Понятие общения в социальной психологии. Функции и виды общения

Проблема общения – одна из центральных в СП. Под ОБЩЕНИЕМ понимают внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения. Под МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ понимается «личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга» (Я.Л.Коломинский). Часто ОБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология. Словарь).

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Вывод логически вытекает из понимания того, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного – несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В работах Б. Ф. Ломова выделяется ряд функций общения: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Существует много моделей. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов:

1 Кто передает сообщение Коммуникатор инф. передается в завис-ти от доверия к коммуник-ру
2 Что передается Сообщение завис от адресности инф-ции и от отношения к ней.
3 Как осуществляется передача Канал опосредованное или непосредственное, важна степень свободы. (TV- минимальная)
4 Кому направлено сообщение Аудитория не поддаваться иллюзии пассивности
5 С каким эффектом? Эффективн-ть смотря чего хотеть… рассказать про рекламу.

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная – к-р держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения; закрытая –к-р умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть. Каждая из названных позиций обладает опред. возможностями для повышения эффекта воздействия. В области воздействия текста сообщения применяется методика контекст-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр., а также включить в систему другие- неречевые –знаковые системы.

см. также вопрос «Проблема невербальной коммуникации»

Виды общения

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности.

Можно выделить различные основания классификации общения.

Р.С. Немов рассматривает виды общения по содержанию, целям и средствами. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации

Соответственно, по СОДЕРЖАНИЮ выделяют:

Ö материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

Ö когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

Ö кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

Ö мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

Ö деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По ЦЕЛЯМ выделяют:

Ö биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма;

Ö социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По СРЕДСТВАМ выделяют:

Ö непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

Ö опосредованное (с использование специальных средств и орудий для организации общения);

Ö прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

Ö косвенное (осуществляется через посредников).

По ХАРАКТЕРУ ПРОТЕКАНИЯ Л.Д. Столяренко выделяет следующие виды общения:

Ö «контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски);

Ö примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект);

Ö формально-ролевое общение (регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

Ö деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план)

Ö духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

Ö манипулятивное общение (общение, направленное на получение выгоды одним участником общения в ущерб интересов и ценностей другого);

Ö светское общение (когда собеседники придерживаются принятых норм общения в данной ситуации, а не реальное переживаемых чувств и мыслей)

В зависимости от УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ (степени личностной вовлеченности в преобразование отношений) можно выделить:

Ö социально-ролевое общение (уровень общения, на которому от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса);

Ö деловое общение (уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, домини-рует Я-ВЫ контакт);

Ö интимно-личностный (уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребностей в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидается психологическая близость, эмпатия, доверительность).

Таким образом, общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно можно говорить о существовании многих видов общения. Анализ каждого виды позволяет более глубоко изучить механизмы межличностного взаимодействия людей и его влияния на личностное развитие.

Наши рекомендации