Разложить матрицу на группыс тесной внутренней взаимосвязью ислабой связью между группами. Это ибудут правильные" компоненты
Имеется несколько вариантов первоначальной машинной программы, использс ванной Александером и Мангеймом [114] для декомпозиции матрицы- t
Определение компонентов по Александеру
Рис. 11.10
каждом случае основной принцип — сокращение до минимума некой математической меры, характеризующей зависимость между группами.
Одна из таких мер основана на предположении, что информация передается от группы к группе, другая позволяет вычислить вероятность взаимодействия новых подсистем с одной или несколькими группами. Третья касается степени взаимосвязи между группами. Декомпозиция матрицы для данного примера приведена на рис. 11.10.
4 Разработать конкретные компонентыДля каждого набора требований.
Подробное описание каждого набора требований дается Чермаевым и Алек-Одером [113] .
Конкретные компоненты, разработан-Ные для каждого набора требований, Довольно нечетко определяются графическими схемами типа показанной на рис- 11.11. Такая нечеткость представится преднамеренной и довольно ра
зумной попыткой предусмотреть возможность внесения изменений на следующем этапе при объединении этих компонентов. Примером типичного компонента является компонент В, предназначенный для удовлетворения перечисленных ниже требований.
Компонент В
1. Эффективные стоянки для личных ав
томобилей жителей и их гостей, наличие
достаточного места для маневрирова
ния автомобилей.
2. Места для временной стоянки автомо
билей служб быта и доставки грузов.
3. Места для групп обслуживания. Наве
сы в местах доставки грузов и в местах
ожидания. Средства информации; ящики
для корреспонденции, бандеролей и гру
зов; места для хранения тележек.
14. Защита водителей при переходе от зоны быстро движущегося транспорта к пешеходным зонам.
Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация)
Рис. 11.11
26. Возможность беспрепятственного
подъезда автомобилей в часы "пик".
27. Возможность въезда и выезда автомо
билей в экстренных случаях: пожар,
скорая помощь, реконструкция и ре
монт.
Схема этого компонента и обоснование его формы даны на рис. 11.11 ив "анализе В". Анализ В
Требования в пп. 26 и 14 предусматривают наличие беспрепятственного одностороннего потока движения транспорта вдоль и параллельно основной транспортной артерии, которая также должна быть односторонней. Подъезд под углом справа был бы опасен. Въезд и выезд разделены, чтобы не создавать заторов.
Требование п. 14 не допускает отсечения въезжающим транспортом стоянок от пешеходных зон, так что к каждому автомобилю должна вести защищенная пешеходная дорожка; зоны для посадки-высадки и стоянки не могут просто примыкать друг к другу, а должны сливаться, входя одна в другую.
Пункты 1 и 2 требуют разделения зон для индивидуального и общественного транспорта. Это облегчает удовлетворение требований п. 3, поскольку жители должны подходить к приемным пунктам с одной стороны, а работники служб быта - с другой.
Запасные подъездные пути, оговоренные в п. 27, должны быть всегда свободны и никогда не использоваться в обычных ситуациях. Чтобы избежать чрезмерного завышения необходимого пространства, используется единственное свободное место — зона разгрузки, оговоренная в пп. 2 и 3 (водители автомашин. доставляющих грузы, всегда находятся при них и могут сразу же в случае необходимости отогнать свои машины).
Здесь снова трудно в точности понять, что именно авторы имеют в виду; опять создается впечатление, что классифицируются субъективные мысли человека вплоть до точки, когда он в состоянии принять решение, но не . точки, когда результаты могут проверены и поняты другими ci листами.
Замечания
Этот метод предназначен для преодоления фундаментальных трудностей проектирования: трудностей, связанных с прогнозированием и осознанием модели взаимосвязей, которые возникнут в процессе эксплуатации нового объекта Александер пытается "объективировать", т.е. вывести из мозга человека наружу весь этот сложный процесс, с помощью которого такие модели интуитивно предугадываются и распознаются.
Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация)
достаточно абстрактном языке. Последнее необходимо, чтобы можно было сформулировать большое число требований того же иерархического уровня. Эти навыки имеют важное значение для успешного использования многих проектных методов, в особенности методов гл. 11.
Стоимость и время
Александер указывает, что ему потребовалось несколько месяцев, чтобы сформулировать 140 требований, относящихся к проектированию индейского поселка, и выявить их взаимодействия. Легко недооценить количество времени, необходимого для составления матрицы, особенно в тех случаях, когда для проверки каждой единицы информации в матрице требуется выполнение ряда действий, каждое из которых отнимает более нескольких секунд на пару символов.
Библиография
Александер [4, 105, 115], Александер и Мангейм [114], Чермаев и Александер [113].
11.8. Классификация проектной информации
Цель
Разделить проектную проблему на поддающиеся решению части.
План действий
1. Записать на отдельной карточке каж
дую единицу информации, собранной в
результате исследования проектной си
туации.
2. Классифицировать карточки по альтер
нативным наборам категорий до тех пор,
пока не будет найден набор, соответст
вующий как зафиксированным данным,
так и субъективной точке зрения проек
тировщика на проблему.
3. Использовать отобранные наборы ка
тегорий как основу для индексации ин
формации, собранной на более позднем
этапе, для разбивки проблемы на части
с целью последовательной или параллель
ной работы над ними, а также для проб-
ной идентификации переменных величин и взаимосвязей между ними.
4. Пересмотреть классификацию на более позднем этапе, если появятся противоречивые доказательства, изменятся задачи I или точка зрения проектировщика на I проблему.
Пример
"Описать и проанализировать проблему автомобильного сиденья" в качестве ос-новы для исследований и разработок, финансируемых фирмой - изготовителем автомобильных сидений. Эта работа была начата в 1962 г. для фирмы "Кокс оф Уотфорд, Лтд" (ныне "Кокс оф Ноттингем", Англия) и выполнена автором и его коллегами (Джонс, Грей и Уорд [116]) совместно с сотрудниками отдела дизайна фирмы-изготовителя.
1. Записать на отдельной карточке каждую единицу информации, собранной в результате исследования проектной ситуации.
Задача, поставленная изготовителем так, как она сформулирована выше, была понята как поиск переменных, которые:
а) в значительной степени влияют на
комфортность автомобильного сиденья;
б) могут контролироваться изготовите
лями автомобильных сидений.
Было решено составить максимальную по объему и по разнообразию выборку информации по автомобильным сиденьям, какая только могла быть быстро собрана группой из трех человек, работающих неполный рабочий день в течение 2-3 месяцев. В качестве источников информации использовались:
Публикации: научные доклады по антропометрии, о реакциях человека на вибрации, о положении "сидя" и т.д.; технические доклады инженеров и других специалистов, отвечающих за проектирование сидений; автомобильные журналы (в особенности объявления о новых изобретениях, улучшающих комфортность сиденья) .
Интервью: со специалистами, занимающимися исследованиями комфортности сидений; с людьми, которым приходится
11.8 Классификация проектной информации
много ездить, например коммивояжерами, шоферами грузовых машин и такси.
Наблюдения: запись на ленте объективных показателей, проведенная исследовательской группой во время специально предпринятых поездок на большие расстояния, по хорошим и плохим дорогам, в автомобилях разного типа.
Оценка конструкций: критические замечания и суждения о конкретных конструкциях сидений, в особенности тех, что создаются для американских автомобилей будущего, и специальных сидений для гоночных автомобилей.
Мозговая атака: длительная свободная дискуссия при одновременном прослушивании записей и ознакомлении с данными, полученными из перечисленных выше источников.
Каждая мысль и каждый факт, представляющие интерес, записываются на отдельную карточку. Вот примеры типовых записей:
"При повороте возникают боковые усилия".
"Слегка поворачивать сиденья при повороте автомобиля, чтобы пассажиры частично были обращены лицом в сторону поворота?"
"Неприятные ощущения от неудобства сидения проходят медленно". "Некоторые предпочитают водить машину, вытянув руки вперед, другие - нет". "Мягкое сиденье, создающее приятное ощущение комфорта в демонстрационных залах, может при длительных поездках оказаться очень неудобным". "Предусмотреть для инвалидов специальное сиденье, выносимое в случае аварии вместе с человеком". "Есть ли действительно основания не устанавливать сиденье над задней осью?" "Централизованное управление для двух лиц, сидящих впереди, — пассажира и водителя (как в автомобилях будущего)".
"По-видимому, водители не могут хорошо отрегулировать более двух независимых положений сиденья". "Себестоимость изготовления автомобильных сидений должна быть невысокой". "Во время тестов с сиденьями, допускающими различные положения тела, люди меняют его каждые пять минут".
"Плохо обеспечена деятельность пассажиров во время длительных поездок — нет приспособлений для приема пищи, чтения, письма и т.д.".
"Подголовник может предотвратить травму шейных позвонков". "Неудобство сидения из-за отсутствия движений и плохой циркуляции крови". "Аккерблом не рекомендует опоры в области бедер — автомобильная промышленность считает это необходимым". "Джэклин предлагает следующую шкалу чувствительности к вибрациям: по вертикали 1, в продольном направлении 8, в поперечном направлении 16". "Во время дорожных испытаний верхняя часть тела и голова пассажира подвергались в два раза большей вертикальной вибрации, чем у водителя". "Во время езды по неровным дорогам удобнее сидеть, не откидываясь на спинку сиденья".
"Замечено, что во время езды водители автобусов делают больше ненужных движений".
"Противоречие между наилучшими позами в состоянии настороженного внимания и в состоянии отдыха".
Сбор информации продолжался до тех пор, пока в разных источниках реже стали появляться новые данные и чаще повторяться старые. Это было принято за доказательство того, что ни одна важная часть проблемы не упущена.
Всего было составлено 350 карточек.
2. Классифицировать карточки по альтернативным наборам категорий до тех пор, пока не будет найден набор, соответствующий как зафиксированным данным, так и субъективной точке зрения проектировщика на проблему.
Были выбраны следующие критерии классификации:
а) классификация должна охватывать
все 350 элементов;
б) большинство элементов относится
только к одной категории;
в) выбранные категории указывают на
определяющие факторы комфортности
сиденья или на возможность для изгото
вителя улучшить ее.
Многие системы классификации были от-
Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация)
Рис.
вергнуты, пока не была выбрана подходящая система, на что потребовалась непрерывная работа одного специалиста в течение двух недель. Для поиска классификации необходимо иметь большую площадь (пол или стену), чтобы рассортировать карты по категориям. Выбранная в данном случае классификация показана на рис. 11.12.
Как это часто бывает, окончательная