товарищество, корпорация, акционеры

4. Составьте список черт личности, необходимых для занятия предпри-

нимательством. Объясните свой выбор.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 20歅4.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.

Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.

Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.

Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.

Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.

Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

Наши рекомендации