Задачи практики конкретизируются в зависимости от особенностей, направлений деятельности, актуальных проблем базы практики и ее социального заказа.
Организация практики.Перед началом практики на кафедре проводится установочная конференция студентов-практикантов, на которой разъясняются задачи практики, ее содержание и формы отчетности. Оценка по практике выставляется кафедральным руководителем студента-практиканта на итоговой конференции, при этом учитывается оформление отчетной документации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Практика является преддипломной, включает в себя проведение серьезных научных исследований по теме дипломной работы, ее содержанием выступает также подготовка наиболее талантливых студентов к обучению в магистратуре или аспирантуре по тем или иным направлениям психологической науки.
Данная практика может быть условно разделена на два периода: 1) осуществление профессиональной деятельности психолога;
2) проведение исследований, связанных с темой дипломного проекта и обработка результатов.
В течение начального периода практики студент знакомится с условиями финансирования, материально-технической базой, историей того учреждения, где он стажируется. Общая характеристика условий деятельности психолога отражается в дневнике. Затем практикант осуществляет функции помощника психолога. В это же время происходит выбор необходимых тестов, материалов для научных изысканий, уточнения гипотезы исследования, конкретизация схемы проведения эксперимента. На этом заканчивается подготовительный этап практики.
Последующий период практики состоит из самостоятельного (но под контролем руководителя) осуществления профессиональной деятельности. Основной этап также включает в себя изучение специальной литературы, связанной с исследовательской деятельностью психолога, организацию и проведение экспериментальной работы по теме диплома, систематизацию и оформление результатов исследовательской работы в виде научного доклада или статьи.
В течение всей практики ведется дневник, куда заносятся планы-конспекты анализа всех осуществляемых практикантом видов деятельности. За весь период практикант обязан провести не менее 8 занятий по преподаванию психологии (или психокоррекционные, или консультационные, или диагностические - в зависимости от типа учреждения). В его обязанности входит составление календарного плана работы психолога на полугодие, а также проведение психологических исследований с приложением образцов 2-3 протоколов, общих результатов и выводов.
Практика организуется в течение 10 недель для студентов очного отделения и 5 недель для студентов заочного отделения.
План научно-исследовательской и квалификационной практики
Форма обучения | семестр | количество недель |
очное | ||
заочное |
Каждый студент должен:
1. Принять участие в установочной конференции.
2. Познакомиться с руководителями практики и разработать индивидуальные задания на период прохождения практики.
3. Познакомиться с психологом на базе практики, ознакомиться с функциональными обязанностями психолога учреждения, определить содержание практики, составить индивидуальный план работы и график работы на весь период практики.
4. Принять участие в практической деятельности психолога базы практики.
5. Своевременно выполнить научно-исследовательские задания.
6. Подготовить и написать итоговый отчет по практике.
7. Принять участие в итоговой конференции.
ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 неделя:
- Ознакомление с базой практики (составление общей характеристики).
- Ознакомление со спецификой работы психолога данного учреждения.
- Посещение занятий, консультаций, проводимых психологом базы практики, помощь психологу.
- Планирование своей деятельности на весь период практики (составление индивидуальных планов).
- Составление плана собственной исследовательской работы (уточнение гипотезы исследования, планирование экспериментальной работы).
2 неделя:
- Осуществление профессиональной деятельности психолога соответствии со спецификой базы практики;
- Подготовка и проведение мероприятий в соответствии с особенностями базы практики (занятия, психологические консультации, психологическая диагностика и т.п.);
- Изучение теоретического материала по теме диплома и составление предварительного списка литературы;
- Организация экспериментальной работы.
3-5 неделя:
- Подготовка и проведение занятий в соответствии с индивидуальным планом;
- Проведение экспериментальной работы, связанной с темой дипломного исследования, уточнение гипотезы;
- Проведение психодиагностических исследований;
- Чтение и перевод иностранного источника, связанного с темой исследования.
6-9 неделя:
- Подготовка и проведение занятий в соответствии с индивидуальным планом;
- Составление плана работы психолога центра на полугодие;
- Оформление результатов проведенной исследовательской работы;
- Подготовка доклада или статьи на конференцию;
10 неделя:
- Подведение итогов практики.
- Оформление отчетной документации.
- Подготовка сообщения на итоговую конференцию.
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Отчёт о выполнении программы практики (Приложение 3)
2. Характеристика на студента-практиканта (Приложение 5)
3. Оценочный лист (Приложение 6)
4. Индивидуальный план практики, утвержденный руководителем практики (Приложение 2)
5. Дневник практиканта (Приложение 7)
6. Научно-исследовательские задания (зависят от базы практики и темы дипломного исследования) (Приложения 8, 10, 11, 12, 13, 14):
1) Спланировать и провести исследование, связанное с темой диплома. Предоставить материалы проведенных исследований с образцами протоколов, анкет, тестов и проч.;
2) Составить план теоретического исследования по теме диплома и изучить имеющуюся отечественную и зарубежную литературу. Предоставить список литературы по теме дипломного исследования, оформленный в соответствии с требованиями ГАК;
3) Прочесть и перевести современный источник на иностранном языке, связанный с темой дипломного исследования (статью, монографию, раздел книги);
4) Оформить результаты исследовательской работы в виде доклада или статьи. Выступить с научным сообщением, докладом на научно-практической конференции;
5) Предоставить планы-конспекты двух наиболее удачных занятий, психологических консультаций, психокоррекционных и развивающих мероприятий (в зависимости от специфики базы практики);
6) Провести индивидуальную или групповую психологическую диагностику и оформить результаты исследования;
7) Составить план работы психолога центра на полугодие.