В) Основные направления работы над совершенствованием речевой деятельности
Как уже не раз говорилось, целью обучения, традиционно именуемого развитием речи, является совершенствование у детей основных видов речевой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо кропотливая и многоплановая работа.
Все обучение речи можно предоставить в виде двух взаимосвязанных направлений:
1) Совершенствование собственно речевой деятельности (говорения, письма, слушания, чтения);
2) Формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности. Взаимоотношение этих направлений можно представить в виде схемы.
1. Совершенствование собственно речевой деятельности
а) обучение; б) обучение созданию высказываний (устн. и письм.), восприятию высказываний (устн. и письм.)
2. Формирование отдельных умений, обеспечивающих:
а) создание высказываний (устн. и письм.); б) восприятие высказываний (уст. высказ. и письм.)
Конечно, как всякая схематизация, предложенное деление условно, но оно позволяет отразить многогранность проводимой в школе работы. Совершенствование речевой деятельности предполагает оттачивание в целом всего комплекса речевых умений, так как для ее осуществления необходимо выполнение всех речевых действий. Понятно, что плодотворным этот процесс не будет, если не уделить должного внимания каждому из умений. Вот почему первое направление обучения речи опирается на второе, продолжает и замыкает его. Второе же направление предусматривает отработку именно отдельных действий, осуществляемых на различных этапах речевой деятельности, т.е. формирование отдельных речевых умений.
Представим эти умения в виде обобщенного перечня. Но сначала сделаем два уточнения:
1) Поскольку говорение – письмо как продуктивные виды речевой деятельности и слушание – чтение как рецептивное предполагают выполнение одних и тех же действий, мы для упрощения изложения, несмотря на наличие специфики, связанной с устной или письменной формой общения, сочли возможным их объединение;
2) При характеристике умений, обеспечивающих чтение и письмо, в данном перечне опущены хоть и очень важные, но вспомогательные, в том числе и технические, умения – они рассматриваются в соответствующих разделах пособия.
Требования программы к развитию связной речи учащихся.
В чем различие в речевой работе с первоклассниками, второклассниками, третьеклассниками.
Обобщенный ответ на этот вопрос достаточно прост. Формирование одних и тех же умений в различных классах следует вести:
ü Во-первых на различном речевом материале – различном по тематике, по характеру, основной мысли, по стилю, по жанру, по строению, по объему;
ü Во-вторых, при большей или меньшей самостоятельности учащихся, при преобладании устной или письменной формы;
ü В-третьих, с использованием различных способов обучения.
Письмо и развитие речи - первый класс.
Речь и ее значение в жизни. Для чего нужна речь?
Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях, и т.п.) по картинке; устных, небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителя), возможно их запись (3-5 предложений).
Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании.
Связная речь.
Речь и ее значение в жизни. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи.
Текст. Вычленение опорных слов в тексте. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой.
Определение темы текста. Выделение частей текста. Озаглавливание небольшого текста и его частей.
Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя текста по вопросам.
Составление и запись предложений (по вопросам, по сюжетной картинке).
Коллективное составление небольшого рассказа (сочинения) о труде, играх, учебе, увлечениях.
Речевая этика. Выражение благодарности. Слова, используемые при знакомстве.