Основные свойства восприятия. Избирательность восприятия.То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия
Избирательность восприятия.То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное фоном.
Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции.
Апперцепция -это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия.
Иллюзии восприятия.Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывая. Такие «обманы» органов чувств называют иллюзиями. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в пословицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».
Истинность восприятия проверяют практикой. Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека, его прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия.
Память.
Наш мозг обладает важным свойством. Он не только получает об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти.
Память – это запоминание, сохранение и последующее произведение того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали. Иными словами, память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов.
И.М.Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения.
Память – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы: запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены 3 основных критерия: 1) по объекту запоминания: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная; 2) по степени волевой регуляции: произвольная, непроизвольная; 3) по длительности сохранения в памяти: кратковременная, долговременная, оперативная.
Общая память – это запоминание, сохранение, воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
Словесно – логическая память – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок.
Двигательная память – запоминание, воспроизведение движений и их систем.
Эмоциональная память – память на пережитые чувства.
Произвольная память – память, характеризующая наличие цели, воли.
Непроизвольная память – память, характеризующая отсутствием цели и воли.
Кратковременная память - процесс относительно небольшой по длительности (несколько секунд или минут), по достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.
Долговременная память – процесс относительно длительный по времени, характеризующийся прочностью сохранения воспринятого материала.
Оперативная память - запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.
У каждого человека есть свои особенности памяти. Выделяют различные виды памяти в зависимости от того, 1) что успешнее запоминает человек и 2) как он предпочитает запомнить. Соответственно выделяют: 1) наглядно-образный, словесно-логический, гармонический, 2) зрительный, слуховой, двигательный, смешанный.
Также память можно характеризовать в зависимости от того, насколько развиты у человека отдельные процессы памяти: 1) быстрота запоминания; 2) прочность сохранения; 3) точность воспроизведения; 4) готовность памяти. Наиболее распространенная типология: 1) быстро запоминают – долго хранят; 2) медленно запоминают – долго хранят; 3) быстро запоминают – быстро забывают; 4) медленно запоминают – быстро забывают.
Мышление.
Мышление –это процесс опосредственного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Мышление как высшая форма познавательной деятельности позволяет устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Выделение видов мышления производят по различным основаниям: по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; по характеру решаемых задач: теоретическое, практическое; по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).
Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства.
Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.
Абстракция – выделение одних признаков и отвлечение от других.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Конкретизация – это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
Суждение – это форма мышления, содержания утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Умозаключение – такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными.
Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению.
Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению.
Мышление – очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной. Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность. Эти качества ума становятся своеобразными свойствами личности человека.
Самостоятельность мышления – умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли.
Критичность мышления – объективная оценка других и себя.
Глубина мысли – способность анализировать сравнивать, находить существенное.
Гибкость мысли – умение находить пути решения задачи.
Пытливость мысли – потребность всегда искать наилучшее решение.
Воображение.
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.
Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить песчаную пустыню или тропические леса; хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.
Виды воображения