Обработка и интерпретация результатов

Более детальную и наглядную картину отношений, сложив­шихся в группе (классе), можно получить, построив специаль­ные диаграммы, называемые социограммами. Это — выполнен­ные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи со­ответствующих условных обозначений отмечаются все выявлен­ные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени (рис. 65) и ин­дивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуе­мому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы (рис. 66).

Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному ко­личеству выборов, полученных в данной группе кем-либо из ее членов. На примере социограммы-мишени, представленной на рис. 65, мы можем убедиться в том, что в данной гипотетической группе максимальное число полученных выборов равняется одиннадцати. Это — то число выборов, которое получил лидер в группе. Он условно показан на социограмме в центре. Осталь­ные участники группы располагаются на социограмме-мишени на периферии в пределах тех окружностей, которые соответст­вуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. Наконец, за пределами всех окружнос­тей, имеющихся на социограмме-мишени, располагаются те чле­ны группы, которых не выбрал никто. Это — изолированные от

1 3 Немов Кн. 3



Часть I. Психологическая диагностика

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru

Рис. 65. Социограмма-мишень группы, состоящей из 20 человек;

А — мальчики; # — девочки;----- ► —выборы; — —►— отклонения.

остальных участники группы, не имеющие положительных взаимо­отношений с другими членами. Выборы и отклонения на социо-грамме-мишени (такие социограммы строятся отдельно для вы­боров и для отклонений или комбинированно) отмечаются со­ответственно'стрелками синего и красного цветов, направлен­ными от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал (или, соответ­ственно, отклонил).

В центре индивидуальной социограммы (рис. 66) располага­ется тот член группы, чьи отношения данная индивидуальная социограмма представляет, а вокруг него кружками обознача-




Обработка и интерпретация результатов - student2.ru

_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей_____

Рис. 66. Индивидуальные социограммы диагностируемого члена группы (Д), лидера группы (Л) и отвергаемого члена группы (О);

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru

ются остальные участники группы, с которыми у данного чело­века установились определенные отношении (те, кого он выбрал или отклонил, и те, кто его самого выбрал или отклонил). Те чле­ны группы, с которыми сложились более тесные положительные или отрицательные отношения, на индивидуальной социограм-ме располагаются ближе к центру, а те, с кем сложились менее тесные отношения, — дальше к периферии. Первые изображают­ся при помощи кружков большей, а вторые — меньшей величины. Представляемые на социограммах данные нередко для полу­чения более подробной информации о положении человека в си­стеме внутригрупповых отношений дополняются числовыми по­казателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, который характеризует систему груп-

13* 387

_______________ Часть I. Психологическая диагностика_____________

повых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru

где: Сп — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;

К — общее число взаимных выборов, сделанных членами дан­ной группы;

вв — максимально возможное число взаимных выборов в дан­ной группе.

Показатель К устанавливается по социометрической матри­це, а показатель Ъш определяется, в свою очередь, по формуле:

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru

где п — число членов в изученной группе.

Достаточно представительную и разностороннюю информа­цию о положении человека в системе групповых взаимоотноше­ний можно получить, например, при помощи следующих допол­нительных социометрических индексов:

1. Разницы между числом выборов, сделанных данным чле­ном группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к груп­пе в целом.

2. Разницы между числом полученных выборов и количест­вом полученных отклонений. Это — оценка отношения группы к данному человеку.

3. Количество взаимных выборов, имеющихся у данного че­ловека с остальными членами группы. Это — индекс положитель­ных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.

4. Количество полученных взаимных отклонений. Это — ин­декс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы.

Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Третий и четвертый индексы так­же можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы:

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

если соответствующие индексы окажутся выше среднего их зна­чения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «—» (если дело касает­ся взаимных отклонений).

Совокупность плюсов и минусов, полученных данным челове­ком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что по­ложение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида - - - -о полном неблагопо­лучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содер­жащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную ха­рактеристику положения человека в различных подсистемах сис­темы групповых отношений.

Наши рекомендации