Понятие коммуникативная компетентность
ТЕМА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Понятие коммуникативная компетентность
Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога.
Критерии развития коммуникативной компетенции
Упражнения для развития коммуникативной компетентности
ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В настоящее время существует большое количество определений коммуникативной компетентности, но чаще всего КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬрассматривается как внутренняя система ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
В коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие:
- точность (правильность) восприятия других людей,
- развитость невербальных средств общения,
- владение устной и письменной речью.
Коммуникативная компетентность может быть рассмотрена как психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» и включает в себя такие способности:
- брать на себя и исполнять различные социальные роли,
- адаптироваться в социальных группах и ситуациях,
- свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения,
- способность человека организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми.
- осознание человеком своих ценностных ориентаций, потребностей,
- техники работы с людьми, их чувствами, психологическими состояниями.
Другими словами человек является коммуникативно компетентным, если у него развиты способности: гностические, экспрессивные и интерактивные. В состав коммуникативных способностей входит следующая совокупность знаний и умений:
- знание типов характеров и темпераментов людей;
- знание того, как люди с различными индивидуальными особенностями реагируют на различные коммуникативные ситуации;
- знание о том, как интересы, потребности и состояния людей проявляются в их коммуникативной деятельности;
- знание норм и форм поведенческого и речевого этикета;
- знание приемов и методов убеждения, других способов психологического воздействия на людей;
- знание о том, как человек выглядит со стороны, что в нем нравится и не нравится окружающим людям;
- умение правильно оценивать окружающих людей;
- умение предвидеть то, как человек будет реагировать на сложившуюся социальную ситуацию;
- умение гибко подстраиваться под партнера по общению;
- умение пользоваться формами поведенческого и речевого этикета с соблюдением существующих социальных, моральных и этических норм;
- умение наблюдать за людьми в процессе общения с ними, делать правильные выводы о них;
- умение правильно подбирать и исполнять социальные (коммуникативные) роли;
- умение располагать к себе людей, вызывать их доверие;
- умение убеждать людей, сохраняя хорошие взаимоотношения с ними.
Компетентность в общении предполагает, что человек готов и умеет строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.
Общение, в котором проявляется коммуникативная компетентность человека, имеет две стороны: мотивационную и инструментальную.
Мотивационная сторона общения – это то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его.
Инструментальная сторона общения включает в себя то, при помощи чего оно реализуется. Сюда входят перечисленные выше знания и умения.