Глава 11 духовное значение звука и цвета
Кажется, что то, к чему наука приходит в конце, мистицизм понимает с
самого начала, согласно высказыванию Христа: "Сначала ищите Царство Божие и
все приложится". Когда слышат о современных открытиях относительно звука и
цвета, то начинают удивляться. Говорят: ."Что! Новое открытие, нечто, о чем
мы никогда не слышали? Да, это что-то совершенно новое". Хотя когда вы
открываете Библию, там сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и
Слово было Бог"; а если вы откроете еще более древние писания Веданты, то в
их стихах вы прочтете, что в Создателе было это слово, или эта вибрация; а
если мы возьмем Коран, мы прочитаем там: "Первым повелением было "Будь", и
стало".
Религии мира, пророки и мистики, существовавшие тысячи лет назад, знали
эти вещи. Сегодня человек приходит с фотографической пластинкой и говорит:
"У меня здесь есть фотография звука. Это показывает, насколько важна
вибрация и ее действие на пластинку". Он не осознает, что это нечто, о чем
всегда было известно, только об этом говорилось в духовных терминах. Он не
думает о том, что говорилось когда-то; а то, о чем говорится сейчас, он
считает чем-то новым. Но когда мы осознаем, как сказал Соломон, что "нет
ничего нового под солнцем", мы начинаем наслаждаться жизнью, видя как раз за
разом одна и та же мудрость открывается человеку. Тот, кто ищет истину через
науку, тот, кто стремится к ней через религию, тот, кто находит ее через
философию, тот, кто обретает ее через мистицизм, -- каким бы образом он ни
искал истину, -- в конце концов, находит ее.
Однажды в Нью-Йорке меня представили ученому, который был также
философом, и первое, что он сказал о своих достижениях, было: "Я открыл
душу". Меня сильно развеселило, что хотя все писания, мыслители, мистики и
пророки твердили об этом, человек приходит и говорит: "Я открыл душу"! Я
подумал: "Да, вот уж новое открытие, которого мы ждали, нечто, чего мы
никогда не знали". Таков сегодня склад ума, ребяческая позиция. Когда
человек смотрит в прошлое, настоящее и будущее, он видит, что жизнь
бесконечна; а открываемое им -- это то, что всегда открывали ищущие.
Философия или наука, мистицизм или эзотеризм -- все будут согласны в
одном, если они прикоснутся к вершине своего знания; и это состоит в том,
что за всем творением, за всем проявлением если и обнаруживается какой-либо
тонкий след жизни, то это движение, перемещение, вибрация. Сейчас это
движение проявляется для нас через два аспекта. И это потому, что мы развили
две принципиальных способности: зрение и слух. Один аспект взывает к слуху,
другой -- к зрению. Аспект движения, или вибрации, взывающий к слуху, есть
то, что мы называем слышимым, или звуком. Аспект, который взывает к зрению,
мы называем светом или цветом, и зовем его видимым. Но что фактически
является источником, началом всего видимого, всего слышимого? Это движение,
перемещение, вибрация; и это одна и та же вещь.
Поэтому те, кто могут видеть, обнаруживают цвет даже в слышимом, в том,
что называется звуком; а те, кто могут слышать, слышат даже звук цвета.
Есть ли что-то, объединяющее эти две вещи? Да, есть. А что это? Это
гармония. Определенный цвет не является гармоничным или лишенным гармонии
сам по себе; эти ощущения зависят от смешения этого цвета с другими цветами,
от того окружения, в которое он помещен, от того, как цвет расположен. В
соответствии с этим он оказывает то или иное воздействие на видящего. Также
и со звуком. Не существует звука гармоничного или негармоничного самого по
себе; именно отношение одного звука к другому создает гармонию. Поэтому
нельзя указать, что та или иная вещь есть гармония. Гармония -- это факт.
Гармония есть результат отношения между цветом и цветом, отношения между
звуком и звуком и отношения между цветом и звуком.
Самым интересным аспектом этого знания является то, как различные цвета
апеллируют к разным людям и как разные люди наслаждаются различными звуками.
Чем больше изучаешь это, тем больше обнаруживается связь этого с конкретным
достижением в развитии человека; например, кто-то открывает, что на
определенной ступени своей эволюции он любил какой-то цвет, а затем утратил
контакт с ним. По мере роста и развития в жизни он начинает любить
какой-нибудь другой цвет. Этот выбор также зависит и от эмоционального
состояния человека, будь то страстное, романтическое, теплое или холодное,
благожелательное или неприветливое. Каким бы ни было его эмоциональное
состояние, в соответствии с этим находится его пристрастие или неприязнь к
цветам. Именно поэтому для видящего, для знающего, так просто прочитать
характер человека даже прежде, чем он увидит его лицо. Ему достаточно
увидеть одежду человека, так как предпочтение к определенному цвету
показывает, что тому нравится и каков его вкус. Любовь к определенному
цветку, к определенному камню или драгоценности, любовь к определенному
окружению, обстановка в комнате, цвет стен, -- все это говорит о том, что
человек любит, что он предпочитает. По мере духовного развития меняется его
выбор цвета. Человек изменяется с каждым шагом вперед; его представления,
идеи о цвете делаются другими. Некоторых трогают кричащие тона, других --
бледные. Причина заключается в том, что кричащие цвета имеют интенсивные
вибрации, а бледные цвета имеют спокойные и гармоничные вибрации, и в
соответствии со своим эмоциональным состоянием он наслаждается различными
цветами.
Также и со звуком. Каждый человек, знает он это или нет, имеет
предрасположенность к определенному звуку. Так как большинство людей не
изучают этот предмет, то человек обычно остается в неведении относительно
этой идеи, и все же каждый имеет особое пристрастие к определенному звуку.
Это объясняет высказывание или поверье, что каждый человек имеет свою ноту.
Действительно, каждый человек имеет свой звук -- звук, который сродни его
индивидуальной эволюции. Помимо всех искусственно созданных разделений
голосов, таких как тенор, бас или баритон, каждый имеет определенную высоту
тона и особую ноту, на которой он говорит, и эта определенная нота является
выражением его жизненной эволюции, выражением его души, состояния его чувств
и мыслей.
Слушание определенных звуков и видение определенных цветов оказывает
эффект не только на людей, но и на животных и птиц. Цвета имеют огромное
влияние и воздействие на все живые существа: животных, птиц или людей. Они
этого не знают, но влияние цветов действует в их жизни, направляя их к тем
или иным склонностям. Однажды я посетил один дом, в котором находился некий
клуб, и один из членов клуба сказал мне: "Очень жаль, но с тех пор, как мы
заняли этот дом, в нашем комитете нет согласия". Я сказал: "Неудивительно. Я
вижу это". Он спросил: "Почему?" Я ответил: "Здесь красные стены, они делают
вас склонными к борьбе". Кричащий цвет окружения придает вам склонность к
несогласию; он затрагивает эмоции, и этим способствует несогласию. И именно
с этой, психологической, точки зрения можно объяснить древний обычай,
существующий на Востоке, когда выбирается определенный цвет на время свадьбы
и определенные цвета для других случаев и праздников. Все это имеет свой
смысл, свое психологическое значение и подоплеку.
Поскольку цвет и звук воспринимаются как отдельные вещи, и у нас как бы
разные чувства для их восприятия, мы создали различия между видимыми и
слышимыми вещами; но в действительности, те, кто медитирует, кто
концентрируется, кто входит внутрь себя, кто восходит к источнику жизни,
начинают видеть, что за этими пятью внешними чувствами скрыто одно чувство;
и это чувство способно сделать все, что мы хотим реализовать или испытать.
Мы различаем пять внешних чувств. Их пять, потому что мы знаем пять органов
чувств. Но в действительности, существует только одно чувство. Именно это
чувство через пять различных органов ощущает жизнь и различает ее в пяти
различных формах.
Итак, все слышимое и видимое является одним и тем же. Это то, что на
санскрите называется Пуруша и Пракрити; а в терминах -- Суфиев -- Зат и
Сифат. Проявленный аспект есть Сифат, -- "внешняя видимость". Именно в
проявлении аспекта Сифат человек видит различия и разграничения между
видимым и слышимым; но в их реальном аспекте бытия они являются одним и тем
же. Согласно суфийским мистикам, план существования, где они являются одним
и тем же, называется Зат, это знание внутреннего существования, в котором
виден источник и цель всех вещей.
Цвет и звук являются языком, который может быть понят не только во
внешней жизни, но и во внутренней. Для врача и химика цвет имеет огромное
значение. Чем сильнее человек углубляется в медицину и химию, тем лучше он
осознает важность цвета; что каждый элемент, развитие или изменение всякого
предмета определяется по изменению цвета. Целители древности определяли
болезни по цвету лица и тела. Даже сегодня существуют врачи, чьим основным
методом распознавания недуга человека является цвет его глаз, языка, ногтей
и кожи. В любых условиях именно цвет выражает состояние человека. Также и у
предметов: их состояние и изменение узнается по изменению цвета. Психологи
определяют состояние предметов по их звуку, а людей -- по голосу. К какому
типу принадлежит человек, сильному или слабому, каков его характер, его
склонности и каково его отношение к жизни, -- все это можно узнать и понять
по его голосу.
Цвет и звук являются не только языком, посредством которого человек
общается с внешней жизнью, но и языком, с помощью которого он общается с
жизнью внутренней. Могут спросить: как это происходит? Ответ может быть
получен из некоторых научных экспериментов: создаются специальные пластинки,
и говоря рядом с такой пластинкой, человек оставляет на ней отметки с
помощью звука и вибраций; а эти отметки создают либо гармоничные, либо
негармоничные формы. Но каждый человек с утра до ночи создает невидимую
форму в пространстве тем, что говорит. Он производит невидимые вибрации
вокруг себя и тем самым создает атмосферу. Кто нибудь может прийти в дом, и
прежде, чем он заговорит, вы почувствуете, что уже устали от него, вы
захотите избавиться от него; прежде, чем он что-то скажет или сделает, вы
уже закончили с ним, вы хотите, чтобы он ушел; потому что он создал звук в
своей атмосфере, и это звук неприятен. Также может быть другой человек, к
которому вы чувствуете симпатию, к которому вы чувствуете влечение, чью
дружбу вы цените, чьего присутствия вы ищете; вокруг него постоянно
создается гармония. Это тоже звук.
Если сказанное истинно, тогда не только внешние знаки, но также и
внутреннее состояние видимо и слышимо. Хотя и не видимое глазами и не
слышимое для ушей, все же оно слышимо и видимо для души. Мы говорим: "Я
чувствую его вибрации, я чувствую присутствие этого человека, я чувствую
симпатию или антипатию к этому человеку". Существует чувство; и человек
создает чувство, не сказав и не сделав ничего. Поэтому тот, чьи вибрации
плохи, даже не делая и не говоря ничего плохого, создает плохую атмосферу; и
вы придираетесь к нему. Забавно видеть, как люди могут приходить к вам с
жалобой: "Я ничего не сказал, я ничего не сделал, и все же люди не любят
меня и настроены против меня!" Такой человек не понимает, что дело не только
в том, что сказать или сделать; именно то, чем он является, говорит громче,
чем то, что он произносит; это бытие. Это сама жизнь, имеющая свой тон, свой
цвет, свою вибрацию; она говорит вслух.
Могут поинтересоваться: что это и где это можно найти? И ответ
заключается в том, что то немногое, что человек знает о себе, все касается
его тела. Если вы попросите кого-нибудь сказать где он, то он покажет на
свою руку, плечо, свое тело; вне этого он знает немного. Многие, если их
спросить: "Но как вы думаете, где вы находитесь в вашем теле?", -- скажут:
"В моем мозгу". Они ограничивают себя этой маленькой физической областью,
тем самым делая себя намного меньше, чем являются в действительности. Истина
заключается в том, что человек есть индивидуум, обладающим двумя аспектами,
точно так же, как одна линия обладает двумя концами. Если вы смотрите на
концы -- их два; если вы смотрите на линию, то она одна. Один конец линии
ограничен, другой конец линии неограничен. Один конец -- это человек, другой
-- Бог. Человек забывает этот конец и знает только тот конец, который
осознает; и именно осознание только ограниченного делает его еще более
ограниченным. Иначе бы он имел гораздо большие средства для приближения к
Неограниченному, находящемуся внутри него самого, которое есть лишь другой
конец той же линии, -- линии, которую он называет или считает собой. И когда
мистик говорит о самопознании, это не означает познание того, как стар
человек, как плох или хорош, прав он или не прав, -- это означает знание
другой части его бытия, того более глубокого, более тонкого аспекта. Именно
от знания этого бытия зависит выполнение, завершение жизни.
Могут спросить: "Как приблизиться к этому?" Путь, который был найден
теми, кто искал истину, кто стремился к Богу, кто хотел анализировать самих
себя, кто хотел сочувствовать жизни, является одним-единственным путем; и
это есть путь вибраций. Это тот же путь, что и у древних: с помощью звука
они подготавливали себя. Они делали эти физические атомы, которые постепенно
становятся мертвыми, снова живыми с помощью звука; они работали с силой
звука. Как говорит Зеб-ун-Нисса: "Повторяй постоянно это священное имя,
которое сделает тебя священным". Индусы называли это мантра-йогой; Суфии
дали этому свое название -- Вазифа. Это сила слова, которая воздействует на
каждый атом тела, делая его звучащим, делая его посредником для связи между
внешней и внутренней жизнью.
То, что человек осознает как первый опыт своего духовного развития,
есть тот факт, что он начинает чувствовать общность, связь с живыми
существами; не только с людьми, но и с животными, с птицами, с деревьями и
растениями. Это не сказка, когда святые разговаривали с деревьями и
растениями. Вы можете и сегодня разговаривать с ними, если вы находитесь в
связи. Не только древние времена были благословлены этим старым
благословением; старое благословение сегодня не старо, оно ново. Это то
древнее, которое было, есть и будет; и ни одно преимущество никогда не было
ограничено каким-либо периодом мировой истории. У человека сегодня есть те
же привилегии, если он поймет, что привилегирован. Когда он сам закрывает
свое сердце, когда он позволяет себе быть покрытым жизнью изнутри и снаружи,
без сомнения, он становится исключительным, без сомнения, он отрезает себя
от всего проявления, которое есть единое и нераздельное целое. Именно сам
человек разделяет себя; поскольку жизнь неразделима. И именно открытие связи
с внешней жизнью делает человека шире. Тогда он не говорит о своем друге:
"Это мой друг, я люблю его", но он говорит: "Это я сам, я люблю его". Когда
он достиг этой точки, то может сказать, что достиг понимания любви. До тех
пор, пока он говорит: "Я чувствую симпатию к нему, потому что он мой друг",
его сочувствие еще не полностью пробудилось. Действительное пробуждение его
сочувствия происходит в тот день, когда он видит своего друга и говорит, что
это есть он сам. Тогда сочувствие пробудилось; тогда существует связь внутри
него самого.
Человек закрывает себя не только от внешней жизни, но и от внутренней
части себя, которая является еще более важной. Эта внутренняя часть тоже
является звуком, эта внутренняя часть является светом; и когда человек
осознает его, он узнает язык, который есть язык небес, язык, выражающий
прошлое, настоящее и будущее; язык, открывающий секрет и характер природы,
язык, всегда принимающий и дающий божественное Послание, которое временами
пытались открыть пророки.