Тема: Профилактика и коррекция нарушений интеллектуального развития
Методические рекомендации по подготовке
К семинарским занятиям И лабораторным работам
Профилактика и коррекция трудностей
участников образовательного процесса (интеллект)
Направление: 050400.68 - Психолого-педагогическое образование
Профиль:050400 (МАГ ПО) - Психология образования
Квалификация (статус) – Магистр психолого-педагогического образования
Форма обучения: очная, 5 курс, 10 семестр (Приём 2011)
План семинарских занятий
Семинар № 1
Тема: Закономерности, условия и движущие силы развития интеллекта в онтогенезе
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема условий, движущих сил развития интеллектуальных способностей в психологии.
2. Психофизиология способностей: врожденные свойства нервной системы, различие «природного» и генетического, возможности влияния на генотип.
3. Роль обучения и деятельности в развитии способностей.
Задания:
- Выписать основные подходы к решению проблеме условий развития интеллекта в психологии, привести примеры.
- Выписать свойства нервной системы, влияющие на разные типы способностей.
- Охарактеризовать основные походы к проблеме соотношения обучения и психического развития.
Основная литература:
1. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.
2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студ. сред. пед.уч. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд.,стереотипное. - М. : Академия, 1998.
Дополнительная литература:
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. – М., 2004.
Семинар №2
Тема: Интеллектуальное развитие в условиях современного образования
Вопросы для обсуждения:
- Развитие интеллектуальных способностей как приоритетная задача современного образования.
- Понятие о развивающем обучении.
- Проблема связи содержания образования и развитие способностей.
- Ориентация современных образовательных программ на развитие интеллекта.
Задания:
- Выписать определение понятия развивающего обучения, принципы развивающего обучения.
- Определить связь содержания образования и развития способностей.
3. Дать характеристику развивающих программ (Например: Г. Домана, Дж. Рензулли, Блума, С. Кейплан, А.Н. Занкова, В.В. Давыдова, А.М. Матюшкина).
Основная литература:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. – М., 2004.
Дополнительная литература:
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.
Семинар № 3-4
Тема: Типы и причины нарушений интеллектуального развития учащихся
Вопросы для обсуждения:
1. Причины нарушений интеллектуального развития и трудностей в освоении образовательных программ у детей и подростков.
2. Типы нарушений интеллектуального развития и трудности освоения образовательных программ.
Задания:
- Выписать причины нарушений интеллектуального развития и трудностей в освоении образовательных программ у детей и подростков.
- Выписать типы нарушений интеллектуального развития.
Основная литература:
- Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.
Дополнительная литература:
- Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение: учебное пособие для вузов : пер. с нем. / К. Барт. - М. : Академия, 2006.
- Безруких М.М. Ребенок идет в школу: учебное пособие / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2000.
- Костяева В.Н. Нестандартный ребенок. - М.: Айрис Пресс, 2004.
Семинар № 5-6
Тема: Профилактика и коррекция нарушений интеллектуального развития
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы построения программ коррекции интеллектуального развития.
2. Содержание программ развития и коррекции интеллекта для обучающихся разных возрастов.
Задания:
- Выписать принципы построения программ коррекции интеллектуального развития.
- Выписать основные проблемы интеллектуального развития в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах.
- Определить задачи и содержание работы по профилактике и развитию нарушений интеллектуального развития в разных возрастах.
- Определить задачи и содержание работы по коррекции нарушений интеллектуального развития в разных возрастах.
Основная литература:
- Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студ. сред. пед.уч. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд.,стереотипное. - М. : Академия, 1998.
Дополнительная литература:
- Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2005.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб. : Речь, 2003.
- Перькова О.И. Интеллектуальный тренинг : учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Речь, 2002.
- Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – СПб.: Питер, 2004.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е издание. - М.: Владос, 2001.
План лабораторных занятий
Лабораторная работа №1-2