Некоторые общие замечания о языковедении и языке»
Язык есть слышимый результат правильных действий мускулов и нервов.
Язык – комплекс членораздельных и знаменательных звуков и созвучий, соединённых в одно целое чутьём, известным народу.
3 вида языкознания, направления в исследовании языка:
- описательное (собирает факты только внешним образом) – не отрицает, но нельзя этим ограничиваться;
- априористическое, резонирующее (выдвигает принципы, идеи, под которые подгоняют факты), «лингвистические алхимики» - резко соуждает;
- истинно научный – исторический, генетический.
Языковедение – это индуктивная наука, она обощает явления ызка и отыскивает силы, действующие в языке, и законы, которые совершают его развитие.
Причина развития – силы (привычка (бессознательная память) + стремление к удобству)
На язык влияет человеческое сознание и подсознание.
Чистое и прикладное языковедение.
Предмет и задачи языковедения. связь с другими науками. Настоящее языкознание – историческое – методика. Результаты фонологии и акустики. Теория предложения. Фонема и морфема. Крушевский, Богородицкий.
Фонологическая теория Н. С. Трубецкого.
Создание фонологии как научной дисциплины.
На фонологическом уровне соссюровское разделение языка и речи весьма подробно
разработал Н.С. Трубецкой в книге «Основы фонологии» (1939 г., перевод 1960).
Взамен декларативных утверждений о ситемности языка (Соссюр) Н.С. Трубецкой
наглядно это продемонстрировал на примере изучения одного из языковых
уровней. Трубецкой отталкивался от тезиса Соссюра о двухстороннем характере
знака (знак – двухсторонняя сущность, единств оозначаемого и означающего).
Взяв этот тезис за основу, Трубецкой показывает, что изменение одной стороны
приводит к изменению другой. Трубецкой исходит из положения о различии звуков
речи и звуков языка.
Учение озвуках речи, имеющее дело с конкретными физическими явлениями, должнопользоваться методами естественных наук, а учение о звуках языка впротивоположность этому — чисто лингвистическими методами. Мы будемназывать учение о звуках речи фонетикой, а учение о звуках языка —фонологией». «Никогда не следует забывать,— подчеркивает Трубецкой,— что вфонологии основная роль принадлежит не фонемам, а смыслоразличительным,оппозициям. Любая фонема обладает определенным фонологическим содержаниемлишь постольку, поскольку система фонологических оппозиций обнаруживаетопределенный порядок или структуру»Фонема как член оппозиции не совпадает сконкретным звуком, под которым Трубецкой понимает «совокупность всех, какфонологически существенных, так и несущественных, признаков, которыеобнаруживаются, в той точке звукового потока, где реализуется фонема».Конкретные звуки являются лишь материальными символами фонем, фонема можетреализоваться в ряде различных звуков. Такие физически различные звуки, вкоторых реализуется одна и та же фонема, Трубецкой называет вариантамифонемы.Различие между звуками речи и звуками языка заключается в том, что означающеев речи – это конкретный звуковой поток, физическое явление, а означающее вязыке – это правила, согласно которым упорядочивается звуковая сторонаречевого потока. Отсюда следует необходимость найти эти правила, описатьсистему.Трубецкой в качестве центрального понятия берет понятие функции, и функциисмыслоразличения.Выводится понятие «противоположение» («оппозиция»).Фонема – минимальнаязначащая единица языка, которая служит различению смысла слов в данном языке.Если 2 звука языка встречаются в одной и той же позиции и могут замещать другдруга, не меняя при этом смысла слова, то такие звуки являютсяфакультативными вариантами одной и той же фонемы:конечно[ч] – [ш]Если два звука встречаются в одной и той же позиции и изменяют значение словаили изменяют его до неузнаваемости, то эти звуки являются реализацией разныхфонем:тот – котЕсли два акустически или артикукуляторно родственных звука никогда невстречаются в одной и той же позиции, то они являются комбинаторнымивариантами одной и той же фонемы:год [о]года [L]годовой [ъ]Оппозиции