Раздел 4. материалы практических заданий по темам
Тестовые задания к курсу
1. | Эмоция – это: а) отражение устойчивого побуждения человека к деятельности. б) рациональное состояние сознания. в) выражение личной значимости происходящего в форме переживания. г) интерпретация событий и явлений реальности в форме выражения отношения. |
2. | Какое проявление характерно для понятия «уровень притязаний»? А) оценка личностью себя, своих качеств, возможностей, способностей и т.д. Б) степень сложности цели, которую человек ставит перед собой. В) система представлений человека о собственном внутреннем мире |
3. | Какое свойство темперамента имеет следующие внешние проявления: «Энергичность при преодолении трудностей, настойчивость, упорство, решительность, целеустремленность, работоспособность»? А) Реактивность. Б) Активность (сила волевых действий). В) Сензитивность. Г) Тревожность (беспокойство). Д) Ригидность. Е) Пластичность. Ж) Экстраверсия. З) Интроверсия. И) Темп реакций. |
4. | Какие из указанных свойств являются свойствами личности? А) Темперамент. Б) Задатки. В) Ответственность. Г) Позиция и статус. Д) Конституционный тип. Е) Ценностные ориентации. Ж) Направленность. |
5. | Какое проявление характерно для понятия «самооценка»? А) оценка личностью себя, своих качеств, возможностей, способностей и т.д. Б) степень сложности цели, которую человек ставит перед собой. В) система представлений человека о собственном внутреннем мире. |
6. | Какое свойство темперамента имеет следующие внешние проявления: «Беспокойство в ситуациях ожидания, боязнь новых сложных ситуаций, заблаговременный приход на важные мероприятия, боязнь контрольных работ, переживает в ситуациях ответственности и т.д.»? А) Реактивность. Б) Активность (сила волевых действий). В) Сензитивность. Г) Тревожность (беспокойство). Д) Ригидность. Е) Пластичность. Ж) Экстраверсия. З) Интроверсия. И) Темп реакций. |
7. | Какие из указанных свойств являются свойствами индивида? А) Темперамент. Б) Задатки. В) Ответственность. Г) Позиция и статус. Д) Конституционный тип. Е) Ценностные ориентации. Ж) Направленность. |
8. | Воля – это: а) мотивация достижения ожидаемого результата. б) аффективное восприятие внешних и внутренних трудностей. в) Мобилизация психики на преодоление внешних и внутренних препятствий. |
9. | Какое проявление характерно для понятия «уровень притязаний»? А) оценка личностью себя, своих качеств, возможностей, способностей и т.д. Б) степень сложности цели, которую человек ставит перед собой. В) система представлений человека о собственном внутреннем мире |
10. | Какое свойство темперамента имеет следующие внешние проявления: «Быстрота и ритмичность движений, походки, речи; изменчивость и выразительность мимики; легкость переключения внимания; скорость возникновения и прекращения эмоций; быстрое или медленное включение в деятельность и т.д.»? А) Реактивность. Б) Активность (сила волевых действий). В) Сензитивность. Г) Тревожность (беспокойство). Д) Ригидность. Е) Пластичность. Ж) Экстраверсия. З) Интроверсия. И) Темп реакций. |
11. | Направленность личности - это: А) Признак поведения и деятельности личности. Б) система устойчиво-доминирующих потребностей, мотивов, целей личности. в) совокупность психических процессов, свойств и состояний личности. г) некоторое состояние субъекта деятельности, общения и поведения. д) совокупность процессов познания внешнего и внутреннего мира. |
12. | Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании – это свойство: А) восприятия. Б) Внимания. В) Рефлексии. Г) Узнавания. Д) Все ответы верны. Е) Все ответы не верны. |
13. | Какое проявление характерно для понятия «самосознание»? А) оценка личностью себя, своих качеств, возможностей, способностей и т.д. Б) степень сложности цели, которую человек ставит перед собой. В) система представлений человека о собственном внутреннем мире. |
14. | Какое свойство темперамента имеет следующие внешние проявления: «По незначительному поводу эмоционально реагирует - расстраивается, сердится; восприимчив к красоте, похвале, порицанию; имеет ярко выраженную реакцию на успех, неудачу»? А) Реактивность. Б) Активность (сила волевых действий). В) Сензитивность. Г) Тревожность (беспокойство). Д) Ригидность. Е) Пластичность. Ж) Экстраверсия. З) Интроверсия. И) Темп реакций. |
15. | Потребность сигнализирует человеку о следующем: а) об отражении чего-то неопределенного. б) об отражении того, в чем именно нуждается организм. в) Об отражении того, к удовлетворению чего стремится человек. |
16. | Ограничение объема внимания определяет такая его характеристика, как… а) устойчивость. Б) концентрация. в) распределение. г) переключение. д) все предыдущие ответы верны. е) Все предыдущие ответы не верны |
17. | В склонности к шаблону, к привычному ходу мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой проявляется… а) поверхностность ума. б) инертность ума. в) неустойчивость ума. г) неосознанность ума. г) все предыдущие ответы верны. е) все предыдущие ответы не верны |
18. | Какое свойство темперамента имеет следующие внешние проявления: «Легко приспосабливается к новым условиям, переключается с одного дела на другое; легко меняет свою точку зрения»? А) Реактивность. Б) Активность (сила волевых действий). В) Сензитивность. Г) Тревожность (беспокойство). Д) Ригидность. Е) Пластичность. Ж) Экстраверсия. З) Интроверсия. И) Темп реакций |
19. | Сензитивный период – это: а) период, сопровождаемый острыми противоречиями как внутри самого человека, так и в отношениях с другими людьми. б) период, во время которого происходят значительные сдвиги в развитии личности. в) период, во время которого складываются неустойчивые новообразования, которые со временем трансформируются или исчезают. г) оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов |
20. | Уровень актуального развития – это: А) То, что делает возможным выполнение ребенком действий с помощью взрослых на основе его потенциальных психических возможностей. Б) Характеризует сложившиеся особенности психических функций, благодаря которым ребенок может самостоятельно действовать. В) Оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду. Г) Качественные особенности психики, характерные именно для данного возраста. Е) Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. |
21. | В цели деятельности выражается следующее: а) что может достичь человек. Б) в чем именно нуждается человек. В) какой результат стремится достичь человек |
22. | С процессом забывания связано явление реминисценции, которое проявляется в том, что: А) Забывание наиболее интенсивно протекает сразу после заучивания. Б) В ретроактивном торможении. в) в условиях повторного восприятия. г) в более полном отсроченном воспроизведении. д) количественно уменьшается объём ранее воспринятого материала |
23. | Какое свойство темперамента имеет следующие внешние проявления: «С трудом переключается с одного дела на другое (затруднения при смене учебных заданий, поручений, уроков); нечувствительность к изменившимся условиям; трудность переделки навыков; отсутствие гибкости в различных ситуациях»? А) Реактивность. Б) Активность (сила волевых действий). В) Сензитивность. Г) Тревожность (беспокойство). Д) Ригидность. Е) Пластичность. Ж) Экстраверсия. З) Интроверсия. И) Темп реакций |
24. | В мотиве выражается следующее: а) почему человек выполняет данную деятельность. б) что является для человека главным ориентиром. в) в чем человек нуждается. |
25. | В склонности к шаблону, к привычному ходу мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой проявляется… а) поверхностность ума. б) инертность ума. в) неустойчивость ума. г) неосознанность ума. г) все предыдущие ответы верны. е) все предыдущие ответы не верны. |
26. | Какие суждения характеризуют характер? А) характеристика личности со стороны динамических особенностей ее психических процессов и состояний. Б) Выражает отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе. В) определяет стиль и темп деятельности. Г) закрепляется в привычных способах поведения. Д) практически не поддается изменению под действием воспитания. |
27. | Какое свойство темперамента имеет следующие внешние проявления: «Большая зависимость от внешних впечатлений; живет настоящим моментом; прислушивается к разным мнениям; очень общителен»? А) Реактивность. Б) Активность (сила волевых действий). В) Сензитивность. Г) Тревожность (беспокойство). Д) Ригидность. Е) Пластичность. Ж) Экстраверсия. З) Интроверсия. И) Темп реакций |
28. | Социальная ситуация развития – это: А) То, что делает возможным выполнение ребенком действий с помощью взрослых на основе его потенциальных психических возможностей. Б) Характеризует сложившиеся особенности психических функций, благодаря которым ребенок может самостоятельно действовать. В) Оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду. Г) Качественные особенности психики, характерные именно для данного возраста. Е) Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. |
29. | В потребности выражается следующее: а) что может достичь человек. Б) в чем именно нуждается человек. В) какой результат стремится достичь человек |
30. | Адаптация анализатора к действию раздражителя проявляется в следующем: а) в потере способности ощущать. б) в снижении его чувствительности. в) в повышении его чувствительности. г) в приспособлении анализатора к действию раздражителя. |
31. | Какие характеристики раскрывают темперамент? А) характеристика личности со стороны динамических особенностей ее психических процессов и состояний. Б) Выражает отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе. В) определяет стиль и темп деятельности. Г) закрепляется в привычных способах поведения. Д) практически не поддается изменению под действием воспитания. |
32. | Существенными предпосылками способностей являются природные задатки, с которыми ребенок рождается. Развиваясь из задатков, способности: а) проявляются в любом случае. Б) проявляются лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребенка препятствуют их развитию. В) проявляются лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребенка благоприятствуют их развитию. |
33. | Новообразования – это: А) То, что делает возможным выполнение ребенком действий с помощью взрослых на основе его потенциальных психических возможностей. Б) Характеризует сложившиеся особенности психических функций, благодаря которым ребенок может самостоятельно действовать. В) Оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду. Г) Качественные особенности психики, характерные именно для данного возраста. Е) Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. |
34. | Интересы личности характеризуются: а) направленностью. б) избирательностью. в) устойчивостью. г) глубиной. д) широтой. е) действенностью. ж) все предыдущие ответы верны. з) все предыдущие ответы не верны. |
35. | Эйдетическая память… А) Характеризуется отсроченным воспроизведением. б) характеризуется возникновением ярких зрительных образов. В) характеризуется длительным сохранением материала. Г) предполагает участие всех органов чувств в процессе запоминания. Д) все предыдущие ответы верны. е) Все предыдущие ответы не верны |
36. | “Легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям…”. Данное описание внешних проявлений относится к такому свойству темперамента, как: а) активность. б) реактивность. в) пластичность. |
37. | Какое свойство темперамента имеет следующие внешние проявления: «Зависимость деятельности от внутренних представлений и мыслей; мало общителен; плохо приспосабливается к внешним условиям»? А) Реактивность. Б) Активность (сила волевых действий). В) Сензитивность. Г) Тревожность (беспокойство). Д) Ригидность. Е) Пластичность. Ж) Экстраверсия. З) Интроверсия. И) Темп реакций. |
38. | Что является предметом отечественной психологии: а) высшая нервная деятельность мозга б) факты, закономерности и механизмы психики в) поведение, активность г) все ответы верны. |
39. | В каком из приведенных ответов дается наиболее правильная характеристика метода психологического эксперимента? а) экспериментатор вмешивается в естественный ход событий, но не имеет возможности вызвать исследуемые явления. б) экспериментатор не вмешивается в естественный ход событий, но соответствующие данные получает с помощью экспериментальной аппаратуры. в) экспериментатор вмешивается в естественный ход событий и вызывает по желанию исследуемые явления; г) все ответы верны. |
40. | К индивидным свойствам человека относятся: а) направленность; б) эмоции и чувства; в) познавательные процессы; г) типологические свойства нервной системы |
41. | О каком свойстве внимания идет речь: Сознательное, осмысленное перемещение своего внимания с одного объекта на другой, переход от одной деятельности к другой это: а) распределение внимания; б) переключение внимания; в) устойчивость внимания; г) объем внимания. |
42. | О какой мыслительной операции идет речь: Мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях – это: а) анализ; б) сравнение; в) абстрагирование; г) обобщение. |
43. | Долговременная память: а) обладает ограниченной емкостью; б) обладает практически неограниченной длительностью запоминания; в) более развита у пожилых людей; г) более развита у молодых людей. |
44. | Восприятие – это: а) отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств; б) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других; в) отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств; г) все ответы верны. |
45. | Какая методика относится к методикам исследования памяти: а) корректурная проба; б) исключение предметов; в) пиктограмма; г) тест Айзенка. |
46. | Элементом структуры деятельности является: а) поведение; б) цель; в) активность; г) поступок. |
47. | Способности – это: а) индивидуально-психологические особенности человека; б) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам; в) умственные особенности, помогающие справляться с деятельностью; г) функциональные органы человека. |
48. | Общая психология - это: а) отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания; б) наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: развития его деятельности, развитие психических процессов и качеств и формирование его личности; в) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; г) все ответы верны. |
49. | Эксперимент, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется: А) лабораторным экспериментом; б) естественным экспериментом; в) формирующим экспериментом; г) констатирующим экспериментом. |
50. | К социальным свойствам личности относятся: а) направленность; б) задатки; в)сила эмоциональной реакции; г) типологические свойства нервной системы. |
51. | О какой мыслительной операции идет речь: Выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д., это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты: а) синтез; б) анализ; в) сравнение; г) обобщение. |
52. | Механическая память: а) функционирует без активного включения в процесс запоминания; б) функционирует при активном включении мышления в процесс запоминания; в) функционирует при активном включении воображения в процесс запоминания; г) все ответы верны. |
53. | Внимание – это: а) отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств; б) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других; в) отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств; г) все ответы верны. |
54. | Воображение – это: а) отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств; б) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других; в) психическая деятельность в результате которой создаются новые образы путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте; г) процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. |
55. | Какая методика относится к методикам исследования общения: а) корректурная проба; б) «Два домика»; в) пиктограмма; г) тест Айзенка. |
56. | Характер(в отечественной психологии) – это а) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения; б) совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения; в) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам; г) все ответы верны. |
57. | Темперамент – это: а) индивидуально-психологические особенности человека; б) совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения; в) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам; г) все ответы верны. |
58. | Какое из нижеперечисленных слов относится к психической сфере: а) чувствительность; б) инстинкт; в) восприятие; г) слух. |
59. | Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии в наибольшей степени связано с именем: а) Л.И. Божович; б) Л.С. Выготский; в) А.В. Петровский; г) А.Н. Леонтьев. |
60. | Какое из утверждений, приведенных ниже характеризует интериоризацию: а) процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему, идеальному; б) процесс перехода от внутреннего идеального действия к внешнему, материальному; в) процесс выполнения действия во внутреннем плане; г) все ответы верны. |
61. | Что является источником активности личности в отечественной психологии: а) социально обусловленные потребности; б) биологическое инстинктивное начало; в) и биологическое, и социальное, их равноправное действие; г) все ответы верны |
62. | Какая методика относится к методикам исследования внимания: а) корректурная проба; б) «Два домика»; в) пиктограмма; г) тест «четвертый лишний» |
63. | Мышление – это: а) отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств; б) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других; в) психическая деятельность в результате которой создаются новые образы путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте; г) процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. |
64. | Выберите что не относится к свойствам внимания: а) концентрация; б) объем; в) распределение; г) избирательность |
65. | Выберите что не относится к основным процессам памяти: а) запоминание; б) представление; в) сохранение; г) воспроизведение. |
66. | Выберите что не относится к свойствам восприятия: а) предметность восприятия; б) структурность восприятия; в) целостность; г) переключение |
67. | Темперамент определяет: а) содержание психической жизни человека; б) целесообразность психической жизни человека; в) динамику психической жизни человека; г) все ответы верны. |
ВАРИАНТ 1
Задание 5. Укажите правильный ответ (ответов может быть несколько).
Психологическими критериями возрастного развития являются:
а) особенности роста;
б) деятельность нервной системы;
в) особенности познавательных психических процессов;
г) возможности нравственного, эстетического и трудового воспитания;
д) сформированность качеств личности.
Приложение 7.