Обработка, нормы и интерпретация результатов.
Задание 1.
- Разобрать по одному вопросу на всех студентов (темы не повторяются)
- Найти информацию по вопросу и написать ответ-рассуждение (3-5 стр), подкрепить информацию авторами (список лит-ры) и завершить выводом (зачем эта информация человеку).
1. Карьера как социальный процесс (определение и структура).
2. Характеристика основных этапов карьерного процесса.
3. Карьера как процесс личностного и профессионального развития человека.
4. Типы карьеры и их характеристики.
5. Критерии процессуального анализа карьеры.
6. Выбор карьеры: сущность и характеристики.
7. Планирование карьеры: сущность, характеристики.
8. Реализация карьеры: сущность, характеристики.
9. Анализ и коррекция карьеры: сущность, характеристики.
10. Профессионализм: психологическое, управленческое и операциональное содержание.
11. Профессионализм и карьера.
12. Взаимодействие между личными качествами человека и требованиями трудового поста.
13. Понятие профессиональной пригодности, ее основные структурные компоненты.
14. Карьерный потенциал личности.
15. Профессиональные склонности и способности.
16. Жизненный смысл карьеры.
17. Карьерное пространство человека.
18. Сущность, функции и содержание самомаркетинга.
19. Технология самомаркетинга.
20. Самомаркетинг и карьера.
21. Персональное резюме как средство самомаркетинга, техника его составления.
22. Собеседования при приеме на работу.
23. Повороты и кризисы карьеры: сущность и причины.
24. Стратегии поведения работника в ситуациях поворота и кризиса карьеры.
25. Потеря работы и карьера.
26. Адаптация к новому месту работы.
27. Технология индивидуального консультирования по карьере.
28. Технология группового консультирования по карьере.
29. Карьерный потенциал.
30.Карьера и ее виды.
31.Назовите этапы жизненного пути и карьеры работника.
32.Основные модели карьеры и их специфика.
33.Субъекты управления карьерой и их функции.
34.Карьера как объект управления.
35.В чем суть понятия «управление карьерой»?
36.Организация работы по управлению карьерными процессами в организации.
37.Самомотивация носителя карьеры.
38.Факторы принятия карьерных решений.
39.Деятельность по управлению карьерными процессами в организации.
40.Основные условия эффективности деятельности по управлению карьерными процессами.
41.Планирование карьерных процессов в организации.
42.Чем системы планирования карьеры отличаются друг от друга?
43.Отбор и найм персонала и управление карьерой.
44.Деятельность менеджера по управлению деловой карьерой персонала.
45.Деловая оценка и управление карьерой.
46.Обучение персонала и управление карьерой.
47.Виды должностного перемещения работников.
48.Перемещения работников и управление карьерой.
49.Индивидуальное планирование карьеры.
50.Карьерные цели и их постановка.
51.В чем плюсы и минусы индивидуального управления карьерой?
52.Критерии успешности и неуспешности индивидуальной карьеры.
53.Работа с кадровым резервом и управление карьерой.
54.Специфика управления карьерой менеджеров.
55.Специфика управления карьерой молодых специалистов.
56.Гендерные аспекты развития карьеры.
Задание 2.
- Провести на себе методику (самодиагностика)
- Сделать выводы по результатам методики (количественный и качественный анализ)
- Представить результаты (соотнести результаты с возрастом и профессией).
Опросник « Мотивация к карьере» (методика А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер; Адаптация Е.А. Могилевкина)
Инструкция: Оцените в какой степени Вы согласны с приведенными высказываниями, используя шкалу от 1 до 5, где 1 означает «в очень малой степени» или «очень редко», а «5» - в «большей степени» или «очень часто».
У вас есть конкретная цель карьеры | ||
Вы планируете свою карьеру | ||
Вы осознаете свои сильные ми слабые профессиональные качества | ||
Вы меняете или пересматриваете цели своей карьеры на основании новой информации относительно Вас и Вашей ситуации | ||
Вас интересует мнение значимых для вас коллег | ||
Вы стремитесь к выполнению такой работы, которая направлена на достижение целей Вашей карьеры | ||
Вы часто работаете сверхурочно | ||
Вы часто думаете о своей работе в свободное время | ||
Для Вас важны Ваше должностное положение, статус | ||
Вы повышаете свою профессиональную квалификацию на специализированных курсах | ||
Вы в курсе состояния дел Вашей организации в целом | ||
Вы непосредственно участвуете в определении основных направлений вашей работы | ||
Вы посвящены в стратегические планы руководства вашей организации | ||
Вы поощряете сами себя по окончании конкретного рабочего задания | ||
Вы ставите перед собой сложные, но достижимые цели в своей работе | ||
Вы беретесь за выполнение заданий, по которым у вас отсутствует или на хватает информации | ||
Вы ищите возможности к взаимодействию с влиятельными лицами вашей организации | ||
Вы помогаете вашим коллегам по работе | ||
Вы устанавливаете дружеские взаимоотношения с коллегами из других подразделений вашей организации | ||
Вы можете выполнить свою работу в отсутствии вашего непосредственного руководителя |
Обработка, нормы и интерпретация результатов.
1. Алгебраическая сумма баллов по высказываниям с 1 по 6 определяет уровень развития такого аспекта мотивации к карьере, как карьерная интуиция. Значения показателей по данному аспекту приведены в таблице: (в баллах)
25
Степень развития карьерной интуиции | |||
низкая | средняя | высокая | |
Руководитель высшего управленческого уровня | До 24 | 24-27 | 28-30 |
Руководитель среднего управленческого уровня | До 20 | 20-26 | 27-30 |
Специалист | До 17 | 17-24 | 25-30 |
Высокая степень развития карьерной интуиции характерна для работников, реально оценивающих свои карьерные перспективы, опирающиеся если не на осознанное, то на интуитивное понимание своих сильных и слабых сторон в отношении профессионального и должностного продвижения.
Низкий уровень – характерен для работников, недостаточно использующих свои личностные ресурсы для продвижения по службе. Они не очень охотно схватывают и усваивают новые методы работы.
2. Алгебраическая сумма баллов по высказываниям с 7 по 13 определяет уровень развития такого аспекта мотивации к карьере, как карьерная причастность. Значения показателей по данному аспекту для специалистов и руководителей различных уровней управления приведены в таблице: (в баллах)
24
Степень развития карьерной причастности | |||
низкая | средняя | высокая | |
Руководитель высшего управленческого уровня | До 29 | 29-32 | 33-35 |
Руководитель среднего управленческого уровня | До 23 | 23-30 | 31-35 |
Специалист | До 21 | 21-29 | 30-35 |
Высокий уровень свойственен для сотрудников, готовых работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего, целей организации и способных достаточно длительный период времени работать сверхурочно и безвозмездно.
Низкий уровень – для работников, реализующих в карьере прежде всего личные цели, недостаточно учитывающих цели организации.
3. Алгебраическая сумма баллов по высказываниям с 14 по 20 определяет уровень развития такого аспекта мотивации к карьере, как карьерная устойчивость. Значения показателей по данному аспекту для специалистов и руководителей различных уровней управления приведены в таблице: (в баллах)
32
Степень развития карьерной устойчивости | |||
низкая | средняя | высокая | |
Руководитель высшего управленческого уровня | До 25 | 25-30 | 31-35 |
Руководитель среднего управленческого уровня | До 23 | 23-30 | 31-35 |
Специалист | До 22 | 22-29 | 30-35 |
Работники с высокой карьерной устойчивостью легко адаптируются к меняющимся обстоятельствам и способны эффективно справляться с трудностями и проблемами, возникающими в ходе осуществления их профессиональной деятельности.
Для работников с низкой - представляет определенную сложность сохранения высокого качества исполнения работы в ситуациях давления фактора времени, нехватки материально-технических ресурсов, отсутствия информации от коллег и вышестоящего руководства.
Вывод: По анализу данного теста, стремление к работе направленно на достижение целей в карьере по средним показателям, т.е. отдача работе только в рабочее время. Карьерная интуиция опирается на интуитивное понимание своих сильных и слабых сторон в отношении профессионального и должностного продвижения. Готовность работать для достижения целей в карьере без сверхурочных часов. Высокая карьерная устойчивость, легко адаптируюсь к меняющимся обстоятельствам и способны эффективно справляться с трудностями и проблемами, возникающими в ходе осуществления их профессиональной деятельности
Профессиональная карьера
Методика.Опросник «Якоря карьеры» (источник: Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г.С.Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М.Снеткова. — СПб., 2001).
Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентации, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. В американской социальной психологии этому понятию соответствуют такие понятия, как «карьерные ориентации» или «якоря карьеры». Карьерные ориентации возникают в процессе социализации, на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры. Они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время.
Инструкция.Опросник выявляет ваши предпочтения в выборе профессионального пути и построении карьеры. Необходимо ответить на 41 вопрос по 10-балльной шкале (1 балл — совершенно неважно или совершенно не согласен, 10 баллов — исключительно важно или полностью согласен). Ответ внесите в бланк ответов в клеточку с соответствующим номером.
Отметьте в бланке ответов, насколько важным для вас является каждое из предлагаемых утверждений по 10-балльной шкале.
Бланк ответов
Текст опросника
1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
2. Осуществлять наблюдение, влияние и контроль над людьми на всех уровнях.
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были взаимно уравновешены.
8. Создавать и строить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
10. Быть первым руководителем в организации.
11.Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
12.Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
13.Употреблять свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
14.Соревноваться и побеждать других.
15.Строить карьеру, которая позволит мне продолжать следовать моему образу жизни.
16.Создать новое коммерческое предприятие.
17.Посвятить всю жизнь избранной профессии.
18.Занять высокую руководящую должность.
19.Иметь работу, которая предоставляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
20.Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
21.Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.
22.Единственная действительная цель моей карьеры — находить и решать трудные проблемы независимо от того, в какой области они возникли.
23.Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
24.Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дают мне возможность начать и построить собственное дело.
25.Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.
26.Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.
27.В моей профессиональной деятельности я более всего забочусь о своей свободе и автономии.
28.Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности.
29.Я всегда ищу работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
30.Соревнование и выигрыш — это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.
31.Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет мне вести жизнь, которая нравится.
32.Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.
33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься
работой, не связанной с моей профессией.
34.Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.
35.Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.
36.Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.
37.Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.
38.Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.
39.Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.
40.Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
41.Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.
Обработка результатов.Опросник содержит восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентации («якорей карьеры»).
Бланк ответов
Бланк ответов одновременно служит ключом для обработки результатов:
столбец 1 — профессиональная компетентность; 5
столбец 2 — менеджмент; 8,8
столбец 3 — автономия (независимость); 9,6
столбец 4: вопросы 4, 12, 36 — стабильность работы; 10
вопросы 20, 28 и 41 столбца 8 — стабильность места жительства; 10
столбец 5 — служение; 8
столбец 6 — вызов; 5,8
столбец 7 — интеграция стилей жизни; 8,2
столбец 8 (кроме вопроса 41) — предпринимательство. 8,4
Подсчитывается количество баллов по каждой карьерной ориентации.
Для этого баллы суммируются и делятся на количество вопросов — 5 (для ориентации «стабильность» — 3 и 3).
Полученное значение свидетельствует о выраженности соответствующей карьерной ориентации.
Обобщенный результат — среднее значение суммы баллов, полученных испытуемым по всем карьерным ориентациям, — может свидетельствовать о выраженности фактора профессиональной мотивации, о «напряженности» направленности на деятельность. Следует принимать во внимание также «перекос» в сторону какой-либо одной ориентации или баланс всех карьерных ориентации.